Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Серяева Г.М. КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2-М КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Н.Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА»

Библиографическое описание:
Серяева Г.М. Конспект урока по литературному чтению во 2-м классе по теме «Н.Н. Носов «Живая шляпа» // Современная начальная школа. 2021. № 19. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/19.pdf.

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 2.

УМК: «Школа России».

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цели урока: Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

2.Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией.

3.Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.

4.Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.

5.Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Тема: Н. Носов «Живая шляпа».

Ход урока

1.Организационный момент. (Слайд 2)

Прозвенел звонок

Начинается урок

Наши ушки на макушки

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

- К нам на урок пришли гости повернитесь, поздоровайтесь с ними.

2.Проверка домашнего задания.

- А начнём мы наш урок с проверки домашнего задания.

- Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (Затейники)

- Назовите героев этого рассказа. (Петя, Валя)

- Как называли себя дети? (Затейники)

- В какую игру играли дети? (Три поросёнка)

- Что хотел сказать автор этим рассказом? (что дети умеют сами организовывать свой досуг)

- Кто автор этого рассказа? (Н.Н.Носов)

- Что вы можете сказать о Носове по этим клочимым словам? (на экране)

Киев, в семье актёра, музыка, театр, шахматы, фотографии, Затейники.

3.Актуализация знаний.

-Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Послушайте стихотворение:

Шляпа - лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

- Кто же нам удачи пожелает? (Ответы детей)

- Ребята, какие бывают шляпы? (большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные…)

К шляпе дружно подойдём,

Её взглядом обведём!

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

- Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

- Мы найдём ответ на этот вопрос, прослушав очень интересный рассказ Николая Носова «Живая шляпа».

4.Первичное восприятие текста.

- О ком текст? (о детях)

- Как вы думаете этот рассказ смешной или страшный?

Словарная работа.

-В тексте встречаются неизвестные слова, давайте уточним их значение.

-Что такое КОЧЕРГА?

- Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

-Кто объяснит значение слова КОМОД?

- Комод - шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

- Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?

- Треснуть - ударить.

-А слово ПЛЮХНУТЬ?

-Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

Физкультминутка

Все котятки мыли лапки:

Вот так, вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки:

Вот так, вот так!

А потом они устали,

Сладко, сладко засыпали:

Вот так, вот так!

5.Повторное восприятие текста.

- Откройте учебники на странице 38, будем читать рассказ.

- Я начинаю читать, а вы мне будите помогать (помогают хорошо читающие дети).

6.Работа по содержанию текста.

- Где сидел кот Васька?

- Почему он бросился на шляпу? (он увидел, что на шляпу села муха)

- Что произошло дальше? (шляпа упала и закрыла кота)

- А мальчики видели, что происходило возле комода? (нет)

- Почему? (они раскрашивали картинки)

- Что у детей вызвало испуг?

- На самом ли деле шляпа была живая или нет?

- Почему она двигалась?

- Сейчас, проверим какими, мы были внимательными слушателями.

Работа с учебником.

- Найдите в тексте слова, которые показывают испуг детей. Поставьте галочку карандашом около этих слов.

Проверка. Молодцы!

7.Работа в парах.

- Перед вами лежат листочки с отрывком из текста. Найдите в тексте слова, которые показывают, как вели себя ребята при виде «живой шляпы» (трясутся, прибежали, соскочили).

Физкультминутка

Работа по тексту.

- Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой? (ответ детей)

- А вот сейчас каждый будет работать самостоятельно. Возьмите листочки и определите, кто какое оружие взял.

- А теперь поменяйтесь листочками, если правильно поставьте +

Оцените свою работу.

Кочерга

Володя

Лыжная палка

Вадик



На экране проверка

- Ни кочерга, ни лыжная палка им не помогли, что же им помогло раскрыть секрет «живой шляпы»? На этот вопрос вы ответите сами.

- Перед вами предложения выберите правильное.

1.Они вернулись на кухню, набрали из корзины огурцов и стали швырять её в шляпу.

2.Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу.

3.Они вернулись на кухню, набрали из корзины свёклы и стали швырять её в шляпу.

-Давайте проверим, правильно ли вы сказали (на экране правильный ответ)

Оцените свою работу.

- Кот на свободе. Обиделся ли Васька на ребят?

- Как он себя вёл?

- Выберите и подчеркните нужные слова, которые относятся к поведению Васьки. Подсказка в конце текста.

(Фырчал, царапался, жмурился от солнца, злился, шипел, смотрел сердито)

8.Итог урока.

- Так всё-таки бывают «живые шляпы»?

- А мы их сейчас оживим и подарим нашим котам.

9.Рефлексия (на доске картинка кота)

Синяя шляпка - Я доволен своей работой на уроке.

Красная шляпка – Я был активен, но не всё у меня получалось на уроке.

(на экране)

Домашнее задание.

Отчитать хорошо текст. Составьте по 1 вопросу к тексту.