Библиографическое описание:
Мельникова И.А., Соколова С.Н. Формирование патриотизма посредством предмета «Окружающий мир» // Современная начальная школа. 2021. № 17. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/17.pdf.
«Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий. Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
В.А. Сухомлинский
Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на эти вопросы достаточно сложны. Для простоты суждения будем считать Владимира Даля первым, кто определил понятие «патриотизм». Патриот, по Далю, - «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Патриотизм включает:
1.Почитание места своего рождения и места постоянного проживания, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважение к местным традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных дел он совершает для блага данной территории, тем больше патриот, данный человек, тем выше и истиннее его патриотизм.
2.Уважение к своим предкам, проживавшим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.
3.Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, её приукрашивания и обустройства, взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.
Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Таким образом, настоящим патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, работающего во благо своего Отечества, участвующего в деятельности организаций патриотической направленности.
Воспитание у ребёнка патриотических чувств неразрывно связано с формированием его отношений к окружающей действительности (В.Н. Мясищев).
Федеральный государственный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"): любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества…
Рассмотрим некоторые аспекты этой обширной темы на примере курса «Окружающий мир», входящего в УМК «Школа России». Воспитательную роль предмета «Окружающий мир» в первую очередь обычно связывают с экологическим воспитанием, что во многом справедливо.
Давно и хорошо известна взаимосвязь экологического и патриотического воспитания. Роль предмета «Окружающий мир» в патриотическом воспитании детей очень велика. Ведь именно этот учебный предмет целенаправленно формирует у детей знания о своей Родине, без которых нельзя представить себе воспитания патриотических чувств.
Любовь к родному городу (посёлку, селу), гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности. Одна из задач предмета «Окружающий мир» - вызвать у детей интерес к родной стране, дать первоначальные представления о родном крае, о Родине, познакомить с понятиями «государство», «гражданин», «законы страны», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина». Дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне.
Знания о родной стране представлены в курсе «Окружающий мир» в разных аспектах. Один из них – географический. Систематизированные, хотя и элементарные, представления о географии России дети получают именно на уроках окружающего мира. И тут большое значение имеет работа учащихся с географической картой. Пропедевтическое значение работы с картой в начальной школе для последующего географического образования очень велико. Но гораздо важнее те возможности, которые она дает для создания яркого, неповторимого образа Родины.
Решению воспитательных задач курса «Окружающий мир» помогают уроки-путешествия по городам России, предусмотренные в каждом классе. В 1 классе это обобщенное путешествие по стране и первоначальное знакомство с её столицей – Москвой. Во 2 классе – знакомство с Москвой, Санкт - Петербургом и рядом других городов (в форме воображаемого путешествия по р. Оке). В 3 классе – путешествие по Золотому кольцу России. В 4 классе – путешествие по регионам России, с посещением ряда интересных городов. Такой способ освоения учебного материала позволяет интегрировать знания из областей географии, истории, экологии, экономики, культуры. Дети с нетерпением ждут этих уроков-путешествий, с удовольствием готовятся к ним, опираясь на личные впечатления и пользуясь не только учебниками, но и дополнительной литературой. Очень ценно, если эта деятельность увязывается с внеурочными экскурсиями.
Другой аспект родиноведческих знаний в курсе «Окружающий мир» - исторический. В 1-3 классах историко-культурный материал включен в содержание различных разделов. В систематизированном виде знания по истории представлены в 4 классе.
Изучение раздела «Страницы истории России» позволяет учащимся узнать о ярких событиях, выдающихся личностях родной истории, познакомиться с примерами благородного служения Отечеству. Учебный материал этого раздела отобран, прежде всего, с позиции его воспитательной значимости.
Очень важный аспект родиноведческих знаний – общественно-политический. В соответствии с требованиями Стандарта начального общего образования в курсе «Окружающий мир» даны первоначальные сведения о государственных символах России – флаге, гербе, гимне, о государственных праздниках, Конституции Российской Федерации, правах ребёнка. Этот учебный материал имеет большое значение для патриотического воспитания учащихся.
Ещё одно направление воспитания учащихся средствами этого учебного предмета – воспитание культуры мира. Это понятие сравнительно недавно вошло в педагогический лексикон.
Воспитание культуры мира – это воспитание детей на ценностях согласия, сотрудничества, взаимопомощи, воспитание толерантности как одного из важнейших личностных качеств, предполагающих уважение к другому мнению, к культуре и образу жизни других людей, стран и народов. Надо ли говорить, как важно всё это сегодня для нашей многонациональной страны, для всего человечества.
Важно отметить, что в учебнике «Окружающий мир» для 4 класса впервые в практике начального образования России вводится понятие Всемирное наследие. Учащиеся знакомятся с объектами Всемирного наследия, которые находятся на территории России, узнают, как совместными усилиями люди решают задачу сохранения уникальных памятников природы и культуры мирового значения, как эти благородные усилия объединяют людей из разных уголков земли.
Хотелось бы ещё раз вернуться к мысли о том, что познание детьми окружающего мира не ограничивается и не может ограничиваться рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её пределами. Сам учебный предмет «Окружающий мир» оказывается стержнем этого процесса. Он обеспечивает и необходимые «выходы» во внеклассную деятельность. Последовательная реализация такого подхода позволяет максимально полно раскрыть богатейший воспитательный потенциал предмета «окружающий мир».
«Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием», - писал В.А. Сухомлинский.
Об этом нужно постоянно помним при проведении и планировании работы с учащимися на уроках «окружающего мира».
Предлагаем подборки стихотворений, которые можно использовать как на уроках, так и во внеклассной работе.
1. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!
Река без рыбы - не река.
Лес без зверей – не лес
Воздух без птиц – не воздух.
2.Он долго рос,
Он ждал весны
И, наконец, расцвел!
Тебе другие снились сны –
Рукой его ты смел.
Сорвал цветок с лица земли,
А он хотел цвести!
Постигнуть трудно красоту
И так легко смести!
И под сосной, где ты украл
Природную красу,
Два одинокие листа
На землю льют росу.
А.Новик.
3.Я нашла в лесу фиалку,
А срывать фиалку жалко.
Пусть останется в лесу –
Лучше ландыш принесу.
Я на ландыш поглядела,
Пожалела ландыш белый,
Пусть останется в лесу –
Одуванчик принесу.
Н. Найденова.
4.Есть одна планета – сад
В нашем космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.
5. Все – все абсолютно на свете нужны:
И мошки не меньше нужны, чем слоны,
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг-другу нужны.
6. Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птицы с небом, как ветер с лугом,
Как парус с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Давайте, люди, любить планету –
Во всей Вселенной похожей нету,
Во всей Вселенной на всех одна.
Что будет делать без нас она?
Литература и источники:
1.Агапова И.И., Давыдова М.Р. Патриотическое воспитание в школе, М.: Айрис-Пресс, 2002. - 132 с.
2.Мясищев В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды [Текст] / В.Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: Изд-во Воронеж. обл. тип. комитета по печати и массовой информации администрации Воронежской области, 1995.
3.Толковый словарь Даля https://gufo.me/dict/dal?letter=а
4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
Мельникова И.А., Соколова С.Н. Формирование патриотизма посредством предмета «Окружающий мир» // Современная начальная школа. 2021. № 17. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/17.pdf.
«Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий. Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
В.А. Сухомлинский
Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на эти вопросы достаточно сложны. Для простоты суждения будем считать Владимира Даля первым, кто определил понятие «патриотизм». Патриот, по Далю, - «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Патриотизм включает:
1.Почитание места своего рождения и места постоянного проживания, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважение к местным традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных дел он совершает для блага данной территории, тем больше патриот, данный человек, тем выше и истиннее его патриотизм.
2.Уважение к своим предкам, проживавшим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.
3.Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, её приукрашивания и обустройства, взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.
Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Таким образом, настоящим патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, работающего во благо своего Отечества, участвующего в деятельности организаций патриотической направленности.
Воспитание у ребёнка патриотических чувств неразрывно связано с формированием его отношений к окружающей действительности (В.Н. Мясищев).
Федеральный государственный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"): любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества…
Рассмотрим некоторые аспекты этой обширной темы на примере курса «Окружающий мир», входящего в УМК «Школа России». Воспитательную роль предмета «Окружающий мир» в первую очередь обычно связывают с экологическим воспитанием, что во многом справедливо.
Давно и хорошо известна взаимосвязь экологического и патриотического воспитания. Роль предмета «Окружающий мир» в патриотическом воспитании детей очень велика. Ведь именно этот учебный предмет целенаправленно формирует у детей знания о своей Родине, без которых нельзя представить себе воспитания патриотических чувств.
Любовь к родному городу (посёлку, селу), гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности. Одна из задач предмета «Окружающий мир» - вызвать у детей интерес к родной стране, дать первоначальные представления о родном крае, о Родине, познакомить с понятиями «государство», «гражданин», «законы страны», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина». Дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне.
Знания о родной стране представлены в курсе «Окружающий мир» в разных аспектах. Один из них – географический. Систематизированные, хотя и элементарные, представления о географии России дети получают именно на уроках окружающего мира. И тут большое значение имеет работа учащихся с географической картой. Пропедевтическое значение работы с картой в начальной школе для последующего географического образования очень велико. Но гораздо важнее те возможности, которые она дает для создания яркого, неповторимого образа Родины.
Решению воспитательных задач курса «Окружающий мир» помогают уроки-путешествия по городам России, предусмотренные в каждом классе. В 1 классе это обобщенное путешествие по стране и первоначальное знакомство с её столицей – Москвой. Во 2 классе – знакомство с Москвой, Санкт - Петербургом и рядом других городов (в форме воображаемого путешествия по р. Оке). В 3 классе – путешествие по Золотому кольцу России. В 4 классе – путешествие по регионам России, с посещением ряда интересных городов. Такой способ освоения учебного материала позволяет интегрировать знания из областей географии, истории, экологии, экономики, культуры. Дети с нетерпением ждут этих уроков-путешествий, с удовольствием готовятся к ним, опираясь на личные впечатления и пользуясь не только учебниками, но и дополнительной литературой. Очень ценно, если эта деятельность увязывается с внеурочными экскурсиями.
Другой аспект родиноведческих знаний в курсе «Окружающий мир» - исторический. В 1-3 классах историко-культурный материал включен в содержание различных разделов. В систематизированном виде знания по истории представлены в 4 классе.
Изучение раздела «Страницы истории России» позволяет учащимся узнать о ярких событиях, выдающихся личностях родной истории, познакомиться с примерами благородного служения Отечеству. Учебный материал этого раздела отобран, прежде всего, с позиции его воспитательной значимости.
Очень важный аспект родиноведческих знаний – общественно-политический. В соответствии с требованиями Стандарта начального общего образования в курсе «Окружающий мир» даны первоначальные сведения о государственных символах России – флаге, гербе, гимне, о государственных праздниках, Конституции Российской Федерации, правах ребёнка. Этот учебный материал имеет большое значение для патриотического воспитания учащихся.
Ещё одно направление воспитания учащихся средствами этого учебного предмета – воспитание культуры мира. Это понятие сравнительно недавно вошло в педагогический лексикон.
Воспитание культуры мира – это воспитание детей на ценностях согласия, сотрудничества, взаимопомощи, воспитание толерантности как одного из важнейших личностных качеств, предполагающих уважение к другому мнению, к культуре и образу жизни других людей, стран и народов. Надо ли говорить, как важно всё это сегодня для нашей многонациональной страны, для всего человечества.
Важно отметить, что в учебнике «Окружающий мир» для 4 класса впервые в практике начального образования России вводится понятие Всемирное наследие. Учащиеся знакомятся с объектами Всемирного наследия, которые находятся на территории России, узнают, как совместными усилиями люди решают задачу сохранения уникальных памятников природы и культуры мирового значения, как эти благородные усилия объединяют людей из разных уголков земли.
Хотелось бы ещё раз вернуться к мысли о том, что познание детьми окружающего мира не ограничивается и не может ограничиваться рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её пределами. Сам учебный предмет «Окружающий мир» оказывается стержнем этого процесса. Он обеспечивает и необходимые «выходы» во внеклассную деятельность. Последовательная реализация такого подхода позволяет максимально полно раскрыть богатейший воспитательный потенциал предмета «окружающий мир».
«Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием», - писал В.А. Сухомлинский.
Об этом нужно постоянно помним при проведении и планировании работы с учащимися на уроках «окружающего мира».
Предлагаем подборки стихотворений, которые можно использовать как на уроках, так и во внеклассной работе.
1. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!
Река без рыбы - не река.
Лес без зверей – не лес
Воздух без птиц – не воздух.
2.Он долго рос,
Он ждал весны
И, наконец, расцвел!
Тебе другие снились сны –
Рукой его ты смел.
Сорвал цветок с лица земли,
А он хотел цвести!
Постигнуть трудно красоту
И так легко смести!
И под сосной, где ты украл
Природную красу,
Два одинокие листа
На землю льют росу.
А.Новик.
3.Я нашла в лесу фиалку,
А срывать фиалку жалко.
Пусть останется в лесу –
Лучше ландыш принесу.
Я на ландыш поглядела,
Пожалела ландыш белый,
Пусть останется в лесу –
Одуванчик принесу.
Н. Найденова.
4.Есть одна планета – сад
В нашем космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.
5. Все – все абсолютно на свете нужны:
И мошки не меньше нужны, чем слоны,
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг-другу нужны.
6. Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птицы с небом, как ветер с лугом,
Как парус с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Давайте, люди, любить планету –
Во всей Вселенной похожей нету,
Во всей Вселенной на всех одна.
Что будет делать без нас она?
Литература и источники:
1.Агапова И.И., Давыдова М.Р. Патриотическое воспитание в школе, М.: Айрис-Пресс, 2002. - 132 с.
2.Мясищев В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды [Текст] / В.Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: Изд-во Воронеж. обл. тип. комитета по печати и массовой информации администрации Воронежской области, 1995.
3.Толковый словарь Даля https://gufo.me/dict/dal?letter=а
4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/