Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Митрофанова Е.В. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ШКОЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ В МЛАДШИХ КЛАССАХ. ЭТО ВРЕМЯ ДЛЯ ЧЕГО?»

Библиографическое описание:
Митрофанова Е.В. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ШКОЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ В МЛАДШИХ КЛАССАХ. ЭТО ВРЕМЯ ДЛЯ ЧЕГО?» // Современная начальная школа. 2023. № 8 (51). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/51.pdf.

Паспорт проекта

Название проекта Школьные перемены в младших классах. Это время для чего?

Типология проекта Информационный

Предметная область Психология, социология

Возраст учащихся 7-11 лет

Проект рассчитан на учащихся 1-4классов

Цель проекта: выяснить условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья младших школьников на школьных переменах.

Задачи проекта:

- рассмотреть организацию свободного времени в школе между уроков.

- создать банк игр для разных групп учащихся

Гипотеза: если отдых хорошо и грамотно организован, то можно прогнозировать положительный эффект от перемены; используя игру, можно воздействовать на здоровье учащихся, воспитывать, влияя на их поведение.

Планируемые результаты: изучив деятельность младших школьников на перемене,

1) разработать практические рекомендации для организации школьных перемен;

2) оформить и ознакомить учащихся, учителей и родителей с результатами анкетирования;

3) использовать материалы работы для организации свободного времени младших школьников на перемене.

Информационную базу исследования составляют статьи из Интернет, информация из периодической печати, материалы учебной литературой.

УУД Личностные: включение детей в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей, оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, умение находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные: умение давать объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта, находить ошибки и отбирать способы их исправления, организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований.

Предметные: умение излагать факты, представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека, организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, организовывать и проводить подвижные игры с разной целевой направленностью.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор

Введение

Перемена в школе длится всего лишь несколько минут, но это время не менее важная часть учебного процесса, чем сам урок. Пообщаться со школьными товарищами, наверстать упущенное, списать домашнее задание – это та неотъемлемая часть жизни, которая близка и дорога каждому школьнику, и которая запомнится на всю оставшуюся жизнь.

Актуальность: Перемена - это время для смены деятельности. Правильно организованные перемены, направленные на преодоление утомления, позволяют избежать заболеваний, учат выдержке, вырабатывают умение быстрее ориентироваться и находить правильные решения.

Мы поставили задачу: рассмотреть организацию свободного времени в школе между уроков.

Объект нашего исследования стали школьные перемены.

Предмет исследования организация школьных перемен младших школьников. Методическую базу работы составляют методы, приемы и инструменты математической статистики; сбор и группировка статистических данных.

Необходимость школьных перемен во время учебного процесса

Перемена в школе - это короткий, обычно десятиминутный перерыв между уроками.

Проанализировав разные источники, мы собрали несколько мнений о переменах в школе:

Ученые. Проблемами младшего школьного возраста занимались многие психологи и педагоги: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдова, Л.И. Айдарова, Ю.А. Полуянов и др. По мнению Г.А. Цукерман «Учебная деятельность связана с другими видами деятельности младших школьников – игровой и трудовой. В младшем школьном возрасте актуальность игры сохраняется, но в характере игровой деятельности происходят изменения. Возрастает значение игр с достижением известного результата (спортивные, интеллектуальные игры). Поэтому существует необходимость в смене деятельности во время учебного процесса».

Медицина. О переменах в школе говорится в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях». п. 10.12. «Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 20 — 30 минут… Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе». Из данного пункта следует, что перемена устанавливается для динамического отдыха ребенка. В п. 10.22. говорится, что «Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет: восполнения дефицита двигательной организованных подвижных игр на переменах».

Учителя о переменах: Школьная перемена – это одна из форм активности учащихся младшего школьного возраста.

Учащиеся 4а класса:

«Перемена в школе нужна для того, чтобы мы могли немного отдохнуть, пообщаться друг с другом и немного поиграть» (Авдеева М.) «Перемена в школе нужна, чтобы поднять настроение и играть со своими одноклассниками» (Погодина Д.) «Перемена нужна, чтобы отдохнуть, если все уроки будут подряд, то все устанут и будут думать только о том, чтобы отдохнуть» (Салтыкова Д.) «Мне кажется, что перемена в школе нужна потому, что нужен отдых мозгу, чтобы мы не сидели на одном месте, а были подвижны» (Быченкова М.)

Согласно статье 41 Закона РФ «ОБ образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение должно создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. В последние годы уровень заболевания школьников заметно повышается. По официальным данным Минздрава России, число здоровых подростков едва достигает 10%. Причинами снижения здоровья являются: переутомление в школе, интенсивность образовательного процесса, чрезмерные учебные нагрузки – в результате чего у школьников на уроках возникает физическая утомляемость. Физическая утомляемость, возникающая во время урока, имеет разные уровни (рисунок 1)

Определим общие и характерные симптомы утомления у младшего школьника: появление болей и неприятных ощущений в различных частях тела; отрицательные эмоции – раздражимость, нервозность, чувство бессилия, иногда – агрессия.



На уроке о развитии утомления у школьников свидетельствуют: снижение продуктивности труда: увеличивается количество ошибок и время выполнения задания; ослабление внутреннего торможения: двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания, появление чувства усталости, меняется отношение к работе; – появляется желание отдохнуть; шум в классе. Хорошая помощь при утомлении – это смена деятельности.

В школе время для смены деятельности - это перемены. На них, дети занимаются совсем не тем, чем на уроках. Значит, те клетки, которые занимались на уроках, могут хорошо отдохнуть. Поэтому так нужна и важна перемена.

Проведенные исследования статей Интернета и класса показали, что большая часть ребят используют перемены, чтобы: обсудить все, что не удалось обсудить на уроке; поиграть на телефоне; встряхнуться; перекусить; повторить пройденный материал, решить парочку задач. Однако в школе необходимо соблюдать определенные правила. На перемене нельзя: драться, курить, выяснять отношения, устраивать слишком громкие и подвижные игры, очень быстро бегать.

Изучение мнения младших школьников на переменах

Занимаясь данным исследованием, нам было интересно узнать не только мнение учащихся о школьных переменах, но и учесть мнение учителей начальных классов школы. Поэтому для изучения отношения младших школьников к проведению перемен было проведено анкетирование среди учителей начальных классов и учащихся 1, 2, 3, 4 классов МОУ Гимназии №16. Было опрошено – 104 человека. Из них 93 ученика и 11 учителей младших классов (приложение 1).

Рассмотрим результаты анкетирования учащихся 1-4 классов.

По поведению детей на перемене было выделено четыре группы учащихся.

Диаграмма 1 Предпочтения по активности игр на переменах



Первая группа составляет 63% детей, включает детей подвижных, эмоциональных, которые большую часть свободного времени занимают подвижными играми. Преимущественно это учащиеся 1 и 4 класса.

Вторая группа - это дети, предпочитающие игры средней подвижности (25% от общего количества опрашиваемых). Они более серьезно относятся к учебной деятельности. Дети этой группы играют в игры, связанные с умственной деятельностью.

Третья группа - дети, которые заняты игрой с малой подвижностью. В эту группу входят практически только девочки.

Четвертая группа – дети, которые не любят играть (2 человека из третьего класса). Основное время препровождения на перемене у школьников изображено на диаграмме 2.

Диаграмма 2. Время препровождения на перемене



В целом, проводя время на переменах, школьники младших классов предпочитают бегать или играть в коридоре (34% от общего количества отпрашиваемых). Бегающих по коридорам можно увидеть, в основном, учеников 1, 2, и 4 класса. Детей, посвящающих перемену для подготовки к следующему уроку, много во 2 и 3 классах. Также в 3 классе более спокойные игры за партой и перекусы. Продолжительность перемен в10 минут устраивает 22% опрашиваемых учащихся.

Большая часть опрашиваемых учащихся желала перемены в 20 и более 20 минут, преимущественно это ученики 4 класса. (Диаграмма 3).

Диаграмма 3. Наиболее предпочтительные занятия на перемене



Нам стало интересно, чем бы хотели заняться во время перемен учащиеся младших классов (Диаграмма 4).

Диаграмма 4. «Хотели бы вы, чтобы учитель на перемене помог вам организовать игры?»



Большинство хотели бы общаться с друзьями и играть в подвижные игры.

Чтобы узнать, как надо организовывать подвижные перемены, могут ли школьники младших классов самостоятельно справиться или нет, мы задали вопрос: «Хотели бы вы, чтобы учитель на перемене помог вам организовать игры?» (Диаграмма 5)

Диаграмма 5. Предпочтения по активности игр на переменах



Мы получили ответ, что большая часть учащихся (58%) ждут помощи от учителя в организации перемен. Такая помощь больше необходима учащимся 1 и 3 классов. Учащиеся 2 и 4 классов не отказываются от помощи учителя, но также считают, что с организацией перемен справятся сами. К сожалению, не было ответов, что учитель участвует в организации перемен.

Результаты анкетирования учителей начальных классов.

Полученные результаты анкетирования учителей начальных классов будем сравнивать с результатами, полученными у учеников. По поведению детей на перемене учителя выделяют четыре группы учащихся. (Диаграмма 6).

Диаграмма 6. Времяпрепровождения на перемене



Так же, как и в анкетах учащихся, учителя считают, что их ученики предпочитают подвижные игры, однако, доля среднеподвижных и тихих игр у учителей больше, чем у учащихся. Интересна разница во мнениях по основному времяпрепровождению на перемене у школьников (Диаграмма 7).

Диаграмма 7. Нужна ли помощь в организации перемен для младших школьников?



С точки зрения учителя, ученики больше играют за партами и перекусывают. Бег по коридору и подготовка к следующему уроку, по мнению учителей, занимает меньшие доли, чем у учащихся. Однако, в целом, мнение учащихся и учителей совпадают. Учителя считают, что лучше устраивать перемены по 10 минут (81,82%). Большая часть учителей считает, что на перемене дети должны отдохнуть от учителя, или им помощь в организации перемен нужна для учащихся 1-2 классов, а учащиеся 3-4 классов уже самостоятельно могут организовать игры по интересам. (Диаграмма 8).

Диаграмма 8. «Хотели бы Ваши ученики, чтобы учитель на перемене помог организовать игры?»



Мнение учителей отличается от пожеланий учеников: 58% учащихся ждут помощи в организации проведения школьных перемен.

Вывод: результаты анкетирования учащихся 1-4 классов и учителей начальной школы показали: детям необходимы школьные перемены, ученики отдают предпочтение подвижным играм, бегая или играя в коридоре. Продолжительность перемен в 10 минут устраивает 22% опрашиваемых учащихся и больше 81% учителей. Большая часть учащихся считает, что перемены должны быть продолжительностью в 20 и более минут, на переменах хотели бы общаться с друзьями и играть в подвижные игры; 58% учащихся ждут помощи от учителя в организации перемен.

Таким образом, если отдых хорошо и грамотно организован, то можно прогнозировать положительный эффект от перемены; используя игру, можно воздействовать на здоровье учащихся, воспитывать, влияя на их поведение.

Познакомившись со всеми аспектами, появилась потребность в разработке практических рекомендаций по организации школьных перемен.

Практические рекомендации по проведению активных перемен

Основные рекомендации по проведению перемен в школе:

· организовать сотрудничество педагогов и детей «Играем вместе» с целью проведения совместных игр;

· научить детей организованно проводить свободное время путем создания правил поведения на перемене (приложение № 2);

· создать банк игр для детей с разным уровнем подвижности;

· создать игротеку настольных игр (головоломки, настольные игры для детей: развиваемся – играя и т.д.).



Заключение

В ходе исследования было определено значение школьной перемены для младшего школьника. Было выявлено, что правильно организованная перемена дает положительный эффект. На будущее работа будет продолжена в следующих направлениях: организовать сотрудничество педагогов и детей; научить детей организованно проводить свободное время путем создания правил поведения на перемене; создать банк игр для детей с разным уровнем подвижности; создать игротеку настольных игр.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 1 сентября 2013 г.

2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях».

3. Безруких М.М., Сонькин В.А. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. М., 2012.

4. Бескоровайная Л.С. и др. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов-на-Дону "Феникс”, 2002.

5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М. "Веко”, 2011.

6. Толковый словарь Ушакова.