Библиографическое описание:
Климова Н.Р. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современная начальная школа. 2023. № 3 (46). Часть 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/46-2.pdf.
На современном этапе становления образования одной из важнейших задач является формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Поэтому стал необходимым поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь образовательных результатов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.
Одной из таких форм и является проектная деятельность, в основе которой лежит развитие ключевых компетентностей.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале ХХ столетия в США и разработан американским философом и педагогом Джоном Дьюи.
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога Станислава Теофиловича Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Меня удивило, что в 1931 году метод проектов был осужден, запрещен. Тогда государству нужны были исполнители, винтики государственной машины.
Сегодня эта технология вновь актуальна. Над этой темой работают известные российские педагоги: Полат Евгения Семеновна, Селевко Герман Константинович, Сергеев Игорь Сергеевич, Гузеев Вячеслав Валерианович. Систематизировать теоретические знания мне помогла работа над дипломом в 2012 году по теме: "Проектная деятельность как средство развития регулятивных УУД младших школьников"
“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между знаниями и практическими умениями.
Учебный проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся –партнёров, имеющих общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность учащихся. Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9 и 11 классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников, идет развитие УУД.
Предлагаю вашему вниманию алгоритм создания проекта.
Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», то есть, если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению [3]. При формировании познавательных УУД у младших школьников проектная деятельность даёт возможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок «выплёскивается» во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, информатику и уроки технологии. Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.
«Человек рожден для мысли и действия», – говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Поэтому включаются школьники в проектную деятельность постепенно, начиная с первого класса, ведь даже первоклассник может осуществить самостоятельную проектную деятельность. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Первый шаг в использовании проектной деятельности в начальной школе – создание учебного сообщества, т.е. группы детей, способной организоваться для совместного учебного труда, непосильного для каждого отдельного участника общей работы. Задача учителя при формировании такого сообщества состоит в создании условий для того, чтобы совместная работа детей стала возможной. Групповая работа позволяет и детям, и учителю:
- организовать эффективно учебный процесс;
- приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);
- использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;
- органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей, и как следствие формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий.
Второй шаг - выработать правила работы в группах. Правила работы в группах:
- перед работой нужно договориться, кто и что будет делать;
- не говорить всем сразу;
- всем смотреть на говорящего;
- учиться разговаривать вполголоса;
- не спорить зря, а доказывать, объяснять;
- если критикуешь – предложи свой вариант;
- стараться понять друг друга.
Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД.
1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач. - Регулятивные действия – целеполагание.
Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта. - Регулятивные действия – планирование и прогнозирование. - Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия. - Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
3. Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов. - Регулятивные действия – саморегуляция и оценка, контроль и коррекция. - Познавательные действия – структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование. - Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
4. Презентация результатов. - Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. - Коммуникативные действия–владение монологической и диалогической формами речи.
Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе. Проектная деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия. И наша задача приложить все усилия для создания благоприятных условий в реализации разного рода проектов.
За время работы по данной теме я выработала примерную тематику возможных проектов в начальной школе по классам.
1 класс
«Я и моя семья». "Моя любимая буква",«Полезные фрукты и овощи». "Загадки "
2 класс
"Моя семья", "Зимующие птицы"
3 класс
"Хлеб - наше богатство", "Здоровое питание - основа процветания", "Моё имя", "Театр"
Темы могут меняться в зависимости от целей и задач обучения, от уровня развития детей класса.
Первый проект, который я провела с детьми в 1 классе, назывался «Я и моя семья». Эта тема близка каждому, поэтому она была выбрана в качестве начала проектной деятельности. На родительском собрании мною была проведена беседа с родителями, где они познакомились с проектной деятельностью, ее значением, особенностями. Родители получили буклеты с рекомендациями.
Следующий проект, проведенный в 1 классе -"Моя любимая буква". Во втором классе работали над проектами "Зимующие птицы", "Все работы хороши", В 3м классе "Здоровое питание - основа процветания", "Моё имя", «Театр». Так в 3 классе дети изучали тему по изо "Художник в театре", выбрали сказку, распределили роли, затем каждый делал сказочного героя, декорации к сказке, рисовали афишу, а потом репетировали и показывали сказку в детском саду, на родительском собрании.
В 4м классе работали над такими проектами "Хлеб - наше богатство"
Попробовали работать над индивидуальными проектами. Ученицы 4 класса стали участниками областного конкурса «Первые шаги в науку»
Родителям, которые заинтересованы в успехах своих детей, такая работа нравится. Они помогают детям в оформлении, в подборе информации. Привлекая родителей, обращаю их внимание на то, чтобы они не брали на себя выполнение работы детей над проектами и исследованиями, иначе губится сама идея этого метода. А вот помочь организовать ребенка, найти или поделиться информацией, быть заинтересованным в данной деятельности – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной или исследовательской деятельности.
Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги.
А вот так они отзываются о проектной деятельности.
М. С. Н. - Считаю, что занятия по данному курсу нужны.
Моя дочь, благодаря проектной работе,
стала более самостоятельной, уверенной в себе.
Стала спокойнее реагировать на встречающиеся трудности.
У. Н. Г. -Китайская пословица гласит:
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне- и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь…»
Благодаря проектной работе Наталья Рафаиловна вовлекает учеников и учит их самостоятельно, творчески завершать свою работу.
С. Е. Ан. -
Проектная работа помогает узнавать много нового, стремиться
получить новые знания и применять их в различных жизненных ситуациях.
Учит, как правильно выходить из затруднения.
Я считаю, что проект помогает в учёбе.
Проектная деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия. И наша задача приложить все усилия для создания благоприятных условий в реализации разного рода проектов.
Литература:
1. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников /Е.Н. Землянская // Начальная школа. - 2005.- № 9. -C.15 -16.
2. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе/Н. В. Иванова // Начальная школа. – 2004. - №2. - С.24.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
4. Матяш Н. В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. − М.: Вентанта-Граф, 2002. − 112 с.
5. Полат Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е. С. Полат. − М.: ВЛАДОС, 2000. − 347 с.
6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова. − М.: Просвещение, 2006. − 245с.
7. М.А.Ступницкая Что такое Учебный проект?/М.А.Ступницкая. - М.:Первое сентября, 2010. - 44 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. -М.: Просвещение, 2010. -31с.
Климова Н.Р. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современная начальная школа. 2023. № 3 (46). Часть 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/46-2.pdf.
На современном этапе становления образования одной из важнейших задач является формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Поэтому стал необходимым поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь образовательных результатов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.
Одной из таких форм и является проектная деятельность, в основе которой лежит развитие ключевых компетентностей.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале ХХ столетия в США и разработан американским философом и педагогом Джоном Дьюи.
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога Станислава Теофиловича Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Меня удивило, что в 1931 году метод проектов был осужден, запрещен. Тогда государству нужны были исполнители, винтики государственной машины.
Сегодня эта технология вновь актуальна. Над этой темой работают известные российские педагоги: Полат Евгения Семеновна, Селевко Герман Константинович, Сергеев Игорь Сергеевич, Гузеев Вячеслав Валерианович. Систематизировать теоретические знания мне помогла работа над дипломом в 2012 году по теме: "Проектная деятельность как средство развития регулятивных УУД младших школьников"
“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между знаниями и практическими умениями.
Учебный проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся –партнёров, имеющих общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность учащихся. Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9 и 11 классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников, идет развитие УУД.
Предлагаю вашему вниманию алгоритм создания проекта.
Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», то есть, если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению [3]. При формировании познавательных УУД у младших школьников проектная деятельность даёт возможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок «выплёскивается» во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, информатику и уроки технологии. Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.
«Человек рожден для мысли и действия», – говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Поэтому включаются школьники в проектную деятельность постепенно, начиная с первого класса, ведь даже первоклассник может осуществить самостоятельную проектную деятельность. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Первый шаг в использовании проектной деятельности в начальной школе – создание учебного сообщества, т.е. группы детей, способной организоваться для совместного учебного труда, непосильного для каждого отдельного участника общей работы. Задача учителя при формировании такого сообщества состоит в создании условий для того, чтобы совместная работа детей стала возможной. Групповая работа позволяет и детям, и учителю:
- организовать эффективно учебный процесс;
- приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);
- использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;
- органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей, и как следствие формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий.
Второй шаг - выработать правила работы в группах. Правила работы в группах:
- перед работой нужно договориться, кто и что будет делать;
- не говорить всем сразу;
- всем смотреть на говорящего;
- учиться разговаривать вполголоса;
- не спорить зря, а доказывать, объяснять;
- если критикуешь – предложи свой вариант;
- стараться понять друг друга.
Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД.
1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач. - Регулятивные действия – целеполагание.
Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта. - Регулятивные действия – планирование и прогнозирование. - Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия. - Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
3. Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов. - Регулятивные действия – саморегуляция и оценка, контроль и коррекция. - Познавательные действия – структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование. - Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
4. Презентация результатов. - Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. - Коммуникативные действия–владение монологической и диалогической формами речи.
Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе. Проектная деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия. И наша задача приложить все усилия для создания благоприятных условий в реализации разного рода проектов.
За время работы по данной теме я выработала примерную тематику возможных проектов в начальной школе по классам.
1 класс
«Я и моя семья». "Моя любимая буква",«Полезные фрукты и овощи». "Загадки "
2 класс
"Моя семья", "Зимующие птицы"
3 класс
"Хлеб - наше богатство", "Здоровое питание - основа процветания", "Моё имя", "Театр"
Темы могут меняться в зависимости от целей и задач обучения, от уровня развития детей класса.
Первый проект, который я провела с детьми в 1 классе, назывался «Я и моя семья». Эта тема близка каждому, поэтому она была выбрана в качестве начала проектной деятельности. На родительском собрании мною была проведена беседа с родителями, где они познакомились с проектной деятельностью, ее значением, особенностями. Родители получили буклеты с рекомендациями.
Следующий проект, проведенный в 1 классе -"Моя любимая буква". Во втором классе работали над проектами "Зимующие птицы", "Все работы хороши", В 3м классе "Здоровое питание - основа процветания", "Моё имя", «Театр». Так в 3 классе дети изучали тему по изо "Художник в театре", выбрали сказку, распределили роли, затем каждый делал сказочного героя, декорации к сказке, рисовали афишу, а потом репетировали и показывали сказку в детском саду, на родительском собрании.
В 4м классе работали над такими проектами "Хлеб - наше богатство"
Попробовали работать над индивидуальными проектами. Ученицы 4 класса стали участниками областного конкурса «Первые шаги в науку»
Родителям, которые заинтересованы в успехах своих детей, такая работа нравится. Они помогают детям в оформлении, в подборе информации. Привлекая родителей, обращаю их внимание на то, чтобы они не брали на себя выполнение работы детей над проектами и исследованиями, иначе губится сама идея этого метода. А вот помочь организовать ребенка, найти или поделиться информацией, быть заинтересованным в данной деятельности – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной или исследовательской деятельности.
Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги.
А вот так они отзываются о проектной деятельности.
М. С. Н. - Считаю, что занятия по данному курсу нужны.
Моя дочь, благодаря проектной работе,
стала более самостоятельной, уверенной в себе.
Стала спокойнее реагировать на встречающиеся трудности.
У. Н. Г. -Китайская пословица гласит:
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне- и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь…»
Благодаря проектной работе Наталья Рафаиловна вовлекает учеников и учит их самостоятельно, творчески завершать свою работу.
С. Е. Ан. -
Проектная работа помогает узнавать много нового, стремиться
получить новые знания и применять их в различных жизненных ситуациях.
Учит, как правильно выходить из затруднения.
Я считаю, что проект помогает в учёбе.
Проектная деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия. И наша задача приложить все усилия для создания благоприятных условий в реализации разного рода проектов.
Литература:
1. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников /Е.Н. Землянская // Начальная школа. - 2005.- № 9. -C.15 -16.
2. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе/Н. В. Иванова // Начальная школа. – 2004. - №2. - С.24.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
4. Матяш Н. В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. − М.: Вентанта-Граф, 2002. − 112 с.
5. Полат Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е. С. Полат. − М.: ВЛАДОС, 2000. − 347 с.
6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова. − М.: Просвещение, 2006. − 245с.
7. М.А.Ступницкая Что такое Учебный проект?/М.А.Ступницкая. - М.:Первое сентября, 2010. - 44 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. -М.: Просвещение, 2010. -31с.