педагог дополнительного образования
МБОУ "СОШ № 106"
«Надо подчеркнуть значение младшего возраста в воспитании человечности», «то, что упущено в детстве очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы».
В.А. Сухомлинский
В настоящее время перед школой, как одним из основных социальных институтов, ответственных за воспитание подрастающего поколения, поставлен ряд задач. Так, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года сформулированы приоритеты государственной политики в области воспитания и социализации подрастающего поколения, среди которых фиксируются приоритеты трудового, духовно-нравственного и социального воспитания, отмечается необходимость соблюдения последовательности, целостности и единства воспитания и образования, формирование ценностного отношения подрастающего поколения к языковой, культурной, национальной и гражданской идентичности, внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности, защита прав и интересов каждого ребенка в системе образования при определяющей роли семьи и реализации качественного сотрудничества субъектов системы воспитания. По мнению представителей академического сообщества, Стратегия является фундаментальной основой государственной политики в области воспитания подрастающего поколения. Она задает методологические ориентиры, объединяющее воспитательное пространство России общей для всей страны идеей, в которой отражены актуальные цели и задачи воспитания в том числе в школьной среде. [1, с. 62].
На наш взгляд, современная школа – это та школа, в которой ученик становится интеллектуально развитой личностью, способен креативно мыслить, полон стремлений и желаний жить и творить. Чтобы добиться подобного результата, начинать процесс воспитания необходимо с первого года обучения. Начальная школа является основой для формирования и построения дальнейшей деятельности человека, это первый этап общего образования у детей. Цель современного начального образования заключается в освоении учащимися базовых универсальных образовательных компетенций, обеспечивающих формирование основных навыков учебной деятельности, а также в развитии у них познавательных, коммуникативных и творческих способностей, приобретении основ культуры поведения и взаимодействия в социуме [2, с. 10].
Феномен социального развития подрастающего поколения, в том числе младших школьников, многоаспектен и многие факторы влияют на развитие человека как личности. Позитивные факторы не вызывают сомнений, а вот негативные, к которым в этой статье мы отнесем некоторые риски нахождения в медиа-информационном пространстве, способны отрицательно повлиять на базовые установки воспитания, вмешаться в тот процесс, который задан сегодня государством в сфере образования.
Остановимся подробнее на негативном воздействии информационной среды, в которой младший школьник ежедневно проводит достаточно много времени – это серьезный риск действия разнообразных разрушающих факторов на социализацию ребенка. Именно отсюда порой возникает отрицание традиционной передачи опыта из поколения в поколение юными членами общества как ненужное и неуместное. Медиапространство задает иные условия социализации, формирует ранее не существовавшие условия взросления. Социальная реклама под лозунгами «бери больше», «живи в свое удовольствие», «получай от жизни все» - так или иначе направлена на изменение человеческих ценностей. К наиболее опасным для младших школьников медиа- рискам мы относим: контентные (наличие в виртуальном пространстве противозаконной, неэтичной и вредоносной информации); коммуникационные (опасности, связанные с виртуальным общением и межличностными взаимодействиями, например, конфликт в социальных сетях); социально-компетентностные (риски утраты навыка общения с реальными людьми, навыка поиска информации без доступа в виртуальное пространство).
В этой связи актуальным представляется применение современных методик цифровой грамотности в целях защиты детей от негативного воздействия медиа-информационной среды, а также внедрение разработок, связанных с обеспечением медиа-информационной грамотности современных педагогов и родителей. Представляется, что педагогическая практика в полной мере может интегрировать накопленные научные достижения и менять технологии воспитания младших школьников.
Для решения обозначенных проблем важно вовлечение воспитанников в реальные социальные практики в открытом образовательном пространстве. Здесь главной задачей педагога становится формирование определенных личностных установок: перепроверка информации, соблюдение речевых норм, культура поведения в сети Интернет, соблюдение самобезопасности, этики поведения и общения. Особую роль играет правильная позиция педагога, которая заключается в скрытом доминировании и управлении воспитательным процессом на основе вовлечения обучающихся во взаимодействие и созидательную деятельность.
В условиях доступности информации, востребованности среди молодежи модельных образцов поведения, демонстрируемых медийными личностями, необходимо, чтобы начальная школа стала таким социокультурным пространством, в котором современный школьник мог найти ответы и предложения на все вопросы. Социокультурное пространство начальной школы с полным правом можно рассматривать как механизм и ресурс воспитания современного школьника, в котором должны гармонично сочетаться: информационная открытость, медийность, событийность и поликультурность. Информационная открытость предполагает обеспечение доступности информации о различных направлениях деятельности образовательной организации, медийность заключается в направленности на создание востребованного медийного образа образовательной организации, событийность связана с целенаправленным включением в текущую деятельность школы событий разного масштаба (от локального до федерального), поликультурность определяется необходимостью создания объединяющего поля социокультурной деятельности как ресурса для обмена культурными традициями, духовно-нравственными ценностями и воспитательными практиками.
Литература:
1. Орлова Е.В. Социокультурное пространство: к определению понятия / Е.В. Орлова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 7 (81). – C. 149-152.
2. Педагогика начального образования / Под ред. С. А. Котовой. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2017. — 10 с.