учитель начальных классов
КОГОБУ СШ с УИОП, пгт Нагорск
Актуальность
В последнее время изменения происходят в разных сферах жизни: в социальной, экономической, политической, духовной. Развивающееся общество вправе ждать от педагогов более глубоких педагогических результатов, которые определяются уровнем обученности, воспитанности и развития подрастающего поколения. Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным и востребованным.
Новые стандарты отдают приоритет семье, родителям в образовательном процессе. Семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование образовательных потребностей ребёнка, его личности, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов. Таким образом, одной из важнейших задач школы является педагогическая поддержка семьи, повышение педагогической культуры родителей.
Младший школьный возраст – это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития личности ребенка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы родители и учителя действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы.
Одной из форм сотрудничества с родителями класса является проведение совместных для родителей и детей праздников и развлечений.
Ещё одна форма внеклассного мероприятия – игры на свежем воздухе. Это выезд на природу на один день семей учеников класса и педагога. Данный вид мероприятия – наиболее любимый нашим классным коллективом, потому что является идеальным вариантом отдыха в неограниченном кабинетом пространстве. Ещё это прекрасный повод для общения с детьми и родителями, бабушками и дедушками вне стен образовательного учреждения. Тщательная организация – важная деталь отлично проведённого времени. Заранее продумываются место, возможность доставки и возвращения, игровая программа (ведь отдых должен быть активным) и питание. Отказ от аниматоров – принципиальная позиция. Подвижные игры на свежем воздухе, игры на сплочение, общение детей и родителей, не имеющих до этого возможности провести время вместе – приятные мелочи, способствующие созданию дружеской атмосферы классного коллектива, укреплению внутрисемейных связей.
Ожидания
Таким образом, взаимодействие педагога с родителями – это:
– положительный эмоциональный настрой всех участников процесса на совместную работу по воспитанию детей. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется это взаимодействие;
– учёт индивидуальных особенностей ребенка и поддерживание контакта с семьёй;
– укрепление внутрисемейных связей, что также является проблемным вопросом в педагогике на сегодняшний день;
– возможность реализации программы воспитания и развития ребенка в образовательном учреждении.
Результативность
Все новое – хорошо забытое старое. Так сейчас обретает второе дыхание любимая и известная многим представителям старшего поколения игра «Зарница».
Все участники по жребию делятся на две команды: синие и зеленые. Ребята с родителями приняли активное участие в течении всего мероприятия, с большим интересом искали мины, стреляли из винтовки. Участники слажено работали в командах, выполняя все команды своих командиров.
Итогом мероприятия стало награждение всех участников игры, а также праздничное чаепитие, на котором ребята и родители обсуждали прошедшую игру и делились положительными эмоциями.
В ходе проведения мероприятия цели были достигнуты частично, все участники были активны и с большим интересом принимали участие, а также высказали желание еще раз поиграть в такую увлекательную игру.
Считаю, что выбранная форма организации совместного мероприятия была выбрана удачно.
Практическая ценность – возможность использования данного материала в целом или отдельные этапы другими классными руководителями на занятиях внеурочной деятельности.
Методические рекомендации:
Учителям начальных классов:
- использовать методическую разработку в работе с родителями и детьми по организации военно-спортивных игр;
Родителям:
- организовывать с детьми игры, которые способствуют патриотическому воспитанию.
Цели и задачи:
- пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта, развитие и укрепление физической подготовки обучающихся;
- сплочение коллектива, воспитание у молодого поколения духа патриотизма;
- формирование стремления к победе, гармонии совершенства, физического и духовного начала;
- формирование у детей навыков быстрой реакции в нестандартных ситуациях;
– укрепление детско-родительских отношений через совместную игровую деятельность - игру «Зарничка»
Целевая аудитория: обучающиеся начальных классов и их родители.
Форма проведения - эстафета, состоящая из нескольких этапов. Старт командам даётся одновременно. Время прохождения этапов фиксируется по последнему участнику, прибывшему на финиш. В маршрутных листах отмечается только количество набранных баллов.
Реквизит: 2 планшета, щит со сменными мишенями (по количеству участников), 2 мешка, 15 флажков (3 больших + 12 маленьких),10 круглых спилов (имитация мин), 2 маршрутных листа для 2-х команд, верёвка с флажками для ограждения + колышки, 4 бутылки с красящей водой (2 - с красной, 2 – с синей), фотоаппарат или видеокамера.
Время проведения: февраль (в рамках месячника, посвящённого Дню защитника Отечества).
Форма проведения: спортивная игра на улице; время прохождения на каждой станции от 5 минут до 15 – 20 минут.
Подготовка: подготовить реквизит для каждой станции:
- «Я- патриот»: «бутылки –брызгалки» с разведённой в воде краской (синей, красной);
- «Санитары»: 2 санок, 2 пары лыж:
- «Снайперы»: нарисовать или соорудить мишени;
- «Сапёры»: напилить круги.
- «Разведчики»: верёвка с флажками для ограждения + колышки,
- «Эрудит»: вопросы на эрудицию;
- «Шифрограммы»: карточка с шифровкой и ключом;
- «Канат»: канат.
«Полевая кухня» - заказать сладкие пироги, чай.
Уточнить дату и время проведения игры.
Участники: классный коллектив (учащиеся + родители + классный руководитель).
Планируемые результаты (формируемые УУД):
Познавательные УУД:
- слушать, извлекая нужную информацию;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Регулятивные УУД:
- анализировать ситуацию и самостоятельно находить пути решения;
- определять и формулировать цель деятельности на празднике с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в команде;
- уметь эффективно распределять обязанности;
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи.
Личностные УУД:
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.;
- формировать умение перерабатывать исторический материал с точки зрения современного общества;
- формировать чувство гордости за свою Родину.
Ход игры
I. Организационный момент
(Цель: создание у детей и родителей благоприятного настроя на праздник)
Участники игры проходят и строятся по отрядам (отряды состоят из детей и родителей)
Учитель: Здравствуйте, друзья! Мы рады приветствовать вас на военно-спортивной игре «Зарничка». Сегодня вам предстоит проявить свою ловкость, выносливость, силу духа. Вы готовы к испытаниям? Тогда желаю вам удачи!
Дети и родители: командиры отрядов сдают рапорт.
II. Актуализация знаний. Постановка целей для решения проблемы
(Цель: организация постановки цели праздника учащимися)
Учитель: Сейчас каждая команда получит конверт с указанием маршрута, по которому вы должны двигаться. Вам необходимо пройти 8 этапов. Итак, ваша задача - заработать больше баллов. Учитывается аккуратность, правильное выполнение заданий. И победит та команда, у которой будет меньше штрафных баллов. Штрафные баллы будут выставляться за: неаккуратность, грубость, несоблюдение правил.
Перед началом игры я хочу обратить ваше внимание на следующие правила.
1. Играем не ради корысти, а ради удовольствия своего, и других.
2. Играем честно! Обидно, когда проигрываешь, но все равно, не мухлюй, не злись.
3. Будь стойким. Не унывай при неудачах и не злорадствуй.
4. Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся.
5. Не упрекай партнера за промахи, но постарайся поправить беду своими успехами.
6. Сохраняй спокойствие независимо от исхода игры.
Дети и родители: Команды получают конверты.
III. Основной этап - конкурсная программа
1.Станция «Я - патриот»
Учитель: «Российский флаг – наш символ и богатство.
Российский флаг – к победам смелый шаг!»
- Предлагаю вам сделать первый шаг к победе и раскрасить снеговика в цвет российского флага. Для этого вам нужны краски. Вы можете воспользоваться красками и кистью или бутылками – брызгалками, в них разведены краски.
Дети и родители: раскрашивают снеговика.
2.Станция «Санитары»
Учитель: У вас в команде двое пострадавших. Их необходимо вынести с поля боя в безопасное место, пройти препятствия на пути. Здесь вам необходимо правильно вынести пострадавших.
- Ваша задача проделать следующее: на старте стоят два санитара на лыжах, на санках сидят раненые, санитарам необходимо переправить раненых в «госпиталь».
Дети и родители: переправляют раненых в «госпиталь».
3.Станция «Снайперы»
Учитель: В этом конкурсе нужно проявить меткость. Все участники команды по очереди должны попасть в мишень. Перезаряжают винтовку взрослые.
Дети и родители: по очереди стреляют по мишеням из пневматической винтовки.
4. Станция «Сапёры»
Учитель: В снег закопаны «мины» - это деревянные спилы. Ваша задача - найти все свои «мины» и обезвредить их.
Дети и родители: ищут в снегу деревянные мины.
5. Станция «Разведчики»
Учитель: «Сыграла роль свою разведка
В войну, свою работу разумея:
По сведениям, добытым ею,
Артиллерия стреляла метко
По врагу — стрелой неслись ракеты,
И враг бежал — пришла победа!»
Участникам необходимо проползти по-пластунски, не задев проволоку (верёвку, ленту).
Дети и родители:по очереди проползают под натянутыми лентами.
6. Станция «Эрудит»
Учитель: военно-патриотическая подготовка предполагает не только овладение определёнными профессиональными навыками, но и значительную эрудицию. Предлагаю ответить вам на ряд вопросов за 3 минуты. Ответы даем быстро.
1. Окоп – это вырытая яма? (да)
2. Компас – прибор для измерения времени? (нет)
3. Гимнастерка – рубашка для занятий гимнастикой? (нет)
4. Танки могут плавать? (да)
5. Бескозырка – это головной убор без козырька? (да)
6. У звезды пять лучей? (да)
7. Боевые гранаты растут на дереве? (нет)
8. Два сапога пара? (да)
9.Танк меньше пушки? (нет)
10. Парашют сделан из бумаги? (нет)
11. Якорь – это лишний груз, который выбрасывают за борт? (нет)
12. Бинокль – это прибор, который помогает рассмотреть врага? (да)
13. «Катюша» - это личный автомобиль девушки Кати? (нет)
14. На погонах моряков изображены самолеты? (нет)
15. Магазин - место для патронов? (да)
16. Повар в армии – это кок? (нет)
17. Водолаз это тот, кто всегда ищет клады (нет)
18. Руль в самолете и на корабле называется штурвал? (да)
19. Быть на посту – значит находиться в дозоре (да)
20. Внеочередной наряд – это повышение солдата по службе (нет)
21. Патруль – это условное секретное слово (нет)
22. Госпиталь – это больница для военных? (да)
Дети и родители: отвечают на вопросы викторины
7. «Шифрограммы»
Учитель: А сейчас, предлагаю вам поработать связистами, которые расшифровывают с помощью ключа разные шифрограммы, содержащие донесения разведчиков (каждой команде раздается карточка с шифровкой и ключом).
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Дети и родители: расшифровывают с помощью ключа разные шифрограммы, содержащие донесения разведчиков.
17
16
5
15
33
20
30
19
3
16
11
22
13
1
4
8. «Канат».
Учитель: А сейчас посмотрим, кто перетянет канат.
Дети и родители: перетягивают канат (делают 3 попытки).
IV. Рефлексия. Награждение участников.
Подводят итоги, считают баллы.
(Цель: способствовать организации эмоционального отклика на празднике, направленный на воспитание патриотического чувства к своей Родине)
В конце этого мероприятия ребята и родители вместе с классным руководителем делают совместную фотографию на память об этой встрече. Это будет пополнением архивных материалов класса.
За активное участие в военно-спортивной игре «Зарница» награждаются все участники игры грамотами.
V. Заключительный этап«Полевая кухня»
Мероприятие заканчивается чаепитием со сладостями.
Библиографический список
1. Бриедис А.А. Подвижные игры для 1-4классов (учебное пособие для учителей физической культуры). -М: Просвещение, 1982.
2. Минскин Е.М. Игры и развлечения в ГПД: (пособие для учителя). –М.: Просвещение, 1983.
3. Учебно-воспитательная и оздоровительная в школах и группах продлённого дня/ под ред. Г.Г. Манке. - М.: Просвещение, 1988.