Высшая школа делового администрирования
Конференции
Февраль 2023

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Кузнецова Екатерина Сергеевна
учитель английского языка
МБОУ "Луговская ОШ", г. Ульяновск, с. Луговое

В процессе работы стала прослеживаться тенденция повышения качества знаний учащихся по английскому языку, при котором, учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания в готовом виде, а в результате мыслительной̆ работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала.

Проблемное обучение представляет собой организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению проблемных ситуаций. В процессе обучения учитель не сообщает готовые знания, а ставит перед учениками проблему и путем пробуждения интереса к ней вызывает у них желание найти средство и способы ее разрешения.

Технология проблемного обучения широко распространена в системе российского образования и используется многими педагогами и учителями. Метод проблемного обучения представлен в трудах М.И. Махмутова, Ю.К. Бабанского, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера, Дж. Брунера, Т. Новацкого. Значительный вклад в раскрытие проблемного обучения внесли Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, А.М. Матюшкин и другие.

Проблемное обучение предусматривает новую структуру урока, при которой отводится большое место самостоятельной работе учащихся. Проблемная ситуация один из основных элементов проблемного обучения с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление.

Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Проблемные ситуации могут быть объективными (ситуация задается учителем) и субъективными (психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной проблемы).

Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемым к решению, перерастает в проблему. Проблема с указанием параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу. Проблема – это осознание учащимися невозможности разрешить трудности и противоречия, встретившиеся ему на занятии в данной ситуации, с помощью имеющихся у него знаний и опыта. Проблемная задача – это учебная проблема с заданными условиями и, в силу этого получившееся ограниченное поле поиска, доступное для решения учащимся.

Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний. Можно выделить следующие этапы урока, построенного по технологии проблемного обучения:

1. Создание проблемной ситуации. Результат этого этапа – затруднение учащихся и постановка проблемного вопроса.

2. Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока и его задачи

3. Поиск решения. Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез

4. Выражение решения. Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.

5. Реализация продукта. Представление продукта

Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация. К выдвигаемой проблеме предъявляются требования, и если хотя бы одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана.

1. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся. Если до учащихся не дошел смысл задачи, дальнейшая работа над ней бесполезна. Следовательно, проблема должна быть сформулирована в известных учащимся терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство учеников уяснили сущность поставленной проблемы и средства для ее решения.

2. Вторым требованием является посильность выдвигаемой проблемы. Если выдвинутую проблему большинству учащихся не удаётся решить, придется затратить слишком много времени или решать ее самому учителю; и то, и другое не даст должного эффекта.

3. Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся. Конечно, главным в создании интереса является лингвистическая сторона дела, но весьма существенно подобрать и надлежащее словесное оформление. Развлекательность формы нередко способствует успеху решения проблемы.

4. Немалую роль играет естественность постановки проблемы. Если учащихся специально предупредить, что будет решаться проблемная задача, это может не вызвать у них интереса при мысли, что предстоит перейти к чему-то трудному.

Пример создания проблемной ситуации на уроке:

Задание на известный материал: Tell about your typical day. What do you usually do in the morning, in the afternoon and in the evening? (Расскажите о своём распорядке дня. Что вы обычно делаете утром, днём и вечером?)

Задание на новый материал: Tell about your last weekend. (Расскажите о прошедших выходных). Испытывают затруднение (проблемная ситуация)

Побуждение к осознанию проблемы: Can you do it? Why? What’s the problem? (Получается ли у вас сделать это? Почему? В чем проблема?) Необходимо использовать глагол в другом времени (осознание проблемы)

Побуждение к проблеме: What is our theme today? (Какая тема урока?) (использование прошедшего простого времени).

Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит ученика в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается учеником как плод его собственного труда.

Таким образом, проблемное обучение на уроках английского языка дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение школьников. Вместе с тем оно способствует разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляют учеников мыслить, искать совместно с учителем ответы на сложные жизненные вопросы.

Список литературы:

1. Габдуллина, М.Г. Разработка проблемных заданий в процессе преподавания литературы на английском языке/ М.Г.Габдуллина // Иностранные языки в школе - 2005 г - №4.

2. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: «Знание», 1991. – 80 c.

3. Пахомова Н.Ю. Технология проблемного обучения на уроках английского языка // Научно-методологический электронный журнал «Концепт». – 2017-№2 (февраль) – URL:http//:e-koncept.ru/2017/170045/.htm.

4. Ризаев С. Н. Проблемное обучение на уроках английского языка в начальной школе // Молодой ученый. — 2015. -№19.1. -С. 42-44. URL:https://moluch.ru/archive/99/22394

5. Сафонова В. В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе - 3 изд., стереотипное (учебное пособие). — Еврошкола Москва, 2001. — С. 271.

6. Современные образовательные технологии: уч. пособие для студентов, магистрантов, аспирантов / под ред. Н.В. Бордовский – 2-е изд.; стер. – Москва КНОРУС, 2011 г. – 432 с.