Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Бушняк В.В. ДЕТСКИЙ РИСУНОК КАК УНИКАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Бушняк Виктория Валерьевна
учитель изобразительного искусства, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 имени Виталия Яковлевича Алексеева, Тюменская область, г. Сургут

Библиографическое описание: Бушняк В.В. Детский рисунок как уникальный продукт художественного творчества // Современная начальная школа. 2020. № 14. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/14.pdf.

Детский рисунок, какой он бывает? С одной стороны, примитивный и чудаковатый, в тоже время уникальный и самобытный. Через изобразительное творчество ребенок познает мир, раскрывает свои способности и внутренний мир. Как помочь маленькому художнику раскрыть себя, повысить самооценку и получить массу положительных эмоций от творческого процесса? В чем уникальность детского рисунка? Эти вопросы часто задают родители, которые активно развивают своих детей, интересуются их творчеством. Существуют так же разные мнения по поводу детского рисунка. Многие родители не знают, как правильно относиться к продукту изображения и считают, что ранний детский рисунок – это каракули, пачканье листов и не имеет ничего общего с изобразительным творчеством. В чем же уникальность рисунка ребенка и надо ли учить изображению? Мы поговорим о детском рисунке, как об уникальном продукте, узнаем, как помочь ребенку выразить себя в творчестве от чего зависит характер и выразительность детской работы.

Результат детского изобразительного творчества во многом определяет возраст. Это психофизиологическое состояние ребенка. Периодизация детского рисунка основана на многолетних наблюдениях педагогов, психологов.

Психологи выделяют семь основных стадий развития детского рисунка.

1.Стадия бесформенных изображений (процессуальность) 1-3 года.





рис. Лизы, 2 года

2.Стадия примитивных изображений (ассоциация следа, головоноги): 3-5 лет.



рис. Лизы, 3 года



рис. Лизы, 3 года

3.Стадия схематических изображений (упрощенные изображения): 4-7 лет.



рис. Алёши, 4 года

4.Стадия правдоподобных изображений. 5-10 лет.



рис. Маши, 6 лет



рис. Ярославы, 7 лет

5.Стадия пластических изображений (пропорционально-объемное видение): 10-14 лет.



рис. Аллы «Парк весной»,12 лет

6.Стадия символических изображений (абстрактно-логическое видение): 13 лет-22 года.

7. Стадия индивидуального стиля (формируется с детства, может сформироваться в подростковом возрасте и развиться в юношеском, иногда как озарение, открытие собственного стиля приходит в преклонном возрасте).



Каждая фаза развития детского рисунка внутренне обуславливает последующую и является для нее фундаментом. Перепрыгнуть через фазы развития невозможно. Поэтому работа родителей и педагогов должна быть направлена на то, чтобы помочь ребенку «изжить актуальную в данный момент фазу роста и перейти на новый качественный уровень.

Рисунки детей разных возрастов отличаются исполнением, выразительностью. Но иногда, глядя на работу, мы можем увидеть обратное. Рисунок может быть обманчив. Это произойдет, если развитие ребенка приостановится в какой-то момент, зависнет на одной из стадий. В то же время можно констатировать тот факт, что дети уже двухлетнего возраста создают индивидуальные своеобразные каракули. И это важно не упустить, поскольку психологи отмечают, что зарождение собственно - индивидуального стиля происходит именно в этом возрастном периоде.

Важно учесть, что развитие ребенка может как соответствовать возрасту, так и немного опережать его, или в результате негативного воздействия взрослых, (установок, стереотипов) отставать в развитии. Примечательно, что взрослые люди, у которых дома не было соответствующих условий и которые не занимались изодеятельностью, застревают на стадии правдоподобных изображений или даже схемы. Однако возобновление практических занятий и постепенное приобретение человеком изобразительного опыта, способствуют изживанию стадий примитивных изображений и переходу на новый уровень пластического, объемного изображения.

Напротив, ребенок, с раннего возраста систематически занимающийся рисованием или перенимающий опыт взрослых, может уже в 5-6 лет создавать правдоподобные изображения, сложные сюжетные композиции. Это в основном бывает в семьях художников. Но главный фактор такого быстрого роста - опыт изображения. Эти дети буквально «живут с карандашом в руках и с ним засыпают». Итак, рисунок ребенка сообщит нам не только о его возрастных особенностях, но и о методах и приемах работы педагогов, воспитателей. Ведь при мудрой педагогической опеке, без навязывания штампов, стереотипов и чуждых ребенку идей мы получим уникальный в итоге продукт.

Рисовать дети начинают рано. Сначала ребенку доставляет удовольствие ритм движения руки, которая удерживает и направляет пишущий предмет. Потом, в процессе дальнейших занятий изодеятельностью, ребенок начинает понимать, что линией можно заменить, изобразить или обозначить форму предмета. Но если в младшем возрасте ребенок может «раскрепоститься» и смело, быстро изобразить, то уже в 5-6 летнем возрасте может возникнуть страх из-за боязни не справиться с работой и сделать не так. Решение этой проблемы можно найти в различных изобразительных техниках, которые помогают раскрепостить руку и убрать страх. Доступность каждой техники определяется возрастными особенностями детей. Так, например, начинать работу следует с техник: рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги, печатка; но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополняют художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии, рисование по мятой и сырой бумаге.

Очень интересные рисунки получаются способом рисования «от ладошки». Контур руки обводится на листе бумаги. Ребенок фантазирует, ищет образ, дополняя ладошку деталями. В контуре ладошки можно увидеть птицу, бабочку, ежа, дерево, кленовый листок. Конечно, ведущая роль в этом процессе принадлежит взрослому, который помогает ребенку аккуратно, не внедряясь в процесс творчества.

Очень увлекательный способ рисования – это метод тычка. Он не требует от детей профессионального изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем, чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» точка, тем реальнее и правдоподобнее изображение на рисунке. Как известно, гуашь – густая краска, поэтому требуется меньше времени для ее высыхания. Это позволяет накладывать друг на друга разные по цвету краски, создавать различные цветосочетания. Появляется возможность «прочувствовать» многоцветное изображение предмета, а сочетание метода тычка с рисованием мелких деталей тонкими линиями открывает перед детьми большие возможности. Рисунки получаются объемными и живыми за счет многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри него.

Особое значение в творческом развитии играют материалы и изобразительные техники. Важно снабдить ребенка качественными художественными мелками, цветными карандашами, красками. Бумагу лучше выбрать плотную, альбомную, не использовать обрывки тетрадных листов. Важно определить в квартире уголок для творчества ребенка, создать атмосферу и учитывать его потребности. Продукты его творчества выставлять в домашнем «эрмитаже» и поощрять успехи и эксперименты с цветом, формой предметов.

Техника рисования, лепки, аппликации включает в себя умение созда вать изображения, используя разные изобразительные материалы: каран даши, фломастеры, восковые мелки, краски (акварель, гуашь), цветные карандаши, санги ну, угольные палочки, пастель, глину, пластилин и т.д. Всеми навыками и умениями дети овладевают постепенно, под руководством взрослого, который показывает, как пользоваться каждым материалом, раскрывать его выразительные возможности.

Детям младшего возраста хорошо давать работать фломастером. Сам по себе он не является художественным материалом, но в некоторых слу чаях его можно использовать. Фломастер нравится ребенку яркостью, легкостью получения отчетливой линии, формы. Дети любят рисовать и карандашами, цветными мелками. Ребенок хорошо чувствует нажим карандаша, отчетливо ощуща ет движение руки с ним. Такое рисование доставляет детям удовольствие; оно позволяет им создавать выразительные изображения, добиваться гра дации оттенков, способствует развитию эстетического восприятия, чувст ва цвета.

В процессе художественного творчества ребенка родителям следует вырабатывать у детей умение пра вильно держать карандаш, кисть, фломастер, мелок. Необходимо показать правила работы с этими материалами и инструментами. Особое внимание обращать внимание на захват руки и постановку кисти маленького художника. Ранние занятия художественным творчеством способствуют развитию мелкой моторики ребенка, развитию его речи, постановки руки к овладению письмом в дальнейшем. Грамотный подход к изобразительной деятельности ребенка, помощь в овладении изобразительными техниками и материалами, а также создание условий для развития ребенка помогут в итоге создать ему «шедевр» - самобытный, уникальный продукт творения.



Список использованной литературы

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1986.

2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.

3. Игнатьев Е. И., Психология изобразительной деятельности детей, 2 изд., М., 1961.

4. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М, 1983.

5. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., 1979.

6. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.,1981.Косминская В.Б., Васильева Е.И., Халезова Н.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М., 1977.

7. Михайлова А. Рисование дошкольников: процесс или результат? // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 4.