Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Дадыкина Е.С. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ ЧТЕ-НИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Библиографическое описание: Дадыкина Е.С. Формирование литературоведческих понятий на уроках чтения в начальных классах // Современная начальная школа. 2020. № 3. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/03.pdf.

История нашей отечественной школы и методики преподавания в ней родного языка, в котором чтение является его составной частью, свидетельствует о том, что обучение чтению по содержанию и направленности претерпевало немало изменений.

В 90-е годы потерпели изменения ценности образования. Появился государственный стандарт, появилось вариативное образование, которое было условием в удовлетворении потребности детей, появился государственный стандарт. Чтение подверглось первым изменениям. Исторически методика обучения чтению в начальной школе предполагала следующие термины: «словотолковательное чтение», «осознанное чтение», «постепенное чтение», «художественное чтение», «творческое чтение», «воспитательное чтение», и, конечно, «объяснительное чтение». Дольше других в начальной школе существовало «объяснительное чтение». [13]

Но практика показала, что начальное образование имеет свои специфические задачи по чтению:

§ Формирование техники и навыка чтения.

§ Понимание художественного текста.

§ Речевое развитие на уроках.

§ Формирование читательской деятельности.

§ Формирование общеучебных умений.

В соответствии с Концепцией государственного стандарта общего образования второго поколения в структуре начального образования учебный курс «Литературное чтение» занимает особое место.

Оно является одним из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Успешность в изучении курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения и по другим предметам начальной школы.

Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Одним из компонентов литературной компетентности является практическое владение литературоведческой терминологией.

В связи с этим содержание курса «Литературное чтение» включает раздел «Литературоведческая пропедевтика», где представлен ряд специальных понятий для освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, а также о средствах выразительности языка.

Пристальное внимание вопросу формирования теоретических понятий уделяется и в трудах психологов П.Я.Гальперина, Л.С. Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.А.Леонтьева, О.Н.Никифоровой, Е.Н. Кабановой-Меллер, Н.А. Менчинской А.М. Левидова, А.В.Славина, Н.Д.Молдавской, М.Ф.Талызиной, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова. В своих работах они исследовали механизм и специфику поэтапного процесса формирования теоретических понятий у школьников. На уроках литературы этот процесс мыслится как сложный, так как предполагает взаимодействие теоретического и образного, логического, обобщенного и конкретно-действенного, эмоционального компонентов мышления.

Теоретические знания из области литературоведения стали неотъемлемой частью школьных программ, но спорным в методике остается вопрос – в каком объеме и на каком уровне способны усваивать теоретические знания ученики начальной школы.

Понятия литературы формировать очень сложно, поскольку они обобщают явления не реальной, а художественной действительности.

Очевидно, что усвоить понятия, обладающие столь высоким уровнем абстракции, на начальном этапе образования учащиеся не могут в силу возрастных особенностей.

В связи с этим складывается противоречие: с одной стороны, младшим школьникам нужно научиться понимать художественное произведение как произведение литературы, с другой стороны, возрастные особенности младшего школьника затрудняют процесс овладения спецификой этого искусства.

Выход из этой спорной ситуации авторы современных школьных программы видят в том, чтобы не отказаться от теоретических знаний, а определить уровень их усвоения в начальной школе как практический уровень или уровень представлений. Представления о специфике литературы у младших школьников формируются в процессе анализа текста.

Однако литературное развитие младших школьников в данной области исследовано недостаточно в связи с тем, что традиционно знакомство с теоретическими понятиями о литературе как искусстве осуществляется в среднем звене школьного образования.

В общем развитии младших школьников роль литературы неоценима. Она способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове.

На данный момент перед современной школой стоит одна из важнейших задач - это формирование личности ученика. В решении этой задачи большое место отводится литературному образованию школьников.

Русский педагог, филолог, методист по русскому языку и литературе В.П. Шереметевский говорил: «Не писателей, а читателей должна готовить… школа, – читателей, размышляющих над прочитанным и умеющих поделиться в живом слове плодами и своего чтения, и размышления. Есть прочитанные знания, есть осмысленная начитанность, будут и свои мысли. Есть умение выражать их своим словом, найдётся и умение, в случае надобности, выразить их письменно.» [11]

Основной целью Стандарта по литературному чтению является обогащение нравственного опыта. [1]

Приоритетной целью ФГОС НОО является формирование читательской компетентности.

В основе читательской компетентности лежит читательская деятельность. Согласно Стандарту, развитие читателя предполагает формирование такой читательской деятельности, когда он "способен воспринимать текст произведения; понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески". [1]

Для того, чтобы ребёнок стал полноценным читателем, важно создать условия. А именно так организовать его читательское пространство, чтобы у ребёнка всегда была мотивация для чтения.

Литературоведение для младших школьников в целом, в качестве раздела обучения, не разработано, то есть не произведена адаптация научных знаний о литературе для усвоения начинающим читателем. Однако методический опыт в этой области накоплен и достаточно ярко представлен в современных учебниках и системах обучения.

Данное направление обучения литературному чтению представлено в программах В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой «Литературное чтение» [7], О.В. Джежелей «Чтение и литература» [6], О.В. Кубасовой «Литературное чтение», Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой и др. В этих программах одним из принципов обучения является литературоведческий принцип. Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе.

В частности, в образовательной системе «Школа России» представлен литературоведческий материал.

Таким образом, литературоведческое знание в той или иной степени обязательно включается в современную систему обучения в начальной школе. Это требует обязательного выявления определенных тенденций в литературоведческой подготовке младшего школьника, а именно:

1. Работа по формированию понятий по теории литературы в начальной школе может иметь пропедевтический характер. Обучающиеся только подготавливаются к изучению понятий на следующей ступени литературного образования.

2. Отбор литературного материала должен соответствовать возрастным особенностям младших школьников.

Когда изучаются произведения устного народного творчества, неопытный читатель получает уникальную возможность наблюдать единство формы и содержания, потому что форма в фольклорном произведении, во-первых, очень устойчива, а во-вторых, строго функциональна.

Произведения малых фольклорных жанров, которые используются в качестве учебного материала на этапе литературоведческой пропедевтики, помогают осуществить две принципиальные вещи в системе литературного образования младших школьников: заложить в сознании ребенка житейскую ситуацию с образами художественного мира, дать возможность постичь неразрывное единство формы и содержания произведения на практическом уровне.

В процессе формирования литературоведческих представлений младших школьников выделяются несколько этапов:

1 этап: наблюдение над литературными явлениями при чтении и анализе произведения, т.е. вычленение явления из текста и осмысление читателем-учеником, учитель называет его термином литературоведения;

2 этап: обобщение доступных признаков явления, т.е. выделение наиболее ярких и понятных детям особенностей изучаемого явления;

3 этап: формулирование литературоведческого понятия, т.е. перечисление усвоенных особенностей явления;

4 этап: запоминание и использование изученного понятия в работе с новыми произведениями.

Из этого можно сделать вывод: в современных программах прослеживается тенденция объединения первых шагов в обучении чтению с целенаправленной литературоведческой пропедевтикой (или даже с формированием первого литературоведческого знания). [9]

Универсальным учебным материалом для решения такой обоюдной задачи являются малые фольклорные жанры и детская классическая литература.

В процессе формирования литературоведческих представлений и понятий младших школьников можно выделить несколько этапов.

С точки зрения содержания литературоведческой пропедевтики в программах отражены несколько групп понятий:

§ понятия, которые связаны с обозначением изобразительно-выразитель-ных средств языка художественного произведения;

§ понятия, которые связаны с темой, идеей, композицией, приемами характеристики литературного персонажа;

§ понятия, которые связаны с родом и жанром художественной литературы;

§ понятия, которые связаны со стихосложением

Научные знания в предмете «литературное чтение» необходимы, однако они не самоцель, а средство для восприятия художественного произведения, для становления «квалифицированного читателя, приобщающегося к искусству слова». [13]

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 22 сентября 2011 г. № 2357.

2. Федеальный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266 -1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

4. Арзамасцева И.Н. Детская литература: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – С. 113 – 117.

5. Воюшина М.П., Кислинская С.А., Лебедева Е.В., Николаева Р.Е. Методика обучения литературе в начальной школе: учеб. для студ. высш.учебных заведений /М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева. – М.:Академия, 2010. – 288с.

6. Джежелей О.В. Литературное чтение // Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / сост. Т.В. Игнатьева. – М: Дрофа, 2000. – С. 66 – 79.

7. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения по учебникам «Родная речь. Журнал «Начальная школа» №1/2007 год.

8. Лазарева В.А. «Уроки литературного чтения в современной начальной школе». Газета «Начальная школа» курс лекций №17, 24/2005 год.

9. Первова, Г.М. Литературоведческая пропедевтика // Начальная школа. М., 2005. – № 3. – С. 10–14.

10. Студенческий электронный журнал «СтРИЖ» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://strizh-vspu.ru/jurnal/49

11. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0% A8%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.

12. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://urok.1sept.ru/

Сведения об авторе

Дадыкина Елена Сергеевна, учитель начальных классов, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Нежинская средняя школа", Россия, Волгоградская область, Ольховский район, п. Нежинский.