Библиографическое описание:
Острикова Д.В. Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление // Современная начальная школа. 2021. № 23. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/23.pdf.
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармоничного развития детского организма.
Ряд философов (М.В. Ломоносов, А. Смит, К. Маркс, Дж. Локк и другие), психологов (Л. С. Выготский, В. М. Бехтерев и другие), ученых - медиков (Н. М. Амосов, М. М. Буянов, Б.`Н. Чумаков и другие), педагогов (В. К. Зайцев, С. В. Попов, В. В. Колбанов, Л. Г. Татарникова и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продлении жизненного потенциала и долголетия.
Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка, заключенное в тракте «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем, и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать, чтобы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути». [5,С.5-6]
По словам Адама Смита, шотландского мыслителя «...Жизнь и здоровье составляет главный предмет заботливости внушаемой каждому человеку природой. Заботы о собственном здоровье, о собственном благосостоянии, обо всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляют предмет добродетели, называемой благоразумием» [5,С.23 8], «Оно не допускает нас рисковать нашим здоровьем, нашим благосостоянием, нашим добрым именем» [5,С. 239], «Одним словом, благоразумие, направленное для сохранения здоровья считается качеством почтенны». [5,С. 241]
Прав был французский философ Клод Гельвеций, который в своих трудах писал о положительном влиянии физического воспитания на здоровье человека: «Задача этого рода воспитания заключается в том, чтобы сделать человека более сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, более счастливым, более часто приносящим пользу своему отечеству» [9,С. 29] «Совершенство физического воспитания зависит от совершенства правительства. При мудром государственном устройстве стремятся воспитать сильных и крепких граждан. Такие люди и будут счастливы и более способны выполнять различные функции, к которым их призывает интерес государства». [9,С. 43]
Таким образом, великие философы - мыслители утверждали, что сам человек главным образом должен думать, заботиться о своем здоровье, о благосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое счастье.
М.В. Ломоносов обратился к исследованию проблем человека с позиции психологии, физиологии, педагогики в их совокупности. Именно такой подход, по его мнению, позволял получать объективные данные о человеке, которые необходимо знать педагогам. Работа «О сохранении и размножении российского народа», работы о проблемах воспитания юношества позволяют считать М.В. Ломоносова первым русским валеологом, изучавшим проблему человека в медика - педагогической совокупности. [2,С. 13-14]
Ученые С.П. Боткин, П.Ф.Лесгафт заложили основы современной нам валеологии. С.П. Боткин видел здоровье человека, прежде всего как функцию приспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства. Нарушение, недостаточность этой функции он рассматривает как важнейшую основу патологии. [7, С. 13]
В.М. Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделял сохранению и укреплению детского здоровья. Статья «Охрана детского здоровья» отражает комплексную программу решения указанной задачи, включающую систему гигиенических, медика - биологических, социальных и психологических мероприятий. [8,С.30]
Проблема здоровья также интересовала многих педагогов.
В.А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка - это комплекс санитарно- гигиенических норм и правил... не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». [6,С. 74]
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: «...состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
По мнению С.В.Попова «Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией и кроме того, что это определение изначально исключает людей, имеющих какие - либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации. [9,С. 72]
В 1968 году ВОЗ приняла следующую формулировку: «Здоровье - свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическими и нравственным». [1, С. 48]
Г.Л.Билич, Л.В.Иазарова взяв за основу определение Всемирной Организации Здравоохранения, считают необходимыми оправданным добавить два фактора. Итак, «здоровье - это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов». [2, С. 57,]
В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм. [5, С. 115]
Академик Н.М. Амосов полагает, что «здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной продолжительностью органов при сохранении качественных пределов их функций» [3, С. 115].
В.П. Казначеев трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». [10,С. 205]
И.И. Брехман, основоположник науки о здоровье - валеологии, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».
Понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
В настоящее время принято выделить несколько видов здоровья:
1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во - первых, являются пусковым механизмом развития человека, во - вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Признаками здоровья являются:
- специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
- показатели роста и развития;
- функциональное состояние и резервные возможности организма,
- наличие и уровень, какого - либо заболевания или дефекта развития;
- уровень морально - волевых ценностно-мотивационных установок.
Образ жизни - тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно - экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно - политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.
По определению К.Маркса «Болезнь есть жизнь, стесненная в своей свободе, 1 тогда как здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения, какого- либо заболевания обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует формированию активной жизненной позиции и является необходимым условием воспитания гармонически развитой личности. [7, С. 21]
Говоря об образе жизни, С.В. Попов утверждает, что следует помнить о том, что хотя он в значительной степени обусловлен социально - экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
Уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей. Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально - психологическая категория).
Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитете) и личностными наклонностями (образ).
Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни; это понятие положено в основу валеологии. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Б.Н. Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями ». [4, С. 67]
Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально - психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, таки общественного здоровья.
Из выше изложенного понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у людей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Библиографический список:
1. Баевский Р. М. Донозологическая диагностика состояния здоровья. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. - СПб., 1993. -300 с.
2. Баласаева Н. М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России) / Н. М. Баласаева, В. М. Савкин. -Валеология., 1996. - N2. -273 с.
3. Белов В. И. Психология здоровья / В.И.Белов.- СПб., 1994. - 272 с.
4. Гаркави Л.Х. Понятие здоровья с позиции теории неспецифических адаптационных реакций организма / Л. Х.Гаркави. - Валеология, 1996. - Х2 2. 68 с.
5. Давидович В.В. Здоровье как философская категория / В. В. Давидович, А. В. Чекалов. - Валеология, 1997. - 298 с.
6. Дильман В.М. Четыре модели медицины / В.М. Дильман. - М., 1987. - б3 с.
7. Сердюкова Г.Н. Здоровье, развитие, личность / Г.Н.Сердюкова, Д.Н.Крылова, У.Кляйнпетер. - М., 1990. - 360 с.
8. Казначеев В.П. Основание формирования программы общей и частной валеологии / В. П. Казначеев. - Валеология, 1996. - N2 4, 83 с.
9. Кураев Г.А. Валеологическая система сохранения здоровья населения России / Г.А. Кураев, С.К. Сергеев, Ю.В. ШЛеНОВ. - Валеология, 1996. - N2 1, 47 с.
10. Петленко В.П. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / В.П.Петленко. - СПб., 1997.- Т. 5. 178 с.
Острикова Д.В. Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление // Современная начальная школа. 2021. № 23. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/23.pdf.
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармоничного развития детского организма.
Ряд философов (М.В. Ломоносов, А. Смит, К. Маркс, Дж. Локк и другие), психологов (Л. С. Выготский, В. М. Бехтерев и другие), ученых - медиков (Н. М. Амосов, М. М. Буянов, Б.`Н. Чумаков и другие), педагогов (В. К. Зайцев, С. В. Попов, В. В. Колбанов, Л. Г. Татарникова и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продлении жизненного потенциала и долголетия.
Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка, заключенное в тракте «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем, и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать, чтобы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути». [5,С.5-6]
По словам Адама Смита, шотландского мыслителя «...Жизнь и здоровье составляет главный предмет заботливости внушаемой каждому человеку природой. Заботы о собственном здоровье, о собственном благосостоянии, обо всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляют предмет добродетели, называемой благоразумием» [5,С.23 8], «Оно не допускает нас рисковать нашим здоровьем, нашим благосостоянием, нашим добрым именем» [5,С. 239], «Одним словом, благоразумие, направленное для сохранения здоровья считается качеством почтенны». [5,С. 241]
Прав был французский философ Клод Гельвеций, который в своих трудах писал о положительном влиянии физического воспитания на здоровье человека: «Задача этого рода воспитания заключается в том, чтобы сделать человека более сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, более счастливым, более часто приносящим пользу своему отечеству» [9,С. 29] «Совершенство физического воспитания зависит от совершенства правительства. При мудром государственном устройстве стремятся воспитать сильных и крепких граждан. Такие люди и будут счастливы и более способны выполнять различные функции, к которым их призывает интерес государства». [9,С. 43]
Таким образом, великие философы - мыслители утверждали, что сам человек главным образом должен думать, заботиться о своем здоровье, о благосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое счастье.
М.В. Ломоносов обратился к исследованию проблем человека с позиции психологии, физиологии, педагогики в их совокупности. Именно такой подход, по его мнению, позволял получать объективные данные о человеке, которые необходимо знать педагогам. Работа «О сохранении и размножении российского народа», работы о проблемах воспитания юношества позволяют считать М.В. Ломоносова первым русским валеологом, изучавшим проблему человека в медика - педагогической совокупности. [2,С. 13-14]
Ученые С.П. Боткин, П.Ф.Лесгафт заложили основы современной нам валеологии. С.П. Боткин видел здоровье человека, прежде всего как функцию приспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства. Нарушение, недостаточность этой функции он рассматривает как важнейшую основу патологии. [7, С. 13]
В.М. Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделял сохранению и укреплению детского здоровья. Статья «Охрана детского здоровья» отражает комплексную программу решения указанной задачи, включающую систему гигиенических, медика - биологических, социальных и психологических мероприятий. [8,С.30]
Проблема здоровья также интересовала многих педагогов.
В.А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка - это комплекс санитарно- гигиенических норм и правил... не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». [6,С. 74]
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: «...состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
По мнению С.В.Попова «Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией и кроме того, что это определение изначально исключает людей, имеющих какие - либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации. [9,С. 72]
В 1968 году ВОЗ приняла следующую формулировку: «Здоровье - свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическими и нравственным». [1, С. 48]
Г.Л.Билич, Л.В.Иазарова взяв за основу определение Всемирной Организации Здравоохранения, считают необходимыми оправданным добавить два фактора. Итак, «здоровье - это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов». [2, С. 57,]
В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм. [5, С. 115]
Академик Н.М. Амосов полагает, что «здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной продолжительностью органов при сохранении качественных пределов их функций» [3, С. 115].
В.П. Казначеев трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». [10,С. 205]
И.И. Брехман, основоположник науки о здоровье - валеологии, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».
Понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
В настоящее время принято выделить несколько видов здоровья:
1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во - первых, являются пусковым механизмом развития человека, во - вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Признаками здоровья являются:
- специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
- показатели роста и развития;
- функциональное состояние и резервные возможности организма,
- наличие и уровень, какого - либо заболевания или дефекта развития;
- уровень морально - волевых ценностно-мотивационных установок.
Образ жизни - тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно - экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно - политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.
По определению К.Маркса «Болезнь есть жизнь, стесненная в своей свободе, 1 тогда как здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения, какого- либо заболевания обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует формированию активной жизненной позиции и является необходимым условием воспитания гармонически развитой личности. [7, С. 21]
Говоря об образе жизни, С.В. Попов утверждает, что следует помнить о том, что хотя он в значительной степени обусловлен социально - экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
Уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей. Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально - психологическая категория).
Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитете) и личностными наклонностями (образ).
Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни; это понятие положено в основу валеологии. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Б.Н. Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями ». [4, С. 67]
Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально - психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, таки общественного здоровья.
Из выше изложенного понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у людей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Библиографический список:
1. Баевский Р. М. Донозологическая диагностика состояния здоровья. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. - СПб., 1993. -300 с.
2. Баласаева Н. М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России) / Н. М. Баласаева, В. М. Савкин. -Валеология., 1996. - N2. -273 с.
3. Белов В. И. Психология здоровья / В.И.Белов.- СПб., 1994. - 272 с.
4. Гаркави Л.Х. Понятие здоровья с позиции теории неспецифических адаптационных реакций организма / Л. Х.Гаркави. - Валеология, 1996. - Х2 2. 68 с.
5. Давидович В.В. Здоровье как философская категория / В. В. Давидович, А. В. Чекалов. - Валеология, 1997. - 298 с.
6. Дильман В.М. Четыре модели медицины / В.М. Дильман. - М., 1987. - б3 с.
7. Сердюкова Г.Н. Здоровье, развитие, личность / Г.Н.Сердюкова, Д.Н.Крылова, У.Кляйнпетер. - М., 1990. - 360 с.
8. Казначеев В.П. Основание формирования программы общей и частной валеологии / В. П. Казначеев. - Валеология, 1996. - N2 4, 83 с.
9. Кураев Г.А. Валеологическая система сохранения здоровья населения России / Г.А. Кураев, С.К. Сергеев, Ю.В. ШЛеНОВ. - Валеология, 1996. - N2 1, 47 с.
10. Петленко В.П. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / В.П.Петленко. - СПб., 1997.- Т. 5. 178 с.