Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Кирсанова Л.В. МУЛЬТТЕРАПИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Кирсанова Л.В. МУЛЬТТЕРАПИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ // Современная начальная школа. 2023. № 1 (44). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/44.pdf.

Аннотация. В данной статье рассмотрены возможности использования мультерапии как средства коррекционной и воспитательной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Приведено определение понятия мульттерапии и описаны его преимущества.

Ключевые слова: мульттерапия, ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), коррекционная деятельность, воспитательная деятельность.

Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и проведение с ними коррекционной деятельности требует при обучении в школе использования особых методов. На современном этапе наряду с традиционными методами активно используются различные нетрадиционные методы воспитания детей с ОВЗ и коррекционные методы, в частности, распространение получила мульттерапия.

Мультфильм можно использовать в качестве инструмента воздействия на поведение ребенка, а также освоения им норм и форм поведения [3, с. 428]. Поэтому использование мульттерапии считаем целесообразным в процессе коррекционной и воспитательной деятельности с обучающимися с ОВЗ.

Ф.Г. Ефимова отмечает, что мультипликационные фильмы формируют у детей первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Сравнивая себя с героями мультфильма, ребенок учится позитивному восприятию себя самого, справляться с трудностями и страхами, социализируется [1]. Соответственно мультфильмы – эффективное средство коррекционной и воспитательной работы с обучающимися с ОВЗ, в частности и в условиях школьного обучения.

Универсальным средством развития ребенка в современном визуально насыщенном мире есть мульттерапия, потому что выразительные средства мультипликации естественны для детского возраста, служат стимуляторами их творческой активности и раскрепощенности мышления. В процессе просмотра мультфильмов у детей формируются понятия о добре и зле, правилах и эталонах хорошего и плохого поведения, умение распознавать чувства и эмоции [4].

Мульттерапия – интересная форма работы с детьми, имеющими ОВЗ, предполагающая коррекцию состояния ребенка. Посредством коллективного создания мультфильмов дети оживляют свои представления о мире, счастье, учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми. Важным моментом в использовании мульттерапии является работа в команде, где каждый выполняет определенную роль: режиссер, сценарист, художник, актер озвучания, композитор, оператор и монтажер. В этой команде от деятельности каждого зависит общий результат [4].

При использовании мультерапии в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ, в частности, на уроках рисования и музыки, педагоги могут решать множество задач, так, правильный подбор материала позволяет работать с детскими страхами, тревожностью, самовосприятием и т.д. Дети идентифицируют себя с персонажами, вместе переживают. Поэтому целесообразно подбирать материал для просмотра, в котором четко представлена проблема [4].

Целесообразным считаем использование мультерапии на уроках музыки или рисования, так как она предполагает знакомство детей с ОВЗ со следующими техниками: 1) рисованная анимация, где фазы движения повторяют фазы движения неодушевленных и одушевленных персонажей; 2) предметная (или кукольная) анимация; 3) лепка персонажей из пластилина; 4) вырезание бумажных марионеток (техника перекладки); 5) пикселяция ‒ съемка фотокамерой предметов в движении [4].

Использовать мульттерапию в коррекционной и воспитательной работе с обучающимися с ОВЗ можно на индивидуальных и групповых занятиях. При этом на групповых занятиях педагог имеет возможность выявить детей, для которых требуется проведение индивидуальных занятий с использованием мульттерапии [2].

О.С. Куликова выделяет ряд преимуществ в использовании мультерапии при обучении и воспитании детей с ОВЗ в условиях школы: 1) мульттерапия позволяет решать проблему мотивации детей; 2) поскольку мульттерапия предполагает использование различных видов творческой деятельности (изобразительное искусство, литература, музыка), обучающиеся с имеют возможность ознакомиться с различными видами искусства и техниками; 3) мульттерапия – феномен оживления персонажей. При этом анимацию (одушевление), свойственную детскому сознанию, дети с ОВЗ воспринимают как чудо, поэтому она вызывает у их интерес и восторг; 4) особую важность имеет достаточно быстрое получение готового продукта – мультфильма. Рисунок ребенка, кажущийся ему неудачным и некрасивым, оживает на экране, и ребенок начинает воспринимать по-другому, а просмотр и обсуждение созданного мультфильма позволяет ребенку с ОВЗ осознать себя как автора этого мультфильма [4].

Схема занятия с использованием мультфильмов выглядит следующим образом: мотивирование детей к работе, активизация внимания; постановка проблемы – с чем мы будем работать; просмотр мультфильма; обсуждение проблемы через образы, представленные в мультфильме; творческая работа, например, придумать другой конец к мультику; игровая деятельность по теме мультика; рефлексия.

Изложенное выше подтверждает точку зрения К.Г. Харитоновой и Н.А. Абрамовой о том, что использование мульттерапии в коррекционной и воспитательной работе с обучающимися с ОВЗ создает условия для успешного личностного роста таких детей, развития у них способности к саморегуляции чувств и поведения [5].

Таким образом, мульттерапия ‒ это мощное средство коррекционной и воспитательной деятельности с обучающимися с ОВЗ, средство формирования их личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ефимова Ф.Г. Развитие творческой деятельности младших школьников с ОВЗ / Ф.Г. Ефимова // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества: сб. науч.-метод. материалов Междунар. науч.-образовательного форума СВФУ / под ред. О.М. Чоросова. – М., 2014. – С. 305 – 324.

2. Жданкина И.Н. Организация нетрадиционных уроков при обучении школьников с нарушением интеллекта / И.Н. Жданкина // Актуальные проблемы психологии и дефектологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. с элементами научной школы для молодых ученых – 48-е Евсевьевские чтения, 13–15 мая 1011 г. / под общ. ред. Н.В. Рябовой, Г.А. Винокуровой; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 176-198.

3. Ковалева А.В. Применение мультфильмов в работе по преодолению феномена выученной беспомощности в детском возрасте / А.В. Ковалева, М.А. Мартынова, Т.В. Луговская // Проблемы современного педагогического образования. ‒ 2018. ‒ №60-3. ‒ С. 428-431.

4. Куликова О.С. Мульттерапия как средство развития младших школьников с нарушением интеллекта / О.С. Куликова // О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, Красноярск, 10 ноября 2015 года. – Красноярск: Инновационный центр развития образования и науки, 2015. – С. 45-48.

5. Харитонова К.Г. Использование арттерапии в развитии эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта / К.Г. Харитонова, Н.А. Абрамова // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов / под ред. В.В. Находкина. – Якутск, 2013. – С. 152-167.