Библиографическое описание:
Серяева Г.М. Конспект урока по литературному чтению во 2-м классе по теме «Н.Н. Носов «Живая шляпа» // Современная начальная школа. 2021. № 19. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/19.pdf.
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 2.
УМК: «Школа России».
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цели урока: Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.
2.Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией.
3.Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.
4.Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.
5.Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Тема: Н. Носов «Живая шляпа».
Ход урока
1.Организационный момент. (Слайд 2)
Прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушки
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
- К нам на урок пришли гости повернитесь, поздоровайтесь с ними.
2.Проверка домашнего задания.
- А начнём мы наш урок с проверки домашнего задания.
- Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (Затейники)
- Назовите героев этого рассказа. (Петя, Валя)
- Как называли себя дети? (Затейники)
- В какую игру играли дети? (Три поросёнка)
- Что хотел сказать автор этим рассказом? (что дети умеют сами организовывать свой досуг)
- Кто автор этого рассказа? (Н.Н.Носов)
- Что вы можете сказать о Носове по этим клочимым словам? (на экране)
Киев, в семье актёра, музыка, театр, шахматы, фотографии, Затейники.
3.Актуализация знаний.
-Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Послушайте стихотворение:
Шляпа - лучший друг на свете
Знают взрослые и дети.
При ярком солнце выручает
И быть модной помогает.
От дождя и снега спрячет,
Пожелает нам удачи!
- Кто же нам удачи пожелает? (Ответы детей)
- Ребята, какие бывают шляпы? (большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные…)
К шляпе дружно подойдём,
Её взглядом обведём!
С нами, шляпа, не шути,
Ты не прыгай, не скачи!
Поскорей открой секрет-
Ты живая или нет?
- Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?
- Мы найдём ответ на этот вопрос, прослушав очень интересный рассказ Николая Носова «Живая шляпа».
4.Первичное восприятие текста.
- О ком текст? (о детях)
- Как вы думаете этот рассказ смешной или страшный?
Словарная работа.
-В тексте встречаются неизвестные слова, давайте уточним их значение.
-Что такое КОЧЕРГА?
- Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.
-Кто объяснит значение слова КОМОД?
- Комод - шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.
- Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?
- Треснуть - ударить.
-А слово ПЛЮХНУТЬ?
-Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.
Физкультминутка
Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко, сладко засыпали:
Вот так, вот так!
5.Повторное восприятие текста.
- Откройте учебники на странице 38, будем читать рассказ.
- Я начинаю читать, а вы мне будите помогать (помогают хорошо читающие дети).
6.Работа по содержанию текста.
- Где сидел кот Васька?
- Почему он бросился на шляпу? (он увидел, что на шляпу села муха)
- Что произошло дальше? (шляпа упала и закрыла кота)
- А мальчики видели, что происходило возле комода? (нет)
- Почему? (они раскрашивали картинки)
- Что у детей вызвало испуг?
- На самом ли деле шляпа была живая или нет?
- Почему она двигалась?
- Сейчас, проверим какими, мы были внимательными слушателями.
Работа с учебником.
- Найдите в тексте слова, которые показывают испуг детей. Поставьте галочку карандашом около этих слов.
Проверка. Молодцы!
7.Работа в парах.
- Перед вами лежат листочки с отрывком из текста. Найдите в тексте слова, которые показывают, как вели себя ребята при виде «живой шляпы» (трясутся, прибежали, соскочили).
Физкультминутка
Работа по тексту.
- Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой? (ответ детей)
- А вот сейчас каждый будет работать самостоятельно. Возьмите листочки и определите, кто какое оружие взял.
- А теперь поменяйтесь листочками, если правильно поставьте +
Оцените свою работу.
Кочерга
Володя
Лыжная палка
Вадик
На экране проверка
- Ни кочерга, ни лыжная палка им не помогли, что же им помогло раскрыть секрет «живой шляпы»? На этот вопрос вы ответите сами.
- Перед вами предложения выберите правильное.
1.Они вернулись на кухню, набрали из корзины огурцов и стали швырять её в шляпу.
2.Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу.
3.Они вернулись на кухню, набрали из корзины свёклы и стали швырять её в шляпу.
-Давайте проверим, правильно ли вы сказали (на экране правильный ответ)
Оцените свою работу.
- Кот на свободе. Обиделся ли Васька на ребят?
- Как он себя вёл?
- Выберите и подчеркните нужные слова, которые относятся к поведению Васьки. Подсказка в конце текста.
(Фырчал, царапался, жмурился от солнца, злился, шипел, смотрел сердито)
8.Итог урока.
- Так всё-таки бывают «живые шляпы»?
- А мы их сейчас оживим и подарим нашим котам.
9.Рефлексия (на доске картинка кота)
Синяя шляпка - Я доволен своей работой на уроке.
Красная шляпка – Я был активен, но не всё у меня получалось на уроке.
(на экране)
Домашнее задание.
Отчитать хорошо текст. Составьте по 1 вопросу к тексту.
Серяева Г.М. Конспект урока по литературному чтению во 2-м классе по теме «Н.Н. Носов «Живая шляпа» // Современная начальная школа. 2021. № 19. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/19.pdf.
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 2.
УМК: «Школа России».
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цели урока: Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.
2.Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией.
3.Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.
4.Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.
5.Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Тема: Н. Носов «Живая шляпа».
Ход урока
1.Организационный момент. (Слайд 2)
Прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушки
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
- К нам на урок пришли гости повернитесь, поздоровайтесь с ними.
2.Проверка домашнего задания.
- А начнём мы наш урок с проверки домашнего задания.
- Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (Затейники)
- Назовите героев этого рассказа. (Петя, Валя)
- Как называли себя дети? (Затейники)
- В какую игру играли дети? (Три поросёнка)
- Что хотел сказать автор этим рассказом? (что дети умеют сами организовывать свой досуг)
- Кто автор этого рассказа? (Н.Н.Носов)
- Что вы можете сказать о Носове по этим клочимым словам? (на экране)
Киев, в семье актёра, музыка, театр, шахматы, фотографии, Затейники.
3.Актуализация знаний.
-Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Послушайте стихотворение:
Шляпа - лучший друг на свете
Знают взрослые и дети.
При ярком солнце выручает
И быть модной помогает.
От дождя и снега спрячет,
Пожелает нам удачи!
- Кто же нам удачи пожелает? (Ответы детей)
- Ребята, какие бывают шляпы? (большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные…)
К шляпе дружно подойдём,
Её взглядом обведём!
С нами, шляпа, не шути,
Ты не прыгай, не скачи!
Поскорей открой секрет-
Ты живая или нет?
- Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?
- Мы найдём ответ на этот вопрос, прослушав очень интересный рассказ Николая Носова «Живая шляпа».
4.Первичное восприятие текста.
- О ком текст? (о детях)
- Как вы думаете этот рассказ смешной или страшный?
Словарная работа.
-В тексте встречаются неизвестные слова, давайте уточним их значение.
-Что такое КОЧЕРГА?
- Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.
-Кто объяснит значение слова КОМОД?
- Комод - шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.
- Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?
- Треснуть - ударить.
-А слово ПЛЮХНУТЬ?
-Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.
Физкультминутка
Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко, сладко засыпали:
Вот так, вот так!
5.Повторное восприятие текста.
- Откройте учебники на странице 38, будем читать рассказ.
- Я начинаю читать, а вы мне будите помогать (помогают хорошо читающие дети).
6.Работа по содержанию текста.
- Где сидел кот Васька?
- Почему он бросился на шляпу? (он увидел, что на шляпу села муха)
- Что произошло дальше? (шляпа упала и закрыла кота)
- А мальчики видели, что происходило возле комода? (нет)
- Почему? (они раскрашивали картинки)
- Что у детей вызвало испуг?
- На самом ли деле шляпа была живая или нет?
- Почему она двигалась?
- Сейчас, проверим какими, мы были внимательными слушателями.
Работа с учебником.
- Найдите в тексте слова, которые показывают испуг детей. Поставьте галочку карандашом около этих слов.
Проверка. Молодцы!
7.Работа в парах.
- Перед вами лежат листочки с отрывком из текста. Найдите в тексте слова, которые показывают, как вели себя ребята при виде «живой шляпы» (трясутся, прибежали, соскочили).
Физкультминутка
Работа по тексту.
- Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой? (ответ детей)
- А вот сейчас каждый будет работать самостоятельно. Возьмите листочки и определите, кто какое оружие взял.
- А теперь поменяйтесь листочками, если правильно поставьте +
Оцените свою работу.
Кочерга
Володя
Лыжная палка
Вадик
На экране проверка
- Ни кочерга, ни лыжная палка им не помогли, что же им помогло раскрыть секрет «живой шляпы»? На этот вопрос вы ответите сами.
- Перед вами предложения выберите правильное.
1.Они вернулись на кухню, набрали из корзины огурцов и стали швырять её в шляпу.
2.Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу.
3.Они вернулись на кухню, набрали из корзины свёклы и стали швырять её в шляпу.
-Давайте проверим, правильно ли вы сказали (на экране правильный ответ)
Оцените свою работу.
- Кот на свободе. Обиделся ли Васька на ребят?
- Как он себя вёл?
- Выберите и подчеркните нужные слова, которые относятся к поведению Васьки. Подсказка в конце текста.
(Фырчал, царапался, жмурился от солнца, злился, шипел, смотрел сердито)
8.Итог урока.
- Так всё-таки бывают «живые шляпы»?
- А мы их сейчас оживим и подарим нашим котам.
9.Рефлексия (на доске картинка кота)
Синяя шляпка - Я доволен своей работой на уроке.
Красная шляпка – Я был активен, но не всё у меня получалось на уроке.
(на экране)
Домашнее задание.
Отчитать хорошо текст. Составьте по 1 вопросу к тексту.