Библиографическое описание:
Силантьева Ю.А. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕ-ЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Современная начальная школа. 2023. № 10 (53). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/53.pdf.
Аннотация. В статье обсуждается перспектива занятий физической культурой с использованием средств здоровьесберегающих технологий. В случае пандемии это улучшит физическую форму, мотивацию и потребность в самостоятельной деятельности, обеспечивая высокий уровень физической культуры личности учащихся.
Цель работы-обосновать содержание занятий физической культурой учащихся, используя средства здоровьесберегающих технологий.
Качественная и полноценная характеристика уровня здоровья человека и населения является актуальным вопросом для развития государства. В настоящее время для всех граждан России именно повышение качества уровня жизни является основополагающим фактором, который напрямую влияет на производительность труда, условия отдыха и продолжительность жизни.
Физическое воспитание, как часть общей культуры и профессиональной подготовки в учебных заведениях, является образовательной дисциплиной и важнейшим элементом развития личности. В настоящее время ведутся активные поиски путей повышения эффективности физического воспитания подрастающего поколения [2, с. 9].
По мнению Н. М. Амосова здоровье определяется как оптимальное функционирование организма человека, которое взаимосвязано с окружающей средой, важным параметром которого считается нейтрализация болезней [2].
Достоверно известно, что здоровье человека формируется во взаимосвязи биологических, психолого-социальных и экологических факторов. Выявление социальной природы человека подразумевает более основательное изучение её естественно биологического существования, законы индивидуального развития, чтобы способствовать реализации потенциальных возможностей, содержащихся в геноме с помощью различных социальных мер [4].
Л. И. Алешин определяет здоровый образ жизни, как сложную систему проявления индивида в сферах деятельности, которая определяет самоотношение, отношение к социуму среде и благоприятствует личностному росту [3].
Кроме того, для детей важной составляющей данного элемента будет являться уровень знаний и осведомлённости ребёнка о качестве и уровне своего здоровья и физическая активность [2, с. 11 - 15].
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Это образ жизни рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до наступления глубокой старости поддерживать нравственно-психическое и физическое долголетие.
Здоровый образ жизни - это тот, который помогает сохранить и улучшить здоровье и благополучие людей [1]. Многие правительства и неправительственные организации работают над пропагандой здорового образа жизни. Они измеряют преимущества с критическими числами здоровья, включая вес, сахар крови, кровяное давление, и холестерол крови. Здоровый образ жизни — это пожизненный эффект. Способы быть здоровым включают здоровое питание, физические нагрузки, управление весом и управление стрессом. Хорошее здоровье позволяет людям делать многие вещи.
Для укрепления и сохранности здоровья у младших школьников необходимо сформировать у них навыки для рассмотрения и оценки самих себя со стороны, состояния физического здоровья, понимать природу своих чувств, эмоций, и вследствие чего они проявляются. В данной ситуации самонаблюдение активизирует способность самосовершенствоваться, помогает изучить и сформировать актуальные личностные характеристики, способности, задатки, творческий потенциал.
Непосредственное влияние на воспитание здорового стереотипа жизни оказывает нравственный компонент воспитания, отношение к здоровью, которое выражено в желании быть здоровым и придерживаться здорового образа жизни. Младшие школьники должны понять здоровье, как главную аксиому, которая влияет на успешность всего в жизни. Важно чтобы школьник понимал, что именно его здоровье зависит только от него, и он сам ответственен за него. Для того, чтобы предложить вести ему правильный образ жизнедеятельности, необходимо заинтересовать его, создать приятные эмоции, дать осознать ребенку комфорт того, что он в состоянии сам следит, укрепляет, оберегает свое здоровье, применяя методы профилактики, которые ему наиболее актуальны и близки в применении [5].
Очень важным моментом становится учет психофизиологических, психологических, физических характеристик каждой возрастной группы, также необходимо опираться на зону ближайшего развития при выборе того в каком направление будет проходить процесс воспитания. Также необходимо, чтобы в образовательном учреждении преподавались здоровьесберегающие технологии. Весь процесс обучения, в том числе, и его работники (инфраструктура, благоприятный климат обучения, квалифицированные педагоги, психологи, мед. персонал, повара) должны работать в соответствии с определенными нормами, ведь от этого будет зависеть успеваемость ученика, его здоровье, развитие его как личности, отношение к школе.
В педагогике данной проблемой занимались: Н.П. Абаскалова, Г.А. Апанасенко, Л.В. Байкалова, Н.А. Бирюкова, Э.Н. Вайнер, В.Н. Ирхина, Э.М. Казина, и многие другие. За последнее десятилетие труды по изучению здоровья вошли здоровьесберегающие технологии Базарного Н.К., Л.А. Ждановой, Т.В. Русовой. Необходимо формировать у детей мотивацию здорового образа жизни, так как ребенок должен понимать всю значимость своего здоровья для его дальнейших достижений.
С учетом вышеизложенных данных, поиск направлений эффективного профилактического воздействия, ориентированного на формирование или изменение поведенческих стереотипов учащихся в сфере здорового образа жизни, является актуальной задачей современной педагогики [12, с.48].
К факторам, способствующим формированию здорового образа жизни учащихся, относятся:
- достаточный уровень профессиональной компетентности педагогов;
- удовлетворительное использование содержания образовательных программ; - высокий уровень научно-методического информационного и материально-техничес-кого обеспечения;
- успешная социально-психологическая адаптация учащихся в образовательной среде;
- сформированность учащихся к сохранению и укреплению здоровья.
Применение интегративного и дифференцированного методов обучения является основополагающим при осуществлении учебно-воспитательного процесса в школе, так как они оказывают значительное влияние на формирование понятий здорового образа жизни. Именно осуществление процесса создания и закрепления понятий здорового образа жизни происходит с применением дифференцированного обучения, с помощью которого можно определять как характер протекания процессов психологической и физической адаптированности, так и учитывать особенности поведения, возможность психических расстройств и девиантного поведения, а также определить возможные перспективы личностного роста и поведения в социуме ребёнка [7, с.216].
Также выявлены характеристики, которые определяют осознанность и отношение к понятиям здорового образа жизни. К ним относятся личностное понимание ценности уровня здоровья, последовательность действий в течение дня, осознание эффективности применения средств здорового образа жизни. Также необходимо уделить внимание активности самого учащегося в процессе повышения уровня состояния здоровья [2, с.310].
Установлено, что учащихся можно классифицировать по двум признакам. Первый признак — это неполное осознание собственной активности в формировании понятий здорового образа жизни. Второй признак - учащиеся, которые в целом понимают значимость и осознают роль понятие здорового образа жизни в развитии и сохранение собственного здоровья. Результаты многочисленных исследований выявили, что в настоящее время наблюдается отрицательная возрастная тенденция в ознакомлении и закреплении понятий здорового образа жизни, также выявлена неготовность учащихся в нравственной, психологической и эмоциональной и прочих сферах к данному процессу. Отсутствует объективная оценка происходящего. Именно данный фактор стал причиной тщательного изучения индивидуальных особенностей учащихся исследование процесса их адаптации к учебному и воспитательному процессу. Ведь именно указанная система взаимодействия напрямую отражает уровень развития, формирования, и закрепления понятий и представлений о здоровом образе жизни.
Таким образом можно заключить вывод о том, что оптимальная и эффективная образовательная среда, которая лежит в основе формирования здорового образа жизни зависит от влияния совокупности целого ряда факторов, таких как педагогические, гигиенические, физиологические, адаптационные.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абаскалова, Н.П. Здоровье-сберегающая инфраструктура в системе образования: учебное пособие /Э.М. Казин, Н.П. Абаскалова, Р.И. Айзман и др. – Москва: Изд-во «Омега-Л», 2017. – 575 с.
2. Айзман, Р.И. Современные представления о здоровье и критерии его оценки / Р.И. Айзман // Новосибирск: Сибирский педагогический журнал. – 2017. – №. 9. – С. 85-90.
3. Айзман, Р.И. Основы здорового образа жизни: учебное пособие / Р. И. Айзман, В.Б. Рубанович. – Новосибирск: АРТА, 2018. – 256 с.
4. Баль, Л. В. О мотивациях подростков к формированию здорового образа жизни / Л.В. Баль, А.Н. Михайлов, И.А. Гундарев // Гигиена и санитария. – Москва: 2019. – № 4. – С. 70-71.
5. Безруких, М.М. Здоровье-сберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: метод. Рекомендации / М.М. Безруких //. Под ред. М. М. Безруких, В.Д. Сонькина. – Москва.: Триада-форм, 2017. – 114 с.
6. Леонов, А.В. Совершенствования формирования здорового образа жизни школьников в современных условиях. В кн.: Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. 21-22 февраля г. 2018 г. / Леонов А. В. – Москва: 2018. – С. 102.
7. Литовченко О. С. Представление о здоровье в современной науке // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 697-699.
Силантьева Ю.А. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕ-ЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Современная начальная школа. 2023. № 10 (53). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/53.pdf.
Аннотация. В статье обсуждается перспектива занятий физической культурой с использованием средств здоровьесберегающих технологий. В случае пандемии это улучшит физическую форму, мотивацию и потребность в самостоятельной деятельности, обеспечивая высокий уровень физической культуры личности учащихся.
Цель работы-обосновать содержание занятий физической культурой учащихся, используя средства здоровьесберегающих технологий.
Качественная и полноценная характеристика уровня здоровья человека и населения является актуальным вопросом для развития государства. В настоящее время для всех граждан России именно повышение качества уровня жизни является основополагающим фактором, который напрямую влияет на производительность труда, условия отдыха и продолжительность жизни.
Физическое воспитание, как часть общей культуры и профессиональной подготовки в учебных заведениях, является образовательной дисциплиной и важнейшим элементом развития личности. В настоящее время ведутся активные поиски путей повышения эффективности физического воспитания подрастающего поколения [2, с. 9].
По мнению Н. М. Амосова здоровье определяется как оптимальное функционирование организма человека, которое взаимосвязано с окружающей средой, важным параметром которого считается нейтрализация болезней [2].
Достоверно известно, что здоровье человека формируется во взаимосвязи биологических, психолого-социальных и экологических факторов. Выявление социальной природы человека подразумевает более основательное изучение её естественно биологического существования, законы индивидуального развития, чтобы способствовать реализации потенциальных возможностей, содержащихся в геноме с помощью различных социальных мер [4].
Л. И. Алешин определяет здоровый образ жизни, как сложную систему проявления индивида в сферах деятельности, которая определяет самоотношение, отношение к социуму среде и благоприятствует личностному росту [3].
Кроме того, для детей важной составляющей данного элемента будет являться уровень знаний и осведомлённости ребёнка о качестве и уровне своего здоровья и физическая активность [2, с. 11 - 15].
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Это образ жизни рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до наступления глубокой старости поддерживать нравственно-психическое и физическое долголетие.
Здоровый образ жизни - это тот, который помогает сохранить и улучшить здоровье и благополучие людей [1]. Многие правительства и неправительственные организации работают над пропагандой здорового образа жизни. Они измеряют преимущества с критическими числами здоровья, включая вес, сахар крови, кровяное давление, и холестерол крови. Здоровый образ жизни — это пожизненный эффект. Способы быть здоровым включают здоровое питание, физические нагрузки, управление весом и управление стрессом. Хорошее здоровье позволяет людям делать многие вещи.
Для укрепления и сохранности здоровья у младших школьников необходимо сформировать у них навыки для рассмотрения и оценки самих себя со стороны, состояния физического здоровья, понимать природу своих чувств, эмоций, и вследствие чего они проявляются. В данной ситуации самонаблюдение активизирует способность самосовершенствоваться, помогает изучить и сформировать актуальные личностные характеристики, способности, задатки, творческий потенциал.
Непосредственное влияние на воспитание здорового стереотипа жизни оказывает нравственный компонент воспитания, отношение к здоровью, которое выражено в желании быть здоровым и придерживаться здорового образа жизни. Младшие школьники должны понять здоровье, как главную аксиому, которая влияет на успешность всего в жизни. Важно чтобы школьник понимал, что именно его здоровье зависит только от него, и он сам ответственен за него. Для того, чтобы предложить вести ему правильный образ жизнедеятельности, необходимо заинтересовать его, создать приятные эмоции, дать осознать ребенку комфорт того, что он в состоянии сам следит, укрепляет, оберегает свое здоровье, применяя методы профилактики, которые ему наиболее актуальны и близки в применении [5].
Очень важным моментом становится учет психофизиологических, психологических, физических характеристик каждой возрастной группы, также необходимо опираться на зону ближайшего развития при выборе того в каком направление будет проходить процесс воспитания. Также необходимо, чтобы в образовательном учреждении преподавались здоровьесберегающие технологии. Весь процесс обучения, в том числе, и его работники (инфраструктура, благоприятный климат обучения, квалифицированные педагоги, психологи, мед. персонал, повара) должны работать в соответствии с определенными нормами, ведь от этого будет зависеть успеваемость ученика, его здоровье, развитие его как личности, отношение к школе.
В педагогике данной проблемой занимались: Н.П. Абаскалова, Г.А. Апанасенко, Л.В. Байкалова, Н.А. Бирюкова, Э.Н. Вайнер, В.Н. Ирхина, Э.М. Казина, и многие другие. За последнее десятилетие труды по изучению здоровья вошли здоровьесберегающие технологии Базарного Н.К., Л.А. Ждановой, Т.В. Русовой. Необходимо формировать у детей мотивацию здорового образа жизни, так как ребенок должен понимать всю значимость своего здоровья для его дальнейших достижений.
С учетом вышеизложенных данных, поиск направлений эффективного профилактического воздействия, ориентированного на формирование или изменение поведенческих стереотипов учащихся в сфере здорового образа жизни, является актуальной задачей современной педагогики [12, с.48].
К факторам, способствующим формированию здорового образа жизни учащихся, относятся:
- достаточный уровень профессиональной компетентности педагогов;
- удовлетворительное использование содержания образовательных программ; - высокий уровень научно-методического информационного и материально-техничес-кого обеспечения;
- успешная социально-психологическая адаптация учащихся в образовательной среде;
- сформированность учащихся к сохранению и укреплению здоровья.
Применение интегративного и дифференцированного методов обучения является основополагающим при осуществлении учебно-воспитательного процесса в школе, так как они оказывают значительное влияние на формирование понятий здорового образа жизни. Именно осуществление процесса создания и закрепления понятий здорового образа жизни происходит с применением дифференцированного обучения, с помощью которого можно определять как характер протекания процессов психологической и физической адаптированности, так и учитывать особенности поведения, возможность психических расстройств и девиантного поведения, а также определить возможные перспективы личностного роста и поведения в социуме ребёнка [7, с.216].
Также выявлены характеристики, которые определяют осознанность и отношение к понятиям здорового образа жизни. К ним относятся личностное понимание ценности уровня здоровья, последовательность действий в течение дня, осознание эффективности применения средств здорового образа жизни. Также необходимо уделить внимание активности самого учащегося в процессе повышения уровня состояния здоровья [2, с.310].
Установлено, что учащихся можно классифицировать по двум признакам. Первый признак — это неполное осознание собственной активности в формировании понятий здорового образа жизни. Второй признак - учащиеся, которые в целом понимают значимость и осознают роль понятие здорового образа жизни в развитии и сохранение собственного здоровья. Результаты многочисленных исследований выявили, что в настоящее время наблюдается отрицательная возрастная тенденция в ознакомлении и закреплении понятий здорового образа жизни, также выявлена неготовность учащихся в нравственной, психологической и эмоциональной и прочих сферах к данному процессу. Отсутствует объективная оценка происходящего. Именно данный фактор стал причиной тщательного изучения индивидуальных особенностей учащихся исследование процесса их адаптации к учебному и воспитательному процессу. Ведь именно указанная система взаимодействия напрямую отражает уровень развития, формирования, и закрепления понятий и представлений о здоровом образе жизни.
Таким образом можно заключить вывод о том, что оптимальная и эффективная образовательная среда, которая лежит в основе формирования здорового образа жизни зависит от влияния совокупности целого ряда факторов, таких как педагогические, гигиенические, физиологические, адаптационные.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абаскалова, Н.П. Здоровье-сберегающая инфраструктура в системе образования: учебное пособие /Э.М. Казин, Н.П. Абаскалова, Р.И. Айзман и др. – Москва: Изд-во «Омега-Л», 2017. – 575 с.
2. Айзман, Р.И. Современные представления о здоровье и критерии его оценки / Р.И. Айзман // Новосибирск: Сибирский педагогический журнал. – 2017. – №. 9. – С. 85-90.
3. Айзман, Р.И. Основы здорового образа жизни: учебное пособие / Р. И. Айзман, В.Б. Рубанович. – Новосибирск: АРТА, 2018. – 256 с.
4. Баль, Л. В. О мотивациях подростков к формированию здорового образа жизни / Л.В. Баль, А.Н. Михайлов, И.А. Гундарев // Гигиена и санитария. – Москва: 2019. – № 4. – С. 70-71.
5. Безруких, М.М. Здоровье-сберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: метод. Рекомендации / М.М. Безруких //. Под ред. М. М. Безруких, В.Д. Сонькина. – Москва.: Триада-форм, 2017. – 114 с.
6. Леонов, А.В. Совершенствования формирования здорового образа жизни школьников в современных условиях. В кн.: Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. 21-22 февраля г. 2018 г. / Леонов А. В. – Москва: 2018. – С. 102.
7. Литовченко О. С. Представление о здоровье в современной науке // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 697-699.