Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Казакова М.Г. КЛАССНЫЙ ЧАС «В ДРУЖБЕ – СИЛА!» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА

Библиографическое описание:
Казакова М.Г. Классный час «В дружбе – сила!» для учащихся 1 класса // Современная начальная школа. 2021. № 21. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/21.pdf.

Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у учащихся ключевые компетенции, ценностные ориентации, способность аргументировать свою точку зрения.

Развивающие:

- развивать умение отличать плохое от хорошего.

Воспитательные:

- воспитывать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу.

Форма проведения: беседа – рассуждение.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая.

Необходимое оборудование: толковый словарь, компьютер, проектор, конверты с пословицами, аудиозапись песни «Если с другом вышел в путь», мультфильм «По дороге с облаками», выпуск №209 «Ералаша», цветные карточки со словами – качествами человека.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организация класса. Эмоциональный настрой

Просмотр мультфильма «По дороге с облаками»

II. Сообщение темы и цели занятия

- Ребята, почему же тигрёнку было сначала скучно, а потом стало весело? (Скучно, потому что он был один; весело, потому что он обрёл друзей)

- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем классном часе?

(О друзьях, о дружбе)

- Сегодня мы выясним, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом, определим законы дружбы и станем еще дружнее!

III. Знакомство с понятием "дружба”

- Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость. Но чтобы познакомиться с ними, нам нужно будет поработать в группах.

У вас на каждом ряду лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её и объяснит то, о чём в ней говорится.

1-я группа "Не имей сто рублей, а имей сто друзей”

2-я группа "Без друга на душе вьюга”.

3-я группа "Старый друг лучше новых двух”

IV. Чтение и обсуждение стихотворений, просмотр видео.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг.

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.

- А сейчас нам с вами нужно объяснить значение следующих слов:

«Дружба-приятель-товарищ-друг»

- Кто такой «друг»?

- Что значит «дружить»?

- Как вы думаете, «друг» и «приятель» - одно ли значение у этих слов?

- С кем можно дружить?

- А теперь давайте заглянем с вами в токовый словарь С.И.Ожегова и прочитаем в нём объяснение данных слов.

Дружба- близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

Приятель – близкий и дружески расположенный знакомый.

Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

(С.И. Ожегов «Толковый словарь»)

-Ребята, поднимите руки те, у кого есть друг или подруга.

-Хорошо! Я и не сомневалась, что у вас у всех есть друзья!

Вывод: Друг у человека может быть один - самый близкий, которому доверяешь свои тайны, делишься проблемами, для своих одноклассников, вы должны стать товарищами. Мы должны заступаться за каждого, обязательно выручать из беды.

- Ребята, давайте прослушаем стихотворения и обсудим их вместе.

1 стихотворение «Все живут не тужат…»

Все живут, не тужат, а со мной не дружат,

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита,

Подружись я с Ильиной - стану знаменитой!

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «Дружи со мной! Подружись xoть на день!

Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать».

А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени уговаривать подруг.

Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!»

Вопросы для обсуждения:

-Почему с девочкой никто не хотел дружить?

-Что бы вы ей посоветовали?

-Можно ли заставить насильно дружить?

2 рассказ «Одинаковые»

Жили две неразлучные подружки - первоклассницы. Обе они маленькие, розовощёкие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.

-Мы во всем, во всем одинаковые!

Но однажды Тоня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

-Я получила по математике пять, а Вера - только тройку. Мы стали уже не одинаковые

Мама внимательно посмотрела на дочку.

Потом сказала грустно:

-Да, ты стала хуже...

Вопросы для обсуждения:

-Какая из девочек вам понравилась больше? Почему?

-Почему мама так ответила Тоне? Почему девочка стала хуже?

-Кого из девочек можно назвать настоящим другом?

– Можно ли дружить с героями этих стихов?

(Учащиеся читают стихи «Сонечка» А.Л.Барто и «Жадина» Я.Аким)

«Сонечка»

Тронь её нечаянно —

Сразу: — Караул!

Ольга Николаевна,

Он меня толкнул!

Ой, я укололась! —

Слышен Сонин голос.

Мне попало что-то в глаз,

Я пожалуюсь на вас!

Дома снова жалобы:

— Голова болит…

Я бы полежала бы —

Мама не велит.

Сговорились мальчики:

— Мы откроем счёт,

Сосчитаем жалобы —

Сколько будет в год?

Испугалась Сонечка

И сидит тихонечко.

«Жадина»

Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть её тайно от всех в уголке,

Кто, выйдя во двор, никому из соседей

Не даст прокатиться на велосипеде,

Кто мелом, резинкой, любою безделицей

В классе ни с кем ни за что не поделится —

Имя тому подходящее дадено,

Даже не имя, а прозвище: ЖАДИНА!

Жадину я ни о чём не прошу.

В гости я жадину не приглашу.

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовёшь его.

Поэтому — честно, ребята, скажу —

С жадными я никогда не дружу!

Просмотр выпуска «Ералаш» № 209 «Настоящий друг»

Вопросы для обсуждения:

-Кого из ребят можно назвать настоящим другом? Почему?

-Что бы вы им посоветовали?

-Можно ли заставить дружить насильно?

(ответы детей)

V. Составление цветка "Дружбы” из качеств настоящего друга.

- Итак, ребята, сегодня мы прочитали с вами столько стихов, рассмотрели столько ситуаций, где герои вели себя как настоящие друзья, а иногда – наоборот. Какими же качествами должен обладать настоящий друг?

- Сейчас мы с вами будем из положительных качеств настоящего друга составлять цветок "Дружбы”. У нашего цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе. (Работа в группах)





- Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок.

– Вам нравится?

Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.

VI. Определение "Законов дружбы”

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

1. Один за всех и все за одного.

2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

3. Радуйтесь вместе с друзьями.

4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

-Вы согласны с этими законами? (ответы детей)

- Разместим эти законы в нашем классном уголке.

– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.

VII. Итог.

Песня «Если с другом вышел в путь»

- Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:

– Ребята, давайте жить дружно!

- Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом дружба! Всего вам доброго! Хороших и верных вам друзей!

Библиографический список:

1. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя/ Под ред. И.С.Артюховой. – М.: ВАКО, 2005.- 256с.- (Педагогика. Психология. Управление).

2. Классные часы (беседы, устный журнал, уроки мужества, ток-шоу). Авт.-сост. С.В.Шевченко и др. – Волгоград: Учитель,2003. – 70с.

3. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия /сост. Т.Р.Цымбалюк.– Волгоград: Учитель, 2010. – 135с.