Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Евдокимова Ю.В. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Евдокимова Юлия Владимировна
учитель начальных классов, МОУ ООШ № 5, Челябинская область, г. Южноуральск

Библиографическое описание: Евдокимова Ю.В. Проектная деятельность младших школьников при формировании универсальных учебных действий в рамках ФГОС (из опыта работы) // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.

Выступление на педагогическом совете 05.11.2020
Из личного опыта работы над проектами

Уважаемые коллеги! Представляю вам практический опыт работы по теме «Проектная деятельность младших школьников при формировании универсальных учебных действий в рамках ФГОС».

Начало – всегда самое трудное. Поэтому расскажу именно как начиналась моя работа по теме «Проекты».

Работаю 30 лет, 22 года в школе №7, 5 лет в школе № 4. В МОУ «СОШ № 4» внеурочная деятельность с 1 класса строилась на основе курса «Учусь создавать проект», авторы Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. Занятия помогли научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом. В комплект входят (показываю) тетради для обучающихся на каждый год обучения, рабочая программа для учителя, рассчитанная на 36 ч в год. Курс включает 10-летний опыт работы учителей начальных классов школы с углубленным изучением иностранного языка в г. Москве. В 1 классе дети знакомятся с научными понятиями проект, тема проекта, этапы, помощники, проблема и ее решение, гипотеза, предположение, цель и задачи проекта, выбор информации, продукт проекта, макет, визитка к проекту, мини-сообщение, 7-минутное выступление, ответы на вопросы из зала. Приобретают знания, умения и навыки, необходимые в дальнейшем для защиты проекта. На слайдах представлены некоторые из вышесказанных материалов для работы с первоклассниками.

В 1 классе – 15 проектов, во 2 классе – 18 проектов, в 3 классе – 18 проектов, в 4 классе – 10 проектов.

Работа огромная. Осуществить такое количество проектов – огромная нагрузка на учителя и на ученика.

В работе с проектами есть как плюсы, так и минусы.

Плюсы:

1. Создают ситуацию успеха.

2. Помогают строить новые отношения в сотрудничестве.

3. Способствуют проявлению организаторских способностей у детей.

4. Осуществляется преемственность. Дети подготовлены к выполнению проектов в среднем звене.

5. Активизировалась роль родителей в учебной деятельности.

Минусы:

1. Нехватка времени на уроке.

2. В начальной школе не все дети выполняют проекты.

Вывод:

Проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Она позволяет повысить познавательную активность, мотивацию учащихся, обеспечить деятельностный подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся.

Основа моей работы – совместная работа с родителями и детьми.

Родительское собрание «Проектная деятельность», на котором родителям рассказываю о проектах, их создании и способах достижения результата. (Материал представлен на флэшке – текст выступления, памятки для родителей и обучающихся, слайды)

Совместная работа с родителями по ремонту кабинета и его обустройство

Начинаю работу с посильных интересных заданий.

Составляющие хорошего проекта: беседа, планирование, деятельность, приводящая к поучению продукта или результата, фиксирование событий на фото, создание презентации, умение рассказать о сделанном и выслушать одноклассников, благодарность и распространение опыта.

Организация работы начинается с обсуждения на родительском собрании, сборе актива класса, родительского комитета. Планирование происходит с момента получения документа - приказа в родительском чате с учителем и личных индивидуальных консультациях.

В классе работает свой пресс-центр. Все мероприятия проходят с активным участием родителей. Желающие мамы-репортёры фотографируют и оформляют материал, готовят проекты фотоколлажей, газет и статей на страничку школы в Вконтакте.

Результатом проекта может быть:

- конкретный продукт (поделка, рисунок, плакат, игрушка, украшенные окна);

- фоторепортаж или статья, ведение личной странички в соцсетях;

- счастливые дети и родители, хорошее настроение в процессе и в результате деятельности;

- расширение кругозора, общение с интересными людьми;

- выступление на уровне класса, школы, города;

- повышение уровня культуры и образования;

- приобретение новых знаний, умений и навыков вне урока;

- желание работать совместно в дальнейшем, новые планы.