Высшая школа делового администрирования
Конференции
Сентябрь 2023

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИНСТРУМЕНТОВ) В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Котова Ирина Евгеньевна
методист
Сотникова Елена Александровна
педагог-организатор
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр дополнительного образования "Одаренность"

В настоящее время современное поколение значительную часть времени занимает общением в социальных сетях. Спрос на всемирную сеть растет с каждым годом, затягивая в свои объятия все больше и больше людей самой разной возрастной категории. Нельзя в полной мере оценить сетевые ресурсы как позитивные или негативные, но можно с уверенностью сказать, что благодаря сетевым ресурсам можно заметно упростить жизнь современного человека. Электронные библиотеки, газеты, журналы, документальные фильмы, интернет-магазины, общение с друзьями и коллегами, обсуждение новостей и событий в чатах, это возможность поделиться с кругом общения своими талантами, увлечениями и достижениями – все это и многое другое можно использовать, не покидая дома. Необходимо только предупредить школьников, какую опасность может нести в себе их использование.

Всплеск интереса к социальным сетям стал настолько сильным, что многие подростки уже не представляют себе жизни без своего виртуального двойника, живущего социальной жизнью.

Современная школа нацелена научить обучающихся работать с информацией. Интернет в этом вопросе раскрывает ряд преимуществ использования социальной сети в качестве учебной площадки, таких как привычная среда для учащихся; коллективный и индивидуальный доступ к учебным пособиям, активное обучение через обсуждение, совместное создание учебного контента, личностно-ориентированное обучение, приложения, которые можно использовать в учебных целях, хранение учебных материалов, возможность совместной работы, а также создание своего блога и электронной тетради, возможность общения на больших расстояниях.

Идя в ногу со временем, большинство учителей использует социальные сети в работе: создают группы по предмету или тематике, группы классов или параллели. Группа дает возможность проводить опросы, обсуждения, располагать ссылки на нужные сайты, справочники, электронные книги, разместить фотографии и рисунки, видеозаписи, аудиозаписи, постоянно обновлять информацию на стене.

Также педагоги используют социальные сети для консультаций, отправки заданий, контрольных и самостоятельных работ, тестов и их проверки, а также активно применяют в досуговой деятельности.

Использование социальной сети может применяться в любой игровой деятельности. Например, для реализации квест-игры. На сегодняшний день определений понятия «Квест» много, но цель его одна – это поиск предмета, приключений, через преодоление препятствий.

Педагоги Центра дополнительного образования «Одаренность» ведут работу по реализации квест-игр, используя приложения: социальная сеть «ВКонтакте» (или аналог) и для считывания QR-кодов «Neoreader» (или его аналог).

Возможности социальной сети «ВКонтакте»:

- работать в группах;

- отправлять и получать мгновенные сообщения;

- отправлять изображения, видео, аудио;

- отправлять документы;

- отправлять координаты.

Возможности приложения Neoreader:

- быстро считывать QR-коды.

- расшифровка текста не требует подключения к сети Интернет.

Также главными особенностями данных приложений являются:

- доступность на всех операционных системах;

- нетребовательность к высокой скорости загрузки контента, небольшой вес приложений.

Проведение квест-игры включает в себя реализацию нескольких этапов:

Первый этап. Подготовительный. Создание в социальной сети «ВКонтакте» группы с названием квест-игры, рассылка писем на электронные адреса образовательных организаций с информацией о том, что необходимо вступить в группу. Предварительно рекомендуется провести беседу с детьми и рассказать о приложениях, необходимых для участия в квест-игре. Заранее на смартфоны установить приложения, проследить, чтобы работал выход в Интернет. Если подразумевается командное участие в квест-игре, то достаточно, чтобы у одного участника (капитана команды) были установлены приложения.

Создание QR-кодов происходит на подготовительном этапе. При этом используются различные сайты генераторов QR-кодов, например:

QR-кодер кодирует любой текст, ссылку, визитку, sms-сообщение, при этом можно выбрать оптимальный размер кода [1].

QRmania кодирует текст, ссылку на сайт, телефон, sms-сообщение, E-mail адрес, E-mail сообщение, визитную карточку, Twitter, Карты Google. При этом можно скруглять углы кода, выбрать цвет кода [3].

Creambee (http://creambee.ru/) позволяет создавать креативные коды, шифруя текст, ссылку, контакты телефонной книги, номер телефона, sms-сообщение, E-mail сообщение, Твиттер, сообщение в Facebook. При этом можно создавать многоцветные коды различных форм и разных размеров [2].

Второй этап. Проведение квест-игры. Необходимо предусмотреть наличие помещения, оборудованного ноутбуком или смартфоном с выходом в Интернет, в котором будет находиться координатор квест-игры и делать рассылку заданий и сбор фотоотчетов и ответов.

Перед началом игры необходимо команды выстроить на линейку, поприветствовать, рассказать о правилах проведения квест-игры.

После построения в группу квест-игры выкладывается пост «Начало пути». Каждый пункт назначения зашифровывается в QR-код и отправляется в группу. Каждая команда после выполнения задания на определенном пункте должна сделать фотографию и прислать координатору группы в личный сообщения, а также дать верный вариант ответа на задание, которое им было предложено. За каждое выполненное задание команда получает оценку. В случае если команда дает неверный вариант ответа, то ей предлагаются подсказки.

Для исключения затруднения в поиске пункта необходимо наличие модератора на нем.

Шифровать место, куда нужно идти можно в виде головоломок в формате изображений, или же координатов места.

Задания в виде QR-кода можно предварительно спрятать в точке контрольного пункта. Также задания должны соответствовать тематике места, в котором оно выполняется. Если контрольный пункт располагается возле памятника Великой Отечественной войны, то дети могут записать видео с декламацией стихотворения о войне. Если возле детского сада, то можно создать и отправить аудиозапись детской песенки.

При этом важно не забывать, что это квест-игра должна быть познавательной. В процессе перемещения по заданному маршруту можно отправлять им познавательные справки с историей города.

Третий этап. Завершение квест-игры. В каждом пункте за правильные ответы школьники могут получать фрагмент QR-кода. И после прохождения всех контрольных пунктов им предстоит сложить все QR - коды и расшифровать.

Но, можно столкнуться с трудностями, такими как:

- создание сюжета;

- разработка маршрутов;

- формулировка заданий.

Чтобы квест-игра получилась интересной, яркой и увлекательной необходимо обратить особое внимание на следующие моменты:

- разнообразие заданий (формат);

- проверку QR-кодов на читаемость;

- проверку подключения устройств к Интернету;

- длительность проведения квест-игры.

Мы считаем, что тема, которую мы начали подробно разбирать, очень актуальна в нашем информационном обществе. Ведь с каждым днем появляется что-то новое, что-то усовершенствуется, и мир никогда не стоит на месте.

Библиографический список

1. Генератор QR-кодов [Электронный адрес]. – Режим доступа: (http://qrcoder.ru/).

2. Мобильные инструменты маркетинга, продаж и повышения лояльности [Электронный адрес]. – Режим доступа: (http://creambee.ru/).

3. QR-генератор [Электронный адрес]. – Режим доступа: (http://www.qrmania.ru/).