Библиографическое описание:
Готовцева Н.С. Воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников через художественное творчество // Современная начальная школа. 2021. № 17. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/17.pdf.
УДК 373
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников, раскрыт потенциал художественно-творческой активности школьников с использованием разнообразных средств, в различных видах учебной и внеурочной деятельности, обоснована необходимость совершенствования воспитательного процесса на основе максимальной включенности младших школьников в художественно-творческую деятельность.
Ключевые слова: младшие школьники, воспитательный процесс, духовно-нравственная культура, национальная культура, художественное творчество.
Необходимым условием формирования всесторонне развитого человека являются: богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус. Не реклама и боевики по телевидению, не компьютерные игры и общение в социальных сетях, а встречи с прекрасным: картиной, скульптурой, словом, песней, традициями и обычаями своего народа, с природой, приобщают детей к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Актуальным направлением воспитания на современном этапе развития общества является формирование у учащихся основ этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.
Проблема приобщения школьников к народной культуре и искусству в последние десятилетия довольно активно разрабатывается. Одной из первых к ее научно-методическому исследованию обратилась проф. Т.Я. Шпикалова. В соответствии с предложенной ею концепцией младшие школьники осваивают наиболее известные народные промыслы, приобщаются к систематическому изучению основ народного декоративно-прикладного искусства. В последнее время идеи приобщения школьников к народной культуре и искусству приобретают все большую популярность и разрабатываются в теории и методиках школьных курсов (А.С. Хворостова, Н.С. Боголюбова и др.).
Приобщение младших школьников к духовному содержанию народного искусства должно опираться на единство восприятия и художественно-практической деятельности, на использование передачи духовно-содержательной информации, творческого взаимоотношения учителя и ученика.
Заметно возрос интерес к национальным и региональным компонентам образования и национальным традициям воспитания. Для реализации национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта Российской Федерации необходима ориентация образования на этнокультурные потребности и образовательные интересы разных национальностей.
Наметившаяся в последнее время тенденция этнопедагогизации учебно-педагогического процесса, разработка и создание национально-региональных образовательных концепций способствуют широкому использованию положительного педагогического опыта народа, сохранению и развитию национальной культуры и его традиций, приобщению детей к культуре народов своего региона. Одним из важных направлений совершенствования системы эстетического воспитания в современных условиях является формирование у учащихся способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве, развитие художественно-творческой активности младших школьников с использованием разнообразных средств, в различных видах учебной и внеурочной деятельности.
Воспитывая таким образом чувство гордости за свою малую родину, за ее культурное наследие, приобщая детей к художественным ценностям и традициям, мы формируем гражданина и патриота, ценящего духовное богатство своего народа.
Дети младшего возраста мало знают о том, какие народы живут в России. Перед любым учителем стоит проблема, какой же способ выбрать, чтобы можно было интересно рассказать о народах России?
Неожиданно возникла интересная идея – создать проект «Культуры народов России и мира глазами учащихся начальных классов посредством ежегодного проведения кинофестиваля «Золотой диск» в Намском улусе», чтобы заинтересовать других ребят обычаями и традициями жизни разных народов, чтобы и они занялись изучением культуры разных национальностей.
В нашем, тогда ещё небольшом коллективе, родилась большая идея о создании места, где каждый сможет реализовать свои таланты и стать частью творческого процесса кинопроизводства. Но где кроются эти таланты? Для нас ответ на этот вопрос был очевиден – дети. На протяжении уже многих лет мы рассказываем и обучаем, наставляем и помогаем в создании своих мини-шедевров детям самых разных возрастов. Мы раскрываем таланты посредством одарённых педагогов и богатой технической базы. Грамотно построенная система обучения позволит нам вырастить настоящих специалистов и подарить стране немало талантливых режиссёров, сценаристов, операторов и актёров. Своим главным ориентиром мы видим возрождение детского кино в Якутии. Но что такое наш фестиваль? Детский кинофестиваль «Золотой диск» - это возможность запечатлеть труды наших учеников. Большое кино маленьких взрослых в больших залах для больших людей. Работа на результат. Важно понимать, что это не просто студия или кружок. Работы наших учеников отправляются на конкурсы и оцениваются действующими специалистами.
Цель работы – создание условий для развития кругозора и информационной культуры учащихся начальных классов, совершенствования профессиональной компетентности педагогов в области разработки кинофильмов с использованием новейших цифровых технологий.
Задачи проекта:
1) Развитие кругозора и информационной культуры учащихся начальных классов;
2) Пропагандировать в обществе культурное образование и информационную культуру;
3) Стимулирование процессов внедрения информационных технологий в деятельность педагогов;
4) Привлечь внимание общественности к кинофестивалю;
5) Сделать его узнаваемым событием (в последующем) – создать бренд.
Этапы и сроки реализации проекта: первый фестиваль планируется в 2021 году. Затем планируем проведение кинофестиваля «Золотой диск» ежегодно.
План реализации целей и задач проекта.
1 Этап: подготовительный:
1.Разработка информационной концепции кинофестиваля: идея, легенда, интересные детали;
2. Работа с журналистами и СМИ: пресс-конференции личные встречи, подготовка и размещение рекламных и информационных материалов,
3. Работа со спонсорами и попечителями проекта;
4. Привлечение внимания общественности к кинофестивалю до его проведения (сделать событие ожидаемым);
5. Разработка положения кинофестиваля, критериев оценивания кинофильмов.
2 этап: основной этап:
1. привлечение потенциальных авторов фильмов к участию в детском кинофестивале;
2. Работа с участниками (авторами фильмов), гостями (членами жюри, спонсорами) и зрителями детского кинофестиваля.
3. Работа пресс-центра в ходе работы кинофестиваля, информационное сопровождение события на электронной странице в сети Интернет.
3. Организация и проведение самого кинофестиваля.
4. Создание сборника фильмов-участников фестиваля;
5. Проведение круглого стола по окончанию смотра кинофильмов, обсуждение итогов, рефлексия.
Ожидаемые результаты и перспективы дальнейшего развития проекта:
Выполнение проекта позволит:
1. Развить информационную, профессиональную культуру учащихся начальных классов;
2. Пропагандировать в обществе культурное образование и информационную культуру;
3. Стимулировать процессы внедрения информационных технологий в деятельность педагогов;
4. Сделать его узнаваемым событием (в последующем) - создать бренд.
Использование национально-культурных ценностей в воспитании детей является наиболее эффективным условием духовно-нравственного благополучия любой нации. Воспитание учащихся нуждается в постоянном совершенствовании и обогащении его методов многовековым народным опытом. Истинная народная культура – это не только народное творчество, это и история народа, его язык, обычаи и традиции.
Вышеперечисленные направления деятельности, которые мы предлагаем реализовать, на наш взгляд представляется наиболее перспективным, поскольку предоставляют возможность решать сложные проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников и учитывать особенности этой деятельности в сфере свободного времени на основе добровольного и свободного выбора.
Развитие школы на основе народной педагогики, национального искусства, нравственно-эстетических идеалов народа – один из главных путей духовного воспитания всех членов ее коллектива.
Сама жизнь выдвигает перед педагогами новые проблемы, подсказывает иные формы работы, побуждая искать новые подходы и методы использования национальных культурных ценностей народа.
Динамику духовного саморазвития школьников можно видеть в умении их выстраивать хорошие взаимоотношения с людьми по высшим общечеловеческим ценностным критериям добра, любви и красоты. Духовность определяют любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость.
Литература
1. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб.: Издательство ОМС, 2010. – 192 с.
2. Зезека Е.М. Духовно-нравственное воспитание молодежи в деятельности учреждений культуры: дисс. на соиск. уч. степни канд. пед. наук. – Тамбов, 2011. – 269 с.
3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 2011. – 186 с.
4. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. –2018. – №6. – С.29-33.
5. Неценко О.В. Понятие «художественно-культурная среда»: необходимость введения в педагогику // Известия ВГПУ. – № 1, 2015. – С. 79-82.
6. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. – М.: ВЛАДОС, 2000 – 248 с.
Готовцева Н.С. Воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников через художественное творчество // Современная начальная школа. 2021. № 17. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/17.pdf.
УДК 373
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников, раскрыт потенциал художественно-творческой активности школьников с использованием разнообразных средств, в различных видах учебной и внеурочной деятельности, обоснована необходимость совершенствования воспитательного процесса на основе максимальной включенности младших школьников в художественно-творческую деятельность.
Ключевые слова: младшие школьники, воспитательный процесс, духовно-нравственная культура, национальная культура, художественное творчество.
Необходимым условием формирования всесторонне развитого человека являются: богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус. Не реклама и боевики по телевидению, не компьютерные игры и общение в социальных сетях, а встречи с прекрасным: картиной, скульптурой, словом, песней, традициями и обычаями своего народа, с природой, приобщают детей к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Актуальным направлением воспитания на современном этапе развития общества является формирование у учащихся основ этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.
Проблема приобщения школьников к народной культуре и искусству в последние десятилетия довольно активно разрабатывается. Одной из первых к ее научно-методическому исследованию обратилась проф. Т.Я. Шпикалова. В соответствии с предложенной ею концепцией младшие школьники осваивают наиболее известные народные промыслы, приобщаются к систематическому изучению основ народного декоративно-прикладного искусства. В последнее время идеи приобщения школьников к народной культуре и искусству приобретают все большую популярность и разрабатываются в теории и методиках школьных курсов (А.С. Хворостова, Н.С. Боголюбова и др.).
Приобщение младших школьников к духовному содержанию народного искусства должно опираться на единство восприятия и художественно-практической деятельности, на использование передачи духовно-содержательной информации, творческого взаимоотношения учителя и ученика.
Заметно возрос интерес к национальным и региональным компонентам образования и национальным традициям воспитания. Для реализации национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта Российской Федерации необходима ориентация образования на этнокультурные потребности и образовательные интересы разных национальностей.
Наметившаяся в последнее время тенденция этнопедагогизации учебно-педагогического процесса, разработка и создание национально-региональных образовательных концепций способствуют широкому использованию положительного педагогического опыта народа, сохранению и развитию национальной культуры и его традиций, приобщению детей к культуре народов своего региона. Одним из важных направлений совершенствования системы эстетического воспитания в современных условиях является формирование у учащихся способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве, развитие художественно-творческой активности младших школьников с использованием разнообразных средств, в различных видах учебной и внеурочной деятельности.
Воспитывая таким образом чувство гордости за свою малую родину, за ее культурное наследие, приобщая детей к художественным ценностям и традициям, мы формируем гражданина и патриота, ценящего духовное богатство своего народа.
Дети младшего возраста мало знают о том, какие народы живут в России. Перед любым учителем стоит проблема, какой же способ выбрать, чтобы можно было интересно рассказать о народах России?
Неожиданно возникла интересная идея – создать проект «Культуры народов России и мира глазами учащихся начальных классов посредством ежегодного проведения кинофестиваля «Золотой диск» в Намском улусе», чтобы заинтересовать других ребят обычаями и традициями жизни разных народов, чтобы и они занялись изучением культуры разных национальностей.
В нашем, тогда ещё небольшом коллективе, родилась большая идея о создании места, где каждый сможет реализовать свои таланты и стать частью творческого процесса кинопроизводства. Но где кроются эти таланты? Для нас ответ на этот вопрос был очевиден – дети. На протяжении уже многих лет мы рассказываем и обучаем, наставляем и помогаем в создании своих мини-шедевров детям самых разных возрастов. Мы раскрываем таланты посредством одарённых педагогов и богатой технической базы. Грамотно построенная система обучения позволит нам вырастить настоящих специалистов и подарить стране немало талантливых режиссёров, сценаристов, операторов и актёров. Своим главным ориентиром мы видим возрождение детского кино в Якутии. Но что такое наш фестиваль? Детский кинофестиваль «Золотой диск» - это возможность запечатлеть труды наших учеников. Большое кино маленьких взрослых в больших залах для больших людей. Работа на результат. Важно понимать, что это не просто студия или кружок. Работы наших учеников отправляются на конкурсы и оцениваются действующими специалистами.
Цель работы – создание условий для развития кругозора и информационной культуры учащихся начальных классов, совершенствования профессиональной компетентности педагогов в области разработки кинофильмов с использованием новейших цифровых технологий.
Задачи проекта:
1) Развитие кругозора и информационной культуры учащихся начальных классов;
2) Пропагандировать в обществе культурное образование и информационную культуру;
3) Стимулирование процессов внедрения информационных технологий в деятельность педагогов;
4) Привлечь внимание общественности к кинофестивалю;
5) Сделать его узнаваемым событием (в последующем) – создать бренд.
Этапы и сроки реализации проекта: первый фестиваль планируется в 2021 году. Затем планируем проведение кинофестиваля «Золотой диск» ежегодно.
План реализации целей и задач проекта.
1 Этап: подготовительный:
1.Разработка информационной концепции кинофестиваля: идея, легенда, интересные детали;
2. Работа с журналистами и СМИ: пресс-конференции личные встречи, подготовка и размещение рекламных и информационных материалов,
3. Работа со спонсорами и попечителями проекта;
4. Привлечение внимания общественности к кинофестивалю до его проведения (сделать событие ожидаемым);
5. Разработка положения кинофестиваля, критериев оценивания кинофильмов.
2 этап: основной этап:
1. привлечение потенциальных авторов фильмов к участию в детском кинофестивале;
2. Работа с участниками (авторами фильмов), гостями (членами жюри, спонсорами) и зрителями детского кинофестиваля.
3. Работа пресс-центра в ходе работы кинофестиваля, информационное сопровождение события на электронной странице в сети Интернет.
3. Организация и проведение самого кинофестиваля.
4. Создание сборника фильмов-участников фестиваля;
5. Проведение круглого стола по окончанию смотра кинофильмов, обсуждение итогов, рефлексия.
Ожидаемые результаты и перспективы дальнейшего развития проекта:
Выполнение проекта позволит:
1. Развить информационную, профессиональную культуру учащихся начальных классов;
2. Пропагандировать в обществе культурное образование и информационную культуру;
3. Стимулировать процессы внедрения информационных технологий в деятельность педагогов;
4. Сделать его узнаваемым событием (в последующем) - создать бренд.
Использование национально-культурных ценностей в воспитании детей является наиболее эффективным условием духовно-нравственного благополучия любой нации. Воспитание учащихся нуждается в постоянном совершенствовании и обогащении его методов многовековым народным опытом. Истинная народная культура – это не только народное творчество, это и история народа, его язык, обычаи и традиции.
Вышеперечисленные направления деятельности, которые мы предлагаем реализовать, на наш взгляд представляется наиболее перспективным, поскольку предоставляют возможность решать сложные проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников и учитывать особенности этой деятельности в сфере свободного времени на основе добровольного и свободного выбора.
Развитие школы на основе народной педагогики, национального искусства, нравственно-эстетических идеалов народа – один из главных путей духовного воспитания всех членов ее коллектива.
Сама жизнь выдвигает перед педагогами новые проблемы, подсказывает иные формы работы, побуждая искать новые подходы и методы использования национальных культурных ценностей народа.
Динамику духовного саморазвития школьников можно видеть в умении их выстраивать хорошие взаимоотношения с людьми по высшим общечеловеческим ценностным критериям добра, любви и красоты. Духовность определяют любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость.
Литература
1. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб.: Издательство ОМС, 2010. – 192 с.
2. Зезека Е.М. Духовно-нравственное воспитание молодежи в деятельности учреждений культуры: дисс. на соиск. уч. степни канд. пед. наук. – Тамбов, 2011. – 269 с.
3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 2011. – 186 с.
4. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. –2018. – №6. – С.29-33.
5. Неценко О.В. Понятие «художественно-культурная среда»: необходимость введения в педагогику // Известия ВГПУ. – № 1, 2015. – С. 79-82.
6. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. – М.: ВЛАДОС, 2000 – 248 с.