Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции
Февраль 2022

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Климанова Ольга Сергеевна,
МБДОУ №42,
инструктор по физической культуре,
пос. Лунёво, городской округ Солнечногорск
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Руководящая роль при проведении игр должна принадлежать педагогам, воспитателям, инструктору по физической культуре, родителям.
Подготовка к проведению игры. Выбор подвижной игры зависит:
·           от педагогических задач, которые ставятся перед занятием;
·           подбор игрового материала, который определяю многие факторы — это возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество детей и условия проведения игры;
·           при выборе игры нужно учитывать форму занятий (занятие или праздник) на занятии время ограниченно. На праздниках проводятся массовые игры и аттракционы, в которых могут принимать участие дети разного возраста.
Выбор игры непосредственно зависит от места ее проведения (зал, открытая площадка, зимние игры). При проведении игры на воздухе необходимо учитывать состояние погоды.
Выбор игры зависит также от наличия пособий и инвентаря. Из-за отсутствия составляющего инвентаря и неудачной его замены игра может расстроится. Обязательно нужно подготовить инвентарь (флажки, мячи, скакалки, обручи и тд). Инвентарь должен быть красочным, ярким заметным в игре.
Воспитатель должен подготовить обстановку, предварительно продумать моменты в игре, которые вызовут у детей интерес к игре.
Организация играющих. Прежде всего нужно сделать разметку игровой площадки, подготовить и удобно разместить необходимое оборудование.
Собирать детей необходимо в том месте площадки, где будут начинаться игровые действия. Сбор детей должен проходить быстро и интересно. Поэтому заранее следует продумать приемы сбора. Они бывают разными в зависимости от возраста детей и их отношения к игре.
Старшие дети любят и умеют играть. С ними можно договариваться о месте и сигнале сбора задолго до нача­ла прогулки. Дети младшего возраста не воспринимают таких методов. На игровой площадке старших детей можно собрать при помощи зазывалочек ("Раз, два, три! Играть скорей беги!»; «Раз, два, три, четыре, пять! Всех зову играть!" и др.). Можно в интересной форме поручить отдельным детям собрать остальных установленный ограниченный срок (пока звучит мелодия, размещаются атрибуты). Можно использовать нестандартные звуковые и зрительные сигналы (спортивный свисток, звонок-колокольчик, "гроздь" надувных шаров, фланелеграф и т.д.).
Организация малышей требует от большой находчивости, потому что их нужно еще учить играть, формировать интерес к подвижным играм.
Поэтому взрослый, привлекая внимание, демонстративно играет мячом, сопровождая движение стихами: "Мой веселый звонкий мяч...", или кружится, держась за руки с именинником или куклой и напевая песенку "Каравай"; или, подойдя к детям, таинственным голосом предлагает посмотреть, чьи ушки торчат за кустиком и т.д.
Приемы сбора детей на игру нужно постоянно варьировать.
На протяжении игры необходимо поддерживать интерес детей к ней разными средствами во всех возрастных группах. Но особенно важно вызвать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. В данном слу­чае приемы совпадают с приемами сбора детей.
Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. На­пример, воспитатель надевает маску-шапочку: "Смотри­те, какой большой косолапый мишка пришел к вам иг­рать...", или: "Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик... Ловите его!". Или: "Угадайте, кто прячется за моей спиной?" - говорит воспитатель, мани­пулируя звучащей игрушкой.
В старших группах такими приемами выступают сти­хи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся,
пере­одевание и др.
Объяснение игры. Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Занимает 1,5-2 минуты.
Все средства выразительности - интонация голоса, мимика, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, что­бы выделить главное, создать атмосферу радости и при­дать целенаправленность игровым действиям. Таким об­разом, объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.
Содержание объяснения зависит от возраста, подго­товленности детей и вида игры.
В младшей группе объяснение ведется поэтапно, т.е. в ходе игровых действий. Оно может иметь форму двигательного рассказа. Например, игра "Самолеты": "Сидят на скамейке летчики, ждут команды, чтобы отправиться в полет. Вот приходит командир (взрослый надевает фуражку). "Готовьтесь к полету!..", или игра "Воробышки и кот": «Лежит на лавочке кот, греется на солнышке (жест в сторону игрушки). Очень хочется ему поймать
какую-нибудь птичку. А в это время воробышки расправили крылышки и полетели искать зернышки...»
Предварительное объяснение игры в средней и стар­шей группах происходит с учетом возросших психо­логических возможностей детей. Это учит их планиро­вать свои действия. Принципиально важной является
пос­ледовательность объяснения, аналогичная арифметичес­кой задаче: сначала - условие, потом - вопрос. В практике, к сожалению, распространена ошибка, когда объяс­нение начинается с назначения ребенка на главную роль, в результате чего внимание детей к инструкции падает, отсюда и сбой в игровых действиях. Аналогичная ситуа­ция возникает, когда детям перед объяснением игры раз­дают атрибуты.
Последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, под­черкнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия.
Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует, дети естественно запомнят их в ходе игры.
Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. В ос­тальном схема действия воспитателя сохраняется.
Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:
·           название игры (можно сказать, с какой целью проводится игра);
·           цель игры (определения победителя);
·           ход игры;
·           роль играющих и расположение их на площадке;
·           правила игры.
Объяснение игры нужно сопровождать показом.
Выделение водящих. Желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей. Выделить водящих можно разными способами:
·           по назначение воспитатель (этот способ используется, когда руководитель не знает группу детей)
·           способ выбора по жребию (считалка)
·           по выбору играющих (он позволяет коллективное желание детей, которые обычно выбирают наиболее достойных.)
·           по результатам предыдущих игр.
Распределение на команды:
·           по усмотрению воспитателя;
·           путём расчета на 1-2;
·           путём фигурной маршировки или расчета движущейся колонны;
·           по назначению капитанов.
Капитанам отводится важная роль. Он помощник воспитателя. Наблюдает за соблюдением правил игры, учитывает результат игры, раздают и расставляют инвентарь.
Руководство процессом игры. Необходимо начать игры организованно и своевременно. Игра начинается по условному сигналу (команда, свисток, хлопок в ладоши, взмах рукой или флажком).
Затем воспитатель следит за ходом игры, за поведением отдельных игроков. Воспитатель должен заинтересовать детей игрой.
Судейство. Судья обязан строго следить за точностью выполнения правил, приемов в игре. Правильное судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважению к судье и правилам.
Дозировка в процессе игры:
·           установление кратковременных перерывов или проведение игры без перерывов;
·           увеличение или уменьшение количество повторений игры или ее отдельных эпизодов;
·           увеличение или уменьшение общего времени на игру;
·           удлинение или сокращение дистанций для перебежек, расширение или уменьшение площадки для игры;
·           увеличение или сокращение числа игроков в команде.
Окончание игры. Очень важно закончить игры своевременно. Преждевременное окончание игры нежелательно, так же и затягивание ее. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий» и т.д.
Подведение итогов игры. Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.
При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в младшем возрасте).
Необходимо разобрать игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих занимающихся. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.

Используемая литература:
1. Э.Я. Степаненкова. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
2. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет/ Авт.- сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
3. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2006.
4. Всемирная система объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации.