преподаватель
ГБПОУ НСО «Новосибирский промышленно-энергетический колледж»
Контролю усвоенного материала в ходе образовательного процесса необходимо уделять особое внимание, поскольку он выполняет множество важнейших функций: оценочную, развивающую, диагностическую, обучающую, стимулирующую. Традиционные виды контроля, такие как опросы обучающихся, контрольные работы, самостоятельные работы, ранее выполнялись в письменном и устном виде, однако прогресс в области информационных технологий, распространение дистанционных видов обучения и различных обучающих интернет-ресурсов, привело к необходимости развития образования в этой сфере.
В настоящее время тестовый контроль как одна из инновационных технологий, используемых в современном образовании, играет важную роль, поскольку способна реформировать традиционные устоявшиеся системы обучения. Тесты являются одной из самых объективных и эффективных форм оценивания навыков, знаний и умений. Анализируя все очевидные преимущества тестирования, можно сделать вывод, что обеспечение электронного тестового контроля является актуальной проблемой для всего современного образования, в том числе в системе СПО.
Тестирование само по себе обладает следующими плюсами:
· увеличивается скорость контроля за уровнем подготовки;
· при его реализации посредствам программного обеспечения или интернет-ресурсов автоматизирует сам процесс контроля и делает возможным его проведения в условиях дистанционного обучения;
· уменьшается эмоциональная нагрузка не только на студента, но и на преподавателя;
· обеспечиваются равные права для всех студентов, сдающих тесты;
· возможность охватить большой объем учебного материала;
· появляется стимул для более основательной подготовки у обеих сторон образовательного процесса.
Так же следует отметить, что составление теста – это всегда процесс творческий. Тест может быть составлен не только преподавателем в качестве проверки усвоения обучающимися изученного материала, но и самими обучающимися. Во втором случае, сами студенты будут иметь возможность дополнительно основательно проанализировать пройденный материал, выбрать из него ключевые моменты и составить по ним вопросы, то есть не только повторить и закрепить материал, но и воспроизвести изученное, а также систематизировать свои знания.
Дополнительно стоит обратить внимание на то, что всего существует два метода осуществления контроля – объективный и субъективный. Субъективный метод контроля основывается на личном представлении экзаменатора, который выявляет и оценивает знания, умения и навыки обучающегося. Не редко на итоговый результат контроля может повлиять общее мнение экзаменатора, о достижениях экзаменуемого в течение всего периода обучения. Безусловно, такой метод хорошо подходит для итогового контроля, хотя результаты при этом не буду обладать необходимой точностью.
Для получения необходимой точности используют объективный метод контроля, инструментом которого может быть критериально-ориентировочный тест, состоящий из контрольных заданий и эталона для оценивания. На результаты объективного метода контроля, организованного в форме электронного теста личное мнение экзаменатора никак не отразится, что так же положительно повлияет на восприятие оценочных результатов студентами и поможет избежать спорных или даже конфликтных ситуаций.
Говоря об объективном и субъективном методах контроля, нельзя не упомянуть мнение международного эксперта по вопросам образования Иван Павлович Подласого, который говорил о том, тестовые испытания должны иметь комплексный характер и чем выше тематическое содержание тестовых заданий, тем ниже надежность самого теста. То есть тестирование, как вид контроля знаний будет тем эффективней, чем меньше будет объем охватываемого им материала, а составление тестирования по определенным темам требует тщательного и кропотливого труда, правильного сочетания одного вида тестов с другими.
Учитывая все вышеперечисленное можно сделать вывод, что тестовый контроль хорошо подходит для тематического и промежуточного контроля, а наиболее эффективным видом итогового контроля будет сочетание тестового задания и устного опроса обучающихся, что даст возможность в полной мере оценить не только усвоение студентом отдельных элементов, но и понимание системы, объединяющей эти элементы.
Тесты, оценивающие достигнутый уровень знаний, навыков и умений, рассматриваются как инструмент измерения. Как и любой инструмент измерения его необходимо стандартизировать. В случае теста стандартизация проходит в два этапа: апробация и сама стандартизация – именно поэтому данная процедура является достаточно затратной по ресурсам.
На сегодняшний день при проведении тестирования все чаще используется вычислительная техника. Тест, представленный в электронном виде, легче апробировать и в дальнейшем стандартизировать, его можно использовать для широкой аудитории. В электронных тестах можно использовать не только текстовые, но и мультимедийные задания и объекты. Тестовые задания в электронном виде сокращают экономические и временные затраты, а благодаря тому, что проверка результатов проводится автоматически, происходит не только облегчение труда преподавателей, но и исключение ошибок, возникающих по причине человеческого фактора, и субъективной составляющей оценки результатов.
Кроме всего прочего электронные тесты, в отличие от бланковых, имеющих фиксированный формат, можно оптимизировать с помощью выбора различных настроек. Самый минимальный набор настроек включает в себя:
· время на выбор или ввод ответа. Можно настроить время на все вопросы, индивидуально на каждый вопрос, исключить ограничение по времени и т.п.
· принцип подсчета баллов, что не маловажно при различной сложности вопросов в тесте.
· сообщение после выбора ответа пользователем. Можно настроить сообщение, которое оповещает о правильности или неправильности ответа, выбрать функцию отображения верного ответа.
· способ выборки вопросов. Можно настроить вывод всех вопросов из списка случайным образом или по порядку, вывод заданного числа вопросов из всего списка или по категории, распределить вопросы по билетам и выдавать студенту случайный билет.
· перемешивание вариантов ответов.
При опросе студентов нашего колледжа из двух разных групп и разных курсов было выяснено, что более 70% опрошенных студентов предпочитают электронные тесты, часть из них так же указало письменный тест как предпочтительный вид контроля знаний. Причина, по которой электронный тест предпочтительней: меньше эмоциональное давление, легче сконцентрироваться на работе – более 30%; высокая скорость получения результата – более 55 %; легче вспоминается материал – более 40%; удобство и скорость выполнения работы – более 90%. Из предпочитаемых настроек большинство студентов выделило наличие сообщения «Верно» - «Неверно» при ответе или обозначение верного ответа после выбора студентом своего варианта ответа – данные настройки, безусловно, удобны для запоминания правильных ответов, однако их целесообразно использовать в случае, когда тестирование используется в качестве метода обучения.
Электронные тесты студенты могут проходить не только непосредственно на уроке, но и дистанционно из дома, что немаловажно при необходимости организации надомного обучения для отдельных категорий студентов или при необходимом введении карантинных мер. При создании тестовых заданий с помощью онлайн ресурсов, преподаватель можно получать информацию о результатах каждого сдавшего тестирование студента сразу в момент завершения прохождения теста.
Безусловно, дистанционное обучение, а, соответственно, и дистанционное тестирование имеют свои минусы, главными из которых являются:
· платное программное обеспечение для проведения тестирования. Данный отрицательный момент возможно решить разработкой собственного программного обеспечения или использованием бесплатных онлайн ресурсов с меньшим, но необходимым минимумом настроек.
· вероятность использования справочников или интернета для поиска ответов, а так же привлечение иных лиц для прохождения теста. На текущий момент многие онлайн ресурсы (и программное обеспечение) позволяют настроить временной интервал сдачи теста, время, в которое тест станет доступен студентам определенной группы или отдельным студентам, время, выделенное на дачу ответа по вопросу – перечисленные настройки помогают минимизировать указанные минусы, но, к сожалению, не исключить их.
Подводя итоги можно сказать, что тестирование для проведения тематического, промежуточного, предварительного контроля определенно заслуживает внимания, поощрения и применения. Тестовый контроль, организованный в электронном виде, позволяет подстроиться под различные условия образования, охватить широкий круг обучающихся и значительно облегчить работу преподавателя, уменьшить финансовые и временные затраты. По мере развития информационных технологий и специального программного обеспечения так же возможно будет избежать и тех минусов, которые были описаны выше. Однако не стоит при этом забывать, что при разработке теста необходимо использовать комплексный подход, сочетать тесты для оценки умственного развития, специальных способностей, обученности и личностных качеств, чтобы иметь возможность оценить не только обширность, но и глубину усвоения знаний.
Список использованной литературы
1. Кабардин О.Ф., Земляков А.Н. Тестирование знаний и умений учащихся. Советская педагогика. 1991; 12: 28–30
2. Амерханов Р. А., Анищенко В. В., Окулич-Казарин В. П. Использование ЭВМ в процессе обучения и контроля знаний // Деловые игры и методы активного обучения. Сб. научн. тр., ч. 2. Челябинск, ЧГТУ, 1992. — С. 44–45.
3. Габова О.В., Русаков А.А. Тестирование – одна из форм диагностики и проверки успешности обучения. Педагогическая информатика. 2005; 3: 13–7