Библиографическое описание:
Бабонова И.А. Нетрадиционные формы дыхательной гимнастики. Парадоксальная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой // Современная начальная школа. 2021. № 20. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/20.pdf.
Цель:
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе проведения дыхательной гимнастики с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- показать значение дыхательной гимнастики, как одно из средств профилактики заболеваний и коррекции произношения звуков.
- формирование знаний по проведению дыхательной гимнастики на практике.
- познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой с детьми дошкольного возраста;
- обучить приёмам проведения дыхательных упражнений.
План проведения мастер – класса
I. Теоретическая часть.
1. Дыхательная гимнастика, как форма оздоровительной и коррекционной работы
с детьми дошкольного возраста.
2. Основные направления и содержание работы по развитию правильного
дыхания у детей.
II. Практическая часть.
1. Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений на развитие
дыхания.
2. Нетрадиционные формы дыхательной гимнастики.
3. Усвоение правил проведения дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
4. Разучивание комплекса дыхательной гимнастики.
III. Заключение.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для Вас мастер – класс, тема которого "Нетрадиционные формы дыхательной гимнастики - парадоксальная гимнастика по методу Стрельниковой А.Н."
Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление и профилактику физического здоровья ребенка.
В настоящее время мы часто сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. Такие заболевания, как ринит, гайморит, аденоиды, хронический бронхит и др. часто являются причиной нарушения звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.
Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз, нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием, появляются запинки. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Дыхание у многих детей поверхностное, учащённое. Кроме того, большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом. Йоги отмечают, что дышать ртом так же неестественно, как принимать пищу через нос. Они утверждают, что дети, которые дышат через рот, могут отставать в умственном развитии. Поэтому адаптация дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста приобретает актуальность в современной действительности.
Дыхательная гимнастика способствует профилактике болезней дыхательных путей, развитию речи, формирует верное произношение звуков, а также прекрасно укрепляет детский организм. Без правильного дыхания,для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, не возможна правильная речь.
Польза дыхательной гимнастики неоспорима, ведь она:
• повышает общий жизненный тонус человека, сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы;
• восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
• предупреждает застойные явления в легких, удаляет мокроту, способствует нормализации физиологического дыхания через нос:
• укрепляет дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы;
• стимулирует обмен веществ, благотворно воздействует на эндокринную и сердечно-сосудистую системы, кровообращение;
• насыщает организм оптимальным количеством кислорода;
· восстанавливает работу нервной системы после болезни;
· ускоряет обменные процессы;
· имеет противовоспалительные свойства, восстанавливает кровоснабжение;
· способно исправить деформацию позвоночника и грудной клетки, появившуюся в результате заболеваний;
· положительно влияет на психическое здоровье человека, повышает иммунитет.
Таким образом видна необходимость проведения дыхательной гимнастики с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Следует различать физиологическое (жизненное) дыхание и речевое дыхание, которые значительно отличаются друг от друга.
Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Происходит этот процесс непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.
Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от «жизненного» тем, что это управляемый процесс. В речевом дыхании вдох короткий, а выдох длинный; количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы
Задачи по формированию речевого дыхания:
Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.
Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Дифференцировать ротовой и носовой выдох.
Развивать диафрагмально - нижнереберное дыхание;
Различают четыре типа дыхания:
• нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя);
• среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается);
• верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного – средняя часть);
• смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).
Дыхательную гимнастику можно использовать в течение всего дня - в проведении утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в проведении физкультминуток, в различных формах активного отдыха.
Дыхательная гимнастика активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.
Нетрадиционные формы дыхательной гимнастики.
Существует много разновидностей дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения главным образом основаны на методах Б.С.Толкачёва, А.Н. Стрельниковой, К.П. Бутейко, используется оздоровительное дыхание по системе йогов и другие.
Методика дыхательной гимнастики Б. С. Толкачева
Данный метод, предложенный Борисом Сергеевичем, физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями, характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом, и в сжатии с большой силой грудной клетки в области нижних (свободных) ребер и диафрагмы.
Методика дыхательной гимнастики К. П. Бутейко.
Суть метода Константина Павловича заключается в освоении неглубокого дыхания и задержке дыхания. Тренировка заключается в том, чтобы усилием воли уменьшать глубину вдоха, дышать «поверхностно». Однако при этом нужно избегать основной ошибки – чрезмерно удлинять паузу, так как это приводит к углублению дыхания.
Методика дыхательных упражнений йогов.
Двухфазное йоговское дыхание предполагает раздельный попеременный вдох то одной, то другой ноздрей.
Методика звукового дыхания М. Л. Лазарева.
Методика Михаила Львовича направлена на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Разные звуки порождают разные вибрации, которые, в свою очередь, влияют на наше самочувствие.
Методика парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
Суть этой методики — в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно.
Правила выполнения дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
1. Думайте только о вдохе носом. Тренируйте только вдох. Вдох - шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши). «Гарью пахнет! Тревога!».
Самая грубая ошибка – тянуть вдох, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе!
2. Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно (желательно через рот). Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Вдох - предельно активный (только через нос), выдох - абсолютно пассивный (через рот не видно и не слышно). Шумного выдоха не должно быть!
3. Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской гимнастике нет вдоха без движения, а движения - без вдоха.
4. Все вдохи-движения стрельниковской гимнастики делаются в темпоритме строевого шага.
5. Счет в стрельниковской гимнастике - только на 8, считать мысленно, не вслух.
6. Упражнения можно делать стоя, сидя и лежа.
Гимнастика А.Н. Стрельниковой.
Метод дыхательной гимнастики открыла для себя мать Александры Николаевны – Александра Северовна Стрельникова, которая, так же как и дочь, была преподавательницей пения. Дыхательная гимнастика Стрельниковой изначально предназначалась для восстановления голоса и для расширения его диапазона.
Первоначально Александра Северовна даже не предполагала, что ее дыхательная гимнастика сможет лечить людей. Совершенно случайно (мать А.С. Стрельникова и дочь А.Н. Стрельникова) обнаружили, что упражнения способны снять приступ удушья, а также могут улучшить состояние при угрозе сердечного приступа и при других проблемах.
Александра Николаевна регулярно занималась парадоксальной гимнастикой и в преклонном возрасте не знала тех недугов, которыми страдает большинство пожилых людей: у нее не было проблем с сердцем, ее миновала болезнь века остеохондроз, у нее никогда не повышалось давление.
Сейчас этой методикой занимается её единственный ученик М.Н. Щетинин. Он ведёт приём и консультации в Москве.
Гимнастику Стрельниковой называют парадоксальной. Сама Александра Николаевна неоднократно повторяла: «Да, наша гимнастика парадоксальна, потому что вдох мы делаем в момент движений, сжимающих грудную клетку! »
Вдох – это жизнь, вдох – это самый главный элемент парадоксальной дыхательной гимнастики Стрельниковой, своеобразный краеугольный камень, на котором стоит весь комплекс упражнений. Вдох должен быть максимально активен, выдох - пассивен. Выдох осуществляется свободно через рот. Благодаря сжатию грудной клетки при вдохе дополнительный кислород насыщает организм и одновременно оказывает положительное действие на организм, способствуя его оздоровлению. Происходит "внутренний массаж" практически всех органов.
Время показало, что эта методика дает хорошие результаты при бронхиальной астме, хронической пневмонии, хроническом бронхите, хроническом насморке и гайморите, гриппе, гипертонии и гипотонии, сердечной недостаточности, аритмии, заикании, остеохондрозе.
Противопоказаниями к применению дыхательной гимнастики Стрельниковой являются: высокая степень близорукости, глаукома, очень высокое артериальное давление.
Я предлагаю вам познакомиться и научиться правильно выполнять дыхательные упражнения, чтобы в дальнейшем использовать эти знания в работе с детьми.
Все упражнения ритмизированы. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему упражнению. Общая продолжительность гимнастики 5-7 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый следующий день добавляется еще по одному.
Упражнение 1. «Ладошки».
Исходное положение: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить.
Делать короткий шумный активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или через рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.
Упражнение 2. «Погончики»
Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу.
В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.
Упражнение 3. «Насос»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхать пол»). Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.
Упражнение 4 «Кошка»
Исходное положение: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты.
Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в исходное положение.
Упражнение 5 «Обними плечи».
Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу.
В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.
Упражнение 6.«Большой маятник»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям – шумный вход. Сразу же немного откинуться назад, чуть согнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи – еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами-движениями. Вернуться в исходное положение.
Упражнение 7. «Повороты головы»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох слева. Выдох пассивный между вдохами.
Упражнение 8. «Ушки».
Исходное положение: встать прямо, смотреть перед собой.
Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево — тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, наклоны делать без перерыва.
Упражнение 9. «Малый маятник»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок – тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.
Упражнение 10. «Перекаты»
Исходное положение: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела – на обеих ногах.
Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Между вдохами – пассивный выдох. Упражнение выполнять 8 раз без остановки. Поменять ногу.
Упражнение 11. «Танцевальные шаги».
Исходное положение: встать прямо, руки опущены вдоль тела.
Поднять согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге – вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую – вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.
И в заключении я хочу сказать о том, что, прежде чем проводить дыхательную гимнастику со всеми детьми, следует ознакомиться с их медицинскими картами. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!
Уважаемые коллеги, я благодарю вас за внимание и усердие, надеюсь, что мастер – класс был для вас информативен, полезен и интересен. Я подготовила для вас памятки по проведению дыхательной гимнастики.
Памятка по проведению дыхательной гимнастики.
1. Дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветриваемом помещении.
2. Не рекомендуется проводить дыхательную гимнастику на сытый желудок.
3. Не выполнять дыхательную гимнастику, если ребёнок в плохом настроении или болен.
4. Сначала учим детей общим дыхательным упражнениям:
- учим дышать при закрытом рте: тренируем носовой выдох.
- затем тренируем ротовой выдох, закрывая при этом ноздри.
5. Учим задерживать дыхание на 1-2 секунды.
6. На следующем этапе учим направленной воздушной струе (помним, что воздух должен проходить по середине языка, щёки при этом не надуваются).
7. При выполнении дыхательных упражнений не следует переутомлять ребёнка (длительность выполнения упражнений не больше 5 минут), следите за тем, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.
8. Ребёнок должен быть в свободной одежде, не стесняющей движения.
9. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт, музыку.
10. Дозируйте количество и темп проведения упражнений.
11. Дыхательная гимнастика проводится с детьми в игровой форме.
Бабонова И.А. Нетрадиционные формы дыхательной гимнастики. Парадоксальная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой // Современная начальная школа. 2021. № 20. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/20.pdf.
Цель:
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе проведения дыхательной гимнастики с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- показать значение дыхательной гимнастики, как одно из средств профилактики заболеваний и коррекции произношения звуков.
- формирование знаний по проведению дыхательной гимнастики на практике.
- познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой с детьми дошкольного возраста;
- обучить приёмам проведения дыхательных упражнений.
План проведения мастер – класса
I. Теоретическая часть.
1. Дыхательная гимнастика, как форма оздоровительной и коррекционной работы
с детьми дошкольного возраста.
2. Основные направления и содержание работы по развитию правильного
дыхания у детей.
II. Практическая часть.
1. Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений на развитие
дыхания.
2. Нетрадиционные формы дыхательной гимнастики.
3. Усвоение правил проведения дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
4. Разучивание комплекса дыхательной гимнастики.
III. Заключение.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для Вас мастер – класс, тема которого "Нетрадиционные формы дыхательной гимнастики - парадоксальная гимнастика по методу Стрельниковой А.Н."
Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление и профилактику физического здоровья ребенка.
В настоящее время мы часто сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. Такие заболевания, как ринит, гайморит, аденоиды, хронический бронхит и др. часто являются причиной нарушения звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.
Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз, нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием, появляются запинки. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Дыхание у многих детей поверхностное, учащённое. Кроме того, большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом. Йоги отмечают, что дышать ртом так же неестественно, как принимать пищу через нос. Они утверждают, что дети, которые дышат через рот, могут отставать в умственном развитии. Поэтому адаптация дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста приобретает актуальность в современной действительности.
Дыхательная гимнастика способствует профилактике болезней дыхательных путей, развитию речи, формирует верное произношение звуков, а также прекрасно укрепляет детский организм. Без правильного дыхания,для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, не возможна правильная речь.
Польза дыхательной гимнастики неоспорима, ведь она:
• повышает общий жизненный тонус человека, сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы;
• восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
• предупреждает застойные явления в легких, удаляет мокроту, способствует нормализации физиологического дыхания через нос:
• укрепляет дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы;
• стимулирует обмен веществ, благотворно воздействует на эндокринную и сердечно-сосудистую системы, кровообращение;
• насыщает организм оптимальным количеством кислорода;
· восстанавливает работу нервной системы после болезни;
· ускоряет обменные процессы;
· имеет противовоспалительные свойства, восстанавливает кровоснабжение;
· способно исправить деформацию позвоночника и грудной клетки, появившуюся в результате заболеваний;
· положительно влияет на психическое здоровье человека, повышает иммунитет.
Таким образом видна необходимость проведения дыхательной гимнастики с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Следует различать физиологическое (жизненное) дыхание и речевое дыхание, которые значительно отличаются друг от друга.
Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Происходит этот процесс непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.
Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от «жизненного» тем, что это управляемый процесс. В речевом дыхании вдох короткий, а выдох длинный; количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы
Задачи по формированию речевого дыхания:
Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.
Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Дифференцировать ротовой и носовой выдох.
Развивать диафрагмально - нижнереберное дыхание;
Различают четыре типа дыхания:
• нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя);
• среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается);
• верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного – средняя часть);
• смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).
Дыхательную гимнастику можно использовать в течение всего дня - в проведении утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в проведении физкультминуток, в различных формах активного отдыха.
Дыхательная гимнастика активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.
Нетрадиционные формы дыхательной гимнастики.
Существует много разновидностей дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения главным образом основаны на методах Б.С.Толкачёва, А.Н. Стрельниковой, К.П. Бутейко, используется оздоровительное дыхание по системе йогов и другие.
Методика дыхательной гимнастики Б. С. Толкачева
Данный метод, предложенный Борисом Сергеевичем, физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями, характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом, и в сжатии с большой силой грудной клетки в области нижних (свободных) ребер и диафрагмы.
Методика дыхательной гимнастики К. П. Бутейко.
Суть метода Константина Павловича заключается в освоении неглубокого дыхания и задержке дыхания. Тренировка заключается в том, чтобы усилием воли уменьшать глубину вдоха, дышать «поверхностно». Однако при этом нужно избегать основной ошибки – чрезмерно удлинять паузу, так как это приводит к углублению дыхания.
Методика дыхательных упражнений йогов.
Двухфазное йоговское дыхание предполагает раздельный попеременный вдох то одной, то другой ноздрей.
Методика звукового дыхания М. Л. Лазарева.
Методика Михаила Львовича направлена на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Разные звуки порождают разные вибрации, которые, в свою очередь, влияют на наше самочувствие.
Методика парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
Суть этой методики — в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно.
Правила выполнения дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
1. Думайте только о вдохе носом. Тренируйте только вдох. Вдох - шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши). «Гарью пахнет! Тревога!».
Самая грубая ошибка – тянуть вдох, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе!
2. Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно (желательно через рот). Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Вдох - предельно активный (только через нос), выдох - абсолютно пассивный (через рот не видно и не слышно). Шумного выдоха не должно быть!
3. Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской гимнастике нет вдоха без движения, а движения - без вдоха.
4. Все вдохи-движения стрельниковской гимнастики делаются в темпоритме строевого шага.
5. Счет в стрельниковской гимнастике - только на 8, считать мысленно, не вслух.
6. Упражнения можно делать стоя, сидя и лежа.
Гимнастика А.Н. Стрельниковой.
Метод дыхательной гимнастики открыла для себя мать Александры Николаевны – Александра Северовна Стрельникова, которая, так же как и дочь, была преподавательницей пения. Дыхательная гимнастика Стрельниковой изначально предназначалась для восстановления голоса и для расширения его диапазона.
Первоначально Александра Северовна даже не предполагала, что ее дыхательная гимнастика сможет лечить людей. Совершенно случайно (мать А.С. Стрельникова и дочь А.Н. Стрельникова) обнаружили, что упражнения способны снять приступ удушья, а также могут улучшить состояние при угрозе сердечного приступа и при других проблемах.
Александра Николаевна регулярно занималась парадоксальной гимнастикой и в преклонном возрасте не знала тех недугов, которыми страдает большинство пожилых людей: у нее не было проблем с сердцем, ее миновала болезнь века остеохондроз, у нее никогда не повышалось давление.
Сейчас этой методикой занимается её единственный ученик М.Н. Щетинин. Он ведёт приём и консультации в Москве.
Гимнастику Стрельниковой называют парадоксальной. Сама Александра Николаевна неоднократно повторяла: «Да, наша гимнастика парадоксальна, потому что вдох мы делаем в момент движений, сжимающих грудную клетку! »
Вдох – это жизнь, вдох – это самый главный элемент парадоксальной дыхательной гимнастики Стрельниковой, своеобразный краеугольный камень, на котором стоит весь комплекс упражнений. Вдох должен быть максимально активен, выдох - пассивен. Выдох осуществляется свободно через рот. Благодаря сжатию грудной клетки при вдохе дополнительный кислород насыщает организм и одновременно оказывает положительное действие на организм, способствуя его оздоровлению. Происходит "внутренний массаж" практически всех органов.
Время показало, что эта методика дает хорошие результаты при бронхиальной астме, хронической пневмонии, хроническом бронхите, хроническом насморке и гайморите, гриппе, гипертонии и гипотонии, сердечной недостаточности, аритмии, заикании, остеохондрозе.
Противопоказаниями к применению дыхательной гимнастики Стрельниковой являются: высокая степень близорукости, глаукома, очень высокое артериальное давление.
Я предлагаю вам познакомиться и научиться правильно выполнять дыхательные упражнения, чтобы в дальнейшем использовать эти знания в работе с детьми.
Все упражнения ритмизированы. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему упражнению. Общая продолжительность гимнастики 5-7 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый следующий день добавляется еще по одному.
Упражнение 1. «Ладошки».
Исходное положение: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить.
Делать короткий шумный активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или через рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.
Упражнение 2. «Погончики»
Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу.
В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.
Упражнение 3. «Насос»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхать пол»). Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.
Упражнение 4 «Кошка»
Исходное положение: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты.
Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в исходное положение.
Упражнение 5 «Обними плечи».
Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу.
В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.
Упражнение 6.«Большой маятник»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям – шумный вход. Сразу же немного откинуться назад, чуть согнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи – еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами-движениями. Вернуться в исходное положение.
Упражнение 7. «Повороты головы»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох слева. Выдох пассивный между вдохами.
Упражнение 8. «Ушки».
Исходное положение: встать прямо, смотреть перед собой.
Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево — тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, наклоны делать без перерыва.
Упражнение 9. «Малый маятник»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок – тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.
Упражнение 10. «Перекаты»
Исходное положение: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела – на обеих ногах.
Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Между вдохами – пассивный выдох. Упражнение выполнять 8 раз без остановки. Поменять ногу.
Упражнение 11. «Танцевальные шаги».
Исходное положение: встать прямо, руки опущены вдоль тела.
Поднять согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге – вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую – вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.
И в заключении я хочу сказать о том, что, прежде чем проводить дыхательную гимнастику со всеми детьми, следует ознакомиться с их медицинскими картами. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!
Уважаемые коллеги, я благодарю вас за внимание и усердие, надеюсь, что мастер – класс был для вас информативен, полезен и интересен. Я подготовила для вас памятки по проведению дыхательной гимнастики.
Памятка по проведению дыхательной гимнастики.
1. Дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветриваемом помещении.
2. Не рекомендуется проводить дыхательную гимнастику на сытый желудок.
3. Не выполнять дыхательную гимнастику, если ребёнок в плохом настроении или болен.
4. Сначала учим детей общим дыхательным упражнениям:
- учим дышать при закрытом рте: тренируем носовой выдох.
- затем тренируем ротовой выдох, закрывая при этом ноздри.
5. Учим задерживать дыхание на 1-2 секунды.
6. На следующем этапе учим направленной воздушной струе (помним, что воздух должен проходить по середине языка, щёки при этом не надуваются).
7. При выполнении дыхательных упражнений не следует переутомлять ребёнка (длительность выполнения упражнений не больше 5 минут), следите за тем, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.
8. Ребёнок должен быть в свободной одежде, не стесняющей движения.
9. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт, музыку.
10. Дозируйте количество и темп проведения упражнений.
11. Дыхательная гимнастика проводится с детьми в игровой форме.