Высшая школа делового администрирования
Конференции
Август 2023

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «КВЕСТ-ИГРА «ЗАРНИЧКА»

Пономарева Татьяна Валерьевна
учитель начальных классов
КОГОБУ СШ с УИОП, пгт Нагорск

Актуальность

В последнее время изменения происходят в разных сферах жизни: в социальной, экономической, политической, духовной. Развивающееся общество вправе ждать от педагогов более глубоких педагогических результатов, которые определяются уровнем обученности, воспитанности и развития подрастающего поколения. Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным и востребованным.

Новые стандарты отдают приоритет семье, родителям в образовательном процессе. Семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование образовательных потребностей ребёнка, его личности, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов. Таким образом, одной из важнейших задач школы является педагогическая поддержка семьи, повышение педагогической культуры родителей.

Младший школьный возраст – это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития личности ребенка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы родители и учителя действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы.

Одной из форм сотрудничества с родителями класса является проведение совместных для родителей и детей праздников и развлечений.

Ещё одна форма внеклассного мероприятия – игры на свежем воздухе. Это выезд на природу на один день семей учеников класса и педагога. Данный вид мероприятия – наиболее любимый нашим классным коллективом, потому что является идеальным вариантом отдыха в неограниченном кабинетом пространстве. Ещё это прекрасный повод для общения с детьми и родителями, бабушками и дедушками вне стен образовательного учреждения. Тщательная организация – важная деталь отлично проведённого времени. Заранее продумываются место, возможность доставки и возвращения, игровая программа (ведь отдых должен быть активным) и питание. Отказ от аниматоров – принципиальная позиция. Подвижные игры на свежем воздухе, игры на сплочение, общение детей и родителей, не имеющих до этого возможности провести время вместе – приятные мелочи, способствующие созданию дружеской атмосферы классного коллектива, укреплению внутрисемейных связей.

Ожидания

Таким образом, взаимодействие педагога с родителями – это:

– положительный эмоциональный настрой всех участников процесса на совместную работу по воспитанию детей. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется это взаимодействие;

– учёт индивидуальных особенностей ребенка и поддерживание контакта с семьёй;

– укрепление внутрисемейных связей, что также является проблемным вопросом в педагогике на сегодняшний день;

– возможность реализации программы воспитания и развития ребенка в образовательном учреждении.

Результативность

Все новое – хорошо забытое старое. Так сейчас обретает второе дыхание любимая и известная многим представителям старшего поколения игра «Зарница».

Все участники по жребию делятся на две команды: синие и зеленые. Ребята с родителями приняли активное участие в течении всего мероприятия, с большим интересом искали мины, стреляли из винтовки. Участники слажено работали в командах, выполняя все команды своих командиров.

Итогом мероприятия стало награждение всех участников игры, а также праздничное чаепитие, на котором ребята и родители обсуждали прошедшую игру и делились положительными эмоциями.

В ходе проведения мероприятия цели были достигнуты частично, все участники были активны и с большим интересом принимали участие, а также высказали желание еще раз поиграть в такую увлекательную игру.

Считаю, что выбранная форма организации совместного мероприятия была выбрана удачно.

Практическая ценность – возможность использования данного материала в целом или отдельные этапы другими классными руководителями на занятиях внеурочной деятельности.

Методические рекомендации:

Учителям начальных классов:

- использовать методическую разработку в работе с родителями и детьми по организации военно-спортивных игр;

Родителям:

- организовывать с детьми игры, которые способствуют патриотическому воспитанию.

Цели и задачи:

- пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта, развитие и укрепление физической подготовки обучающихся;

- сплочение коллектива, воспитание у молодого поколения духа патриотизма;

- формирование стремления к победе, гармонии совершенства, физического и духовного начала;

- формирование у детей навыков быстрой реакции в нестандартных ситуациях;

– укрепление детско-родительских отношений через совместную игровую деятельность - игру «Зарничка»

Целевая аудитория: обучающиеся начальных классов и их родители.

Форма проведения - эстафета, состоящая из нескольких этапов. Старт командам даётся одновременно. Время прохождения этапов фиксируется по последнему участнику, прибывшему на финиш. В маршрутных листах отмечается только количество набранных баллов.

Реквизит: 2 планшета, щит со сменными мишенями (по количеству участников), 2 мешка, 15 флажков (3 больших + 12 маленьких),10 круглых спилов (имитация мин), 2 маршрутных листа для 2-х команд, верёвка с флажками для ограждения + колышки, 4 бутылки с красящей водой (2 - с красной, 2 – с синей), фотоаппарат или видеокамера.

Время проведения: февраль (в рамках месячника, посвящённого Дню защитника Отечества).

Форма проведения: спортивная игра на улице; время прохождения на каждой станции от 5 минут до 15 – 20 минут.

Подготовка: подготовить реквизит для каждой станции:

- «Я- патриот»: «бутылки –брызгалки» с разведённой в воде краской (синей, красной);

- «Санитары»: 2 санок, 2 пары лыж:

- «Снайперы»: нарисовать или соорудить мишени;

- «Сапёры»: напилить круги.

- «Разведчики»: верёвка с флажками для ограждения + колышки,

- «Эрудит»: вопросы на эрудицию;

- «Шифрограммы»: карточка с шифровкой и ключом;

- «Канат»: канат.

«Полевая кухня» - заказать сладкие пироги, чай.

Уточнить дату и время проведения игры.

Участники: классный коллектив (учащиеся + родители + классный руководитель).

Планируемые результаты (формируемые УУД):

Познавательные УУД:

- слушать, извлекая нужную информацию;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Регулятивные УУД:

- анализировать ситуацию и самостоятельно находить пути решения;

- определять и формулировать цель деятельности на празднике с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

- уметь работать в команде;

- уметь эффективно распределять обязанности;

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи.

Личностные УУД:

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.;

- формировать умение перерабатывать исторический материал с точки зрения современного общества;

- формировать чувство гордости за свою Родину.

Ход игры

I. Организационный момент

(Цель: создание у детей и родителей благоприятного настроя на праздник)

Участники игры проходят и строятся по отрядам (отряды состоят из детей и родителей)

Учитель: Здравствуйте, друзья! Мы рады приветствовать вас на военно-спортивной игре «Зарничка». Сегодня вам предстоит проявить свою ловкость, выносливость, силу духа. Вы готовы к испытаниям? Тогда желаю вам удачи!

Дети и родители: командиры отрядов сдают рапорт.

II. Актуализация знаний. Постановка целей для решения проблемы

(Цель: организация постановки цели праздника учащимися)

Учитель: Сейчас каждая команда получит конверт с указанием маршрута, по которому вы должны двигаться. Вам необходимо пройти 8 этапов. Итак, ваша задача - заработать больше баллов. Учитывается аккуратность, правильное выполнение заданий. И победит та команда, у которой будет меньше штрафных баллов. Штрафные баллы будут выставляться за: неаккуратность, грубость, несоблюдение правил.

Перед началом игры я хочу обратить ваше внимание на следующие правила.

1. Играем не ради корысти, а ради удовольствия своего, и других.

2. Играем честно! Обидно, когда проигрываешь, но все равно, не мухлюй, не злись.

3. Будь стойким. Не унывай при неудачах и не злорадствуй.

4. Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся.

5. Не упрекай партнера за промахи, но постарайся поправить беду своими успехами.

6. Сохраняй спокойствие независимо от исхода игры.

Дети и родители: Команды получают конверты.

III. Основной этап - конкурсная программа

1.Станция «Я - патриот»

Учитель: «Российский флаг – наш символ и богатство.

Российский флаг – к победам смелый шаг!»

- Предлагаю вам сделать первый шаг к победе и раскрасить снеговика в цвет российского флага. Для этого вам нужны краски. Вы можете воспользоваться красками и кистью или бутылками – брызгалками, в них разведены краски.

Дети и родители: раскрашивают снеговика.

2.Станция «Санитары»

Учитель: У вас в команде двое пострадавших. Их необходимо вынести с поля боя в безопасное место, пройти препятствия на пути. Здесь вам необходимо правильно вынести пострадавших.

- Ваша задача проделать следующее: на старте стоят два санитара на лыжах, на санках сидят раненые, санитарам необходимо переправить раненых в «госпиталь».

Дети и родители: переправляют раненых в «госпиталь».

3.Станция «Снайперы»

Учитель: В этом конкурсе нужно проявить меткость. Все участники команды по очереди должны попасть в мишень. Перезаряжают винтовку взрослые.

Дети и родители: по очереди стреляют по мишеням из пневматической винтовки.

4. Станция «Сапёры»

Учитель: В снег закопаны «мины» - это деревянные спилы. Ваша задача - найти все свои «мины» и обезвредить их.

Дети и родители: ищут в снегу деревянные мины.

5. Станция «Разведчики»

Учитель: «Сыграла роль свою разведка

В войну, свою работу разумея:

По сведениям, добытым ею,

Артиллерия стреляла метко

По врагу — стрелой неслись ракеты,

И враг бежал — пришла победа!»

Участникам необходимо проползти по-пластунски, не задев проволоку (верёвку, ленту).

Дети и родители:по очереди проползают под натянутыми лентами.

6. Станция «Эрудит»

Учитель: военно-патриотическая подготовка предполагает не только овладение определёнными профессиональными навыками, но и значительную эрудицию. Предлагаю ответить вам на ряд вопросов за 3 минуты. Ответы даем быстро.

1. Окоп – это вырытая яма? (да)

2. Компас – прибор для измерения времени? (нет)

3. Гимнастерка – рубашка для занятий гимнастикой? (нет)

4. Танки могут плавать? (да)

5. Бескозырка – это головной убор без козырька? (да)

6. У звезды пять лучей? (да)

7. Боевые гранаты растут на дереве? (нет)

8. Два сапога пара? (да)

9.Танк меньше пушки? (нет)

10. Парашют сделан из бумаги? (нет)

11. Якорь – это лишний груз, который выбрасывают за борт? (нет)

12. Бинокль – это прибор, который помогает рассмотреть врага? (да)

13. «Катюша» - это личный автомобиль девушки Кати? (нет)

14. На погонах моряков изображены самолеты? (нет)

15. Магазин - место для патронов? (да)

16. Повар в армии – это кок? (нет)

17. Водолаз это тот, кто всегда ищет клады (нет)

18. Руль в самолете и на корабле называется штурвал? (да)

19. Быть на посту – значит находиться в дозоре (да)

20. Внеочередной наряд – это повышение солдата по службе (нет)

21. Патруль – это условное секретное слово (нет)

22. Госпиталь – это больница для военных? (да)

Дети и родители: отвечают на вопросы викторины

7. «Шифрограммы»

Учитель: А сейчас, предлагаю вам поработать связистами, которые расшифровывают с помощью ключа разные шифрограммы, содержащие донесения разведчиков (каждой команде раздается карточка с шифровкой и ключом).

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20



У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33



Дети и родители: расшифровывают с помощью ключа разные шифрограммы, содержащие донесения разведчиков.

17

16

5

15

33

20

30

19

3

16

11

22

13

1

4



8. «Канат».

Учитель: А сейчас посмотрим, кто перетянет канат.

Дети и родители: перетягивают канат (делают 3 попытки).

IV. Рефлексия. Награждение участников.

Подводят итоги, считают баллы.

(Цель: способствовать организации эмоционального отклика на празднике, направленный на воспитание патриотического чувства к своей Родине)

В конце этого мероприятия ребята и родители вместе с классным руководителем делают совместную фотографию на память об этой встрече. Это будет пополнением архивных материалов класса.

За активное участие в военно-спортивной игре «Зарница» награждаются все участники игры грамотами.

V. Заключительный этап«Полевая кухня»

Мероприятие заканчивается чаепитием со сладостями.

Библиографический список

1. Бриедис А.А. Подвижные игры для 1-4классов (учебное пособие для учителей физической культуры). -М: Просвещение, 1982.

2. Минскин Е.М. Игры и развлечения в ГПД: (пособие для учителя). –М.: Просвещение, 1983.

3. Учебно-воспитательная и оздоровительная в школах и группах продлённого дня/ под ред. Г.Г. Манке. - М.: Просвещение, 1988.