воспитатель
ГБОУ СОШ № 3 Детский сад «Сказка», Самарская область, г. Нефтегорск
Вид, тип проекта: познавательно-исследовательский, среднесрочный.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Проблема:
Много раз, наблюдая с детьми в окно, когда идет дождь, и мы не идем гулять, у ребят появились вопросы. Например, очень интересно, почему идет дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождем? Это и стало причиной возникновения нашего проекта.
Цель:
Выяснить, как образуется дождь.
Задачи:
- Формировать представления детей об испарении жидкостей (солнце – пар – туча – дождь).
- Развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности детей.
- Развивать коммуникативные навыки, умение формулировать проблему, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
- Привлечь родителей к совместной деятельности (эксперименты и игры с водой в домашних условиях).
- Способствовать развитию всех компонентов устной речи через беседу, словесные, дидактические игры, знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора (рассказы, стихи, пословицы, поговорки, загадки, приметы о дожде.
- Воспитывать наблюдательность, любознательность, формировать экологически правильное поведение в природе.
Гипотеза:
- Туча надувалась, надувалась и лопнула.
- Вода испарилась из рек, а вверху, от холода, из пара превратилась в воду и упала на землю.
План реализации проекта:
1 этап – подготовительный
- Организовать цикл наблюдений в природе (за дождем, облаками, тучами).
- Подобрать художественную литературу, пословицы и поговорки, народные приметы, загадки, аудиозапись «Шум дождя».
- Оформить плакат («Круговорот воды в природе»).
- Подобрать и организовать просмотр видеороликов о дожде.
- Пополнить уголок экспериментирования материалом и оборудованием.
- Составить картотеку опытов с водой.
- Подобрать подвижные и речевые игры.
- Подобрать художественные и музыкальные произведения, иллюстрации, картины.
- Работа с родителями (продуктивная деятельность – рисунки по данной теме, эксперименты и игры с водой в домашних условиях).
2 этап – основной, организационно-практический
- Рассматривание картин о природных явлениях.
Примеры рассматриваемых картин: «Кучевые облака», «Тучи», «Дождь летним днем», «Мелкий летний дождь», «Дождь и радуга».
- Разучивание и чтение стихов, загадок, народных примет, пословиц и поговорок о дожде.
- Подвижные, словесные и дидактические игры согласно теме проекта («Ручеек», подвижная игра «Дождик», физкультминутки «Дождик идет»).
- Провести занятие по теме «Круговорот воды в природе».
- Творческая деятельность – рисование «Дождь», «Круговорот воды в природе».
- Опытно-экспериментальная деятельность «Путешествие Капельки» (проведение опытов с детьми в группе в уголке «Экспериментирования»).
Например, «Как цветная вода просачивается сквозь «облако» (с использованием пены для бритья).
- Проведение опытов дома с родителями.
- Рассказ и показ сказки с помощью своих рук о капельке воды:
1.Выглянуло солнце.
2.Следом за ним появилась тучка.
3. Из тучки закапали капельки.
4.Капелек было так много, что на земле образовались лужи.
5. Полили капельки землю и на ней начали расти цветы.
6.Смотрят наши цветы на солнце.
7. Прилетели к цветам бабочки.
8. Из-за тучки выглянуло солнышко.
9. Солнышко осветило всю Землю.
10. Наша любопытная капелька отстала от других капелек дождя и попала в ручеек.
11. Влился ручеек в речку, речка потекла в море, а вместе с ними и капелька.
12. Выглянуло солнышко из-за тучки, протянуло лучики-ладошки к капельке.
13. Превратилась наша капелька в пар.
14. Вернулась капелька-путешественница к маме-тучке.
Вот и закончилось путешествие капельки, а с ним и наша необычная сказка.
3 этап - итоговый этап
- Мультимедийная презентация по теме.
- Занятие коллективного рисования по мотивам сочиненной сказки.
- Драматизация сказки «Путешествие звонкой капельки».
Анализ и оценка результатов проекта.
На основе всех полученных данных, дети самостоятельно приходят к выводу:
«Дождь идет потому, что греет солнце и вода испаряется. В воздухе прохладно и пар превращается в капли воды. Капли соединяются в облака, те–в тучи. Капли становятся большими и тяжелыми и падают на землю.
В результате работы над проектом, дети научились самостоятельно находить ответы на свои вопросы, строить план своего исследования и следовать ему, научились выделять основные понятия, делать предположения, выводы, задавать вопросы и обобщать полученные знания. Свои теоретические знания дети проверили на практике – в экспериментальной деятельности.
На основе проведенных опытов в детском саду и дома, совместно с родителями узнали, что вода проходит два состояния: жидкость, водяной пар. Из горячей воды образуется водяной пар, который поднимаясь вверх, соприкасается с холодным воздухом, собирается в мелкие и лёгкие капельки влаги, из которых получается облако. То есть, облако состоит из воды. Количество капелек увеличивается, они превращаются в большие и тяжёлые капли, которые и проливаются дождём.
Дальнейшее перспективы реализации проблемы на этапе совершенствования.
Исследуя данное природное явление, совместно с детьми пришли к выводу, что дождь – это обычная вода, которая выпадает с неба, из туч, и одно из удивительных явлений, которое существует в природе.
Поняли, что дождь – это одно из звеньев цепочки под названием «круговорот воды в природе».
И у детей появился новый интерес узнать, почему дождь бывает разный? Нужен ли дождь?