Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РЕАЛИЗАЦИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПЕДАГОГА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Куц Ирина Александровна,
педагог-психолог,
МАДОУ № 10 «Березка»,
ХМАО – Югра город Радужный
Реализация и актуальные проблемы внедрения профессиональных стандартов педагога в общеобразовательных организациях

Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет писать

и читать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться.

Элвин Тоффлер

Согласно концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020г. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014г. № 2765-р) сформирован и реализуется комплекс стратегических задач, направленных на развитие образования. Одна из важнейших задач - реализация во всех регионах нового стандарта профессиональной деятельности, включая механизмы аттестации и профессионального развития учителей, совершенствование профессионализма педагогов, поиск талантливых специалистов, способных в новых условиях развития образования осуществлять учебный процесс на высоком уровне. В связи с этим такие понятия, как «квалификация работника» и «профессиональный стандарт», которые определены в ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, занимают, важную роль в системе современного образования. Согласно указанной статье, квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь, профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Данный документ отображает те навыки и умения, которыми должен обладать педагог для передачи современных знаний ученикам и воспитанникам.
С повсеместным внедрением в жизнь современных средств информационных технологий и гаджетов меняется восприятие информации, как у педагога, так и у воспитанника. В современных условиях в широкую практику преподавания (воспитания) вводится использование информационно-коммуникационных технологий и средств. Образовательные учреждения оснащаются компьютерной техникой и программным обеспечением, педагоги проходят обучение по использованию средств информатизации в своей профессиональной деятельности, при этом создаются условия для работы в этом направлении. Меняется содержательная основа учебных материалов, появляются электронные учебники, практикумы, мультимедийные обучающие программы, компьютерные словари, электронные библиотеки. Появление информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в сфере образования связано с необходимостью применения в образовании компьютерной техники. Компьютер становится вспомогательным звеном образовательного процесса, хранилищем больших объемов справочной информации, которой всегда могут воспользоваться как педагоги, так и ученики (воспитанники). Информационно- коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного урока. Основные средства ИКТ: компьютер, проектор, интерактивная доска, сетевое оборудование, интернет, электронные учебники, электронные приложения к учебникам. Одновременно с новыми технологиями появились и новые образовательные стандарты. Учитель (педагог) теперь должен не только учить (обучать и развивать), но и сам постоянно повышать свою профессиональную компетентность, развиваться, ставить перед собой цели и стремиться к их достижению, идти в ногу со временем, постоянно повышая свою квалификацию, уровень профессионализма.
Современный педагог должен быть способен осваивать технологии и системы работы, а также обладать новыми компетенциями:
1. Работа с одарёнными учащимися (воспитанниками);
2. Работа в условиях реализации ФГОС;
3. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
4. Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является; родным;
5. Работа с учащимися (воспитанниками), имеющими проблемы в развитии;
6. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися (воспитанниками и их семьями), имеющими серьёзные отклонения в поведении.
Меняется роль самого педагога в образовательном процессе и возникает потребность в обновлении его профессиональных стандартов на протяжении всего учебного процесса. Педагог в настоящее время не находится в роли основного источника знаний, а является руководителем образовательного процесса, направляющий поток необходимой информации. Действия педагога теперь направлены не только на организацию учебного процесса, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися (воспитанниками), формирование знаний и универсальных учебных действий, но и на формирование мотивации к обучению, а также на воспитание культурной личности, которая сможет адаптироваться в современном мире.
Изменения в системе образования России привели к внедрению профессионального стандарта педагога, формированию новой профессиональной компетентности. Педагог – ключевая фигура в современной постоянно меняющейся образовательной среде. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в своей педагогической деятельности. Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь педагогу в решении новых стоящих перед ним проблем.
Проблемы внедрения профессиональных стандартов педагога в общеобразовательных организациях
Можно выделить ряд проблем в образовательных учреждениях РФ, связанных с внедрением профстандартов:
1. Отсутствие необходимых и достаточных условий организации педагогической деятельности в области ИКТ (требование ФГОС: широкополосный канал-интернет, постоянный доступ к мобильному компьютеру, инструментарий информационной образовательной среды в современном общеобразовательном учреждении), которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки деятельности педагога.
2. Отсутствие достаточного опыта и приёмов работы в области ИКТ, умения работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Всё это требует серьёзной подготовки педагогических работников образовательных организаций.
3. В настоящее время в разных регионах России существует острая проблема нехватки педагогических кадров, в связи с чем, сохраняется потребность в школьных учителях. Подавляющее большинство не только молодых педагогов, но и опытных учителей уходят из школы, не видя перспектив: низкая заработная плата, высокая учебная нагрузка, недостаточная профессиональная компетентность и поддержка со стороны наставников. Педагогические работники вынуждены оставлять профессию в самом начале карьеры, не достигнув успехов или определенного уровня мастерства.
4. Некоторые педагогические работники школы не имеют педагогического образования, однако работают в школе на протяжении многих лет.
5. Учителя в школах ведут не только предмет по своей квалификации, но и ряд дополнительных предметов из-за нехватки специалистов в образовательных организациях.
Выявление проблем внедрения профессиональных стандартов педагога
У педагога особая миссия в обществе, он готовит смену поколений. И соответственно люди данной профессии должны проходить более тщательный подбор кандидатур. Такой фильтрации могут поспособствовать поэтапное внедрение профессиональных стандартов.
Исходя из этого, я – педагог-психолог решила сделать оценку соответствия педагога современным потребностям воспитанников среди своих коллег. Мною была проведена диагностика проблем связанных с внедрением профессиональных стандартов педагога. Коллеги ответили на ряд вопросов, которые были составлены мною, для определения проблем. Диагностическая работа состояла из 9 вопросов. В опросе приняли участие 25 человек.
Результаты диагностики показали, что 100% опрошенных имеют педагогическое образование. Стаж работы в образовательной организации – разный, преобладающее большинство педагогов имеет стаж более 20 лет. 23% имеют первую категорию и 34% высшую. Все педагогические работники знают, что такое ФГОС, однако опрос показал, что 5 % - затрудняются ответить. На вопрос о введении профстандарта ответы были неоднозначными. Все педагоги применяют на своих уроках ИКТ, однако не все готовы отказаться от традиционных учебников и перейти на электронные ресурсы. Практически все рабочие места соответствуют новым стандартам. 21% специалистов относятся к профстандартам положительно.
Из этого можно сделать следующие выводы. Основную часть педагогического коллектива составляют опытные педагоги с большим стажем работы, имеющие высшую или первую квалификационную категорию, образование педагогов соответствует базовому образовательному преподаваемому предмету, однако есть те, кто не имеет категорию. Несмотря на это, педагогические работники заинтересованы в повышении своей квалификации, регулярно проходят курсовую подготовку, аттестацию, повышая или подтверждая имеющуюся категорию. В целом результаты показали, что мои коллеги способны обеспечить качественную образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам в соответствии с требованиями стандартов. Воспитатели образовательного учреждения - сложившийся коллектив педагогов, понимающих и принимающих образовательную политику государства. Хочется отметить, что в ходе диагностики были выявлены следующие проблемы:
1. Стаж большинства педагогических работников превышает 20 лет, следовательно происходит «старение» педагога. Молодых специалистов не так много.
2. Требуется оптимизация системы профессионального и личностного роста педагогических работников как необходимое условие современного образовательного процесса (требуется повышение квалификации и получение категории).
3. Не все педагоги понимают, зачем нужен профстандарт.
Данные проблемы можно преодолеть с помощью решения ряда задач:
• Ознакомление педагогического коллектива с современными требованиями профессиональных стандартов.
• Контроль знания новых требований профессиональных стандартов в виде опросников, тестов или любой другой форме внутри коллектива.
• Работа с педагогами, не подтвердившими свое соответствие профессиональному стандарту.
Выводы
1.Внедрение профессиональных стандартов повысит профессиональные компетенции педагога.
2.Профессиональные стандарты в ближайшее время будут определять каким будет уровень подготовки выпускников образовательных заведений.
3. Профессиональные стандарты определяются как перечни норм, в которых зафиксированы уровни квалификации, позволяющие заниматься той или иной профессиональной деятельностью.
4. Даже если сегодня не каждый педагог может похвастаться полным соответствием всем критериям профстандарта, его нужно рассматривать как ориентир в своей педагогической деятельности и постепенно совершенствоваться, дабы более качественно подходить к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Июль 2021