Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Зиновьева Т.А. УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Б.С. ЖИТКОВ "КАК Я ЛОВИЛ ЧЕЛОВЕЧКОВ". ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ"

Библиографическое описание:
Зиновьева Т.А. Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Б.С. Житков "Как я ловил человечков". Герои произведения" // Современная начальная школа. 2022. № 3 (34). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/34.pdf.

Цель урока:

Расширить знания о творчестве Б. С. Житкова, раскрыть смысл рассказа, учить анализировать, сравнивать поступки и характер героев, определять своё отношение к ним и высказывать своё мнение о героях произведения.

Формируемые УУД:

Предметные:

- отрабатывать навыки беглого и выразительного чтения;

- учиться ориентироваться в тексте;

- анализировать по поступкам характер героев;

- пересказывать прочитанное;

Коммуникативные:

- инициативно сотрудничать с учителем и одноклассниками;

- отвечать на вопросы по содержанию произведения;

-учиться слушать и высказывать своё мнение;

Регулятивные:

- ставить учебную задачу урока;

- оценивать свою работу на уроке;

Личностные:

- нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование:

· Компьютер

· Мультимедийный проектор

· Презентация

· Дидактический материал: портрет писателя, ключевые слова, иллюстрации произведения

Этапы урока

Ход урока

Примечание

1. Психологический настрой

Речевая разминка

Добрый день, ребята (повернитесь к гостям и поздоровайтесь) подравнялись все, тихо сели.

Работа со скороговоркой.

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели. (Чтение про себя, чтение вслух медленно, быстро, по одному).

Динамическое чтение вслух

«Буксир» Чтение рядов слов про себя, вслух хором.

2. Актуализация знаний.

-Как называется произведение, которое вы читали?

- Это рассказ или сказка? Почему вы так считаете?

- Кто автор произведения?

- Что вы запомнили о нём с прошлого урока? У вас на партах карточки со словами, выбирайте подходящие к биографии автора и прикрепляйте под портретом.

- Кто герои рассказа? (Боря и бабушка)

Портрет писателя

Слова об авторе (писатель, моряк, капитан, ихтиолог, инженер, преподаватель)

(не относятся к автору: водитель, художник)

Иллюстрации героев (мальчик Борис, бабушка)

Слайд 1

3.Формулирование темы и постановка целей урока.

Кто предположит, какая тема нашего урока?

Тема урока: «Герои рассказа «Как я ловил человечков».

Сегодня на уроке вы будете учиться анализировать, сравнивать поступки и характер героев, определять своё отношение к ним и высказывать своё мнение о героях произведения. Ориентироваться в тексте, выразительно читать и пересказывать прочитанное.

У вас на партах листы с таблицей. В таблице две колонки, запишите туда героев рассказа. Будем работать над произведением и находить слова, характеризующие их и записывать в таблицу.

а листе разделённом на две колонки пишут Боря и бабушка.

Слайд 2,3

4.Работа по теме урока. (основная часть)

1.Чтение начала рассказа вслух.

(Сначала до слов «Если бы у меня хоть один был такой».)

- Каким был Борюшка? (маленьким)

-А какой была бабушка? (старая) Запишите слова под героями в таблицу.

2.Чтение следующего отрывка по ролям.

Со слов

«Я сразу запросил у бабушки. До

Бабушка не убрала параходик».

-Что очень хотелось сделать Боре?

- Каким он был? (Любопытным- новое слово, оъяснить)

Любопытство- стремление узнать что- либо во всех даже несущественных подробностях. Может стать пороком, потому, что поддавшись ему человек забывает обо всём.

Прочитайте пословицы про этот порок.

Любопытной Варваре на базаре нос оторвали. Гляди глазами, да не тронь руками.

-А бабушка? (Добрая)

Запишите эти слова.

-Что обещал Боря бабушке? (Не трогать кораблик.)

- Ребята, уметь сдержать слово, это хорошо?

3. Работа с пословицами.

-Какая пословица подходит к этой части рассказа?

Будешь стараться – всё может удасться.

В семье дружат, живут, не тужат.

Верный друг лучше сотни слуг.

Смелый побеждает, а трус погибает.

Давши слово - держись, а не давши - крепись.

Слайд 4

Слайд 5

5. Физминутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали

Великанами мы стали.

4. Чтение про себя. Со слов

«Я всё смотрел на пароходик». До слов. «Я с горя заснул».

-Что вы узнали о Боре из этого отрывка? (Он трусливый – записывают в таблицу)

Кого так называют?

5. Найдите и прочитаем вслух отрывок со слов. «И вот я тайком от бабушки»…

До слов.

«А ночью, когда все-все заснут, тут у них работа».

-Как вы думаете хлеб и леденец взяли человечки?

- Как называют того, кто что-то придумывает? Знакомство с новым словом.

Фантазёр- человек, который любит фантазировать, мечтать. Фантазировать- предаваться несбыточным предположениям.

Составим синквейн со словом фантазёр.

У детей на парте памятка по составлению синквейна.

Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

· Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

· Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

· Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

· Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

· Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

1. Фантазёр- мальчик.

2.Мечтательный, творческий, фантастический.

3.Фантазировать, воображать, придумывать.

4. Мечтает о несбыточном.

5.Мечтатель

6. Чтение следующего отрывка. Со слов.

«Я всё время думал о человечках». До слов. «Вдруг забыла что-нибудь»?

-Что нового вы узнали о героях?

(Боря был нетерпеливым, врунишкой, бабушка заботливая)

-Приводят примеры из рассказа, подтверждающие эти слова.

7. Пересказ конца рассказа.

-Как вы поняли слова «Теперь всё пропало».

-Сдержал ли Боря своё слово не подходить к пароходику?

Слайд 6

6. Заключение. Составление рассказа о героях.

7Рефлексия.

- Ребята, почему плакал Боря?

- Выберите из предложенных ответов.

1. От того, что не нашёл человечков.

2. Жалко было пароходик.

3. Он обманул бабушку.

-Что вы посоветовали Боре, чтобы этого не произошло? (Спросить у бабушки про человечков.)

-Составьте рассказ о Боре и бабушке используя слова из таблицы. Несколько детей рассказывают о героях.

Боря-маленький, любопытный, трусливый, врунишка, фантазёр, нетерпеливый, невежливый, безответственный (не смог сдержать слово).

Бабушка- старая, добрая, строгая, заботливая, умеет хранить память о дорогих ей людях.

-Сделаем вывод.

-Кто из героев более положительный?

-Чему вас учит поступок Бори? (Не брать что- либо без разрешения.)

Оценивание обучающихся.

-Понравился вам урок? Выберите и раскрасьте смайлик на листе с таблицей.

- Чему научились на уроке? (Находить в тексте слова о героях, составлять рассказ, оценивать поступки героев.)

Слайд 7.8

9. Домашнее задание

Нарисовать героев рассказа и письменно составить об одном из них рассказ, используя таблицу.