Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции
Январь 2022

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТАБЛИЦ ДЛЯ РАЗУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛНОГО ВОЗРАСТА

Калиничева Ирина Владимировна
Воспитатель
ГБДОУ детский №41
г. Санкт-Петербург
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТАБЛИЦ ДЛЯ РАЗУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛНОГО ВОЗРАСТА
Педагоги часто сталкивалась с проблемой заучивания стихов. Дети с трудом запоминают стихи и с большим усилием их воспроизводят. Они забывают слова, переставляют их местами. Ребенок пытается заучивать стихи механически, не понимая слова смысл текста. Механическая память в заучивании стихотворения – это не лучший способ запоминания, ведь в художественном тексте важны эмоции, чувства, переживания. Воспитателю приходится искать разные пути для обучения ребенка запоминанию стихотворений.
Существует множество подходов в решении данной проблемы, но мы рассмотрим лишь некоторые из них.
Опираясь на ФГОС ДО целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является то, что ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; ребенок обладает развитым воображением.
Для лучшего запоминания текста можно применять движения-помощники.
Дети очень часто любят изображать животных, их повадки, звуки. Можно наблюдать и то, что мальчики изображают отважных героев, а девочки – принцесс. Во многих играх, в которые дети играют в детском саду, нужно уметь изображать не только живые существа, но и явления природы.
Представлять что-то с помощью движений детям очень нравится. Чтобы стихотворение лучше усвоилось детьми, нужно провести несколько этапов работы:
·           внимательно прочитать текст вместе с ребенком;
·           разделить текст на логические куски (если ребенок маленький, то отрывок должен включать одну строку, если постарше – 2-4 строки);
·           выбрать слова, которые можно показать. Предложить ребенку самому придумать движения, если не получается – подсказать;
·           после трех предыдущих этапов взрослый читает стихотворение, а ребенок показывает движениями выбранные слова;
·           чтение стихотворения вместе с ребенком, при этом ребенок показывает движения и рассказывает;
·           предложить ребенку самому, без помощи взрослого (или с минимальной помощью) рассказать стихотворение, помогая себе движениями;
·           рассказать стихотворение без помощи взрослого и без движений.
Эта методика подходит для детей, начиная с 3 лет. Возможно, что ребенок начнет на празднике или на занятии показывать все движения. Они сохранятся у него на уровне некоторых сигналов телу, почти не осознаваемых и незаметных, но помогающих ему вспомнить текст в волнительной для него ситуации.
Есть вероятность, что у ребенка сразу же не получится рассказать стихотворение без запинки. Даже если он продолжает забывать слова, отложите заучивание стихотворения. Через 2-3 часа следует повторить 4-7 этапы. На следующее утро нужно повторить снова. На этом этапе ребенок должен постараться рассказать стихотворение самостоятельно и без явных движений.
Еще одним хорошим способом является рисование стихотворения. У этой методики много авторов, одним из которых является Валуева Л.А. Педагог предлагает призвать на помощь при запоминании стихотворений любой сложности - карандаши, ручки, краски, фломастеры.
Суть данной методики – нарисовать ключевые слова, только уже не движениями, а рисунками.
Здесь важно, чтобы ребенок проявил фантазию, сам выбрал картинку, чтобы изобразить слово или предложение) из стихотворения. Стоит заметить, что чем проще рисунок, тем легче его будет запомнить и рассказать. Не стоит рисовать целые сюжеты, достаточно выбрать простую и понятную картинку. Важно, чтобы ребенок был способен вспомнить строки стихотворения, рассматривая свои рисунки. В финале – картинки убираются, но ребенок к этому моменту уже настолько запомнил свои иллюстрации, что они остаются у него в памяти и будут помогать вспомнить стихотворение.
Данная методика подходит детям, начиная с 3 лет. Но пока ребенок не научился хоть немного рисовать сам, картинки должен будет рисовать взрослый. С 4-4,5 лет ребенок может начинать рисовать изображения самостоятельно.
Еще одной уникальной методикой являются мнемотехника. Известно, что мнемотехника или искусство запоминания впервые появилось еще в Древней Греции и сохранилось до наших дней в виде специальных приемов. Это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти. Использование такой техники становится очень актуальным в настоящее время. «Секрет» мнемотехники прост – когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Использование приемов мнемотехники, способствует увеличению объема памяти. Все это достигается путем образования ассоциаций.
Мнемотехника очень эффективна при заучивании стихотворений. Использование приемов мнемотехники в работе с детьми позволяет достичь очень хороших результатов в развитии связной речи дошкольников.
Чтобы заучивание стихов было более благоприятным, нужно создать соответствующую атмосферу: постараться перед обучением проветрить комнату; убрать все отвлекающие предметы; стихи должны иметь доступный для детского понимания смысл; взрослому важно читать стихотворение выразительно, спокойно, выдерживать паузы; очень важна доброжелательность; можно включить спокойную музыку, стимулирующую детскую фантазию.
Работа начинается с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, дается слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – желтое, небо - синее, огурец – зеленый. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям черно-белые мнемотаблицы. Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже – к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.
Этапы работы с мнемотаблицей:
·           Сначала воспитатель выразительно читает стихотворение;
·           Далее сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу;
·           Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль;
·           Если в стихотворении встречаются непонятные ребенку слова, то воспитатель объясняет их значение в доступной для ребенка форме;
·           Затем воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу;
·           Последним этапом является рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивания загадок, потешек, песенок во всех возрастных группах детского сада.
Таким образом, можно сделать вывод, что нужно научить ребенка запоминать стихи, руководствуясь различными способами, которые будут наиболее эффективными. Результат не заставит себя ждать, уже через несколько дней ребенок будет очень хорошо рассказывать стихотворение не только воспитателям и детям в группе, но и радовать своими успехами родителей. С большой готовностью он захочет выучить следующее стихотворение, ведь это очень интересный процесс. А использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений повысит интерес ребенка к произведению.