Высшая школа делового администрирования
Конференции
Август 2023

ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Шулякова Анна Николаевна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64, город Белгород

Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души, поэтому особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своего народа, города, страны. Гражданско-патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. А в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения. Нравственному воспитанию детей огромное внимание уделяли педагоги античности – Аристотель, Сократ.

Наставления великого педагога Я.А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, почитание старших, любовь к Родине.

Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится в специальной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации", что патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов. [1,30].

Чувство Родины у каждого человека начинается с памяти детства о своем доме, дворике, городе или селе. То есть любовь к родной земле зарождается у истинного патриота в раннем возрасте и сопровождает его всю жизнь. Территория, с которой связана история народа, и уголок родной земли, где вырос каждый из нас, тесно взаимосвязаны и являются одним из наиболее глубоких источников патриотических чувств. Правильно развитые чувства земли предков должны способствовать нашему восприятию всей территории страны в ее единстве. Действительно, каждый из субъектов Российской Федерации имеет собственную территорию, но все они вместе образуют единую территорию страны. Важно понимать значение такого вопроса, как неразделенность Родины, ее целостность, исторические, законные права на территорию.

Выделяют следующие виды патриотического воспитания:

- военно-патриотическое воспитание;

- героико-патриотическое воспитание;

- национально-патриотическое воспитание;

- гражданское воспитание;

- гражданско-патриотическое воспитание.

Задачи, содержание работы по патриотическому воспитанию определяются современными образовательными программами.

Парциальная программа «Я – человек» С.А. Козловой [2] представляет собой программу приобщения ребенка к социальному миру. Содержание программы предусматривает формирование у ребенка представления о себе как о представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности. Авторы программы считают важным на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутого уважением к людям [2].

В разделе «Земля – наш общий дом» [2, с. 146] С.А. Козлова ставит цель «воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту; формировать представления о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране; воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли».

Подраздел «Твоя страна, твой народ» содержит понятия, которые ребенок должен освоить в течение дошкольного возраста [2, с. 147]. Так, воспитатель в старшей группе должен давать знания о том, что «наша страна, страна, где мы живем, называется Россией. (Давай найдем ее на глобусе). Она большая. Есть в нашей стране моря, реки, леса. Главный город нашей страны, ее столица – Москва. В Москве живут москвичи. Москва – древний город. Все люди нашей страны и других стран хотят побывать в Москве и лучше узнать ее. Москвичи – хозяева города – должны хорошо его знать, чтобы всем рассказывать о Москве. Нужно знать главные улицы, площади, знать, что в Москве много театров, музеев, парков, есть зоопарк, Москва-река и река Яуза. В Москве жило раньше и теперь живет много знаменитых, известных людей».

Программа «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) [3,28] большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

Программа «Разноцветная планета» (под ред. Е.А. Хамраевой, И.В. Мальцевой) [4] большое внимание уделяет формированию общероссийской гражданской самоидентификации, патриотизма и основ гражданского поведения с учетом возрастных особенностей детей. Работа по патриотическому воспитанию в программе «Разноцветная планета» строится в нескольких направлениях: «природа родного края» — «природа родной страны»; «семья» — «люди родной страны»; «традиции моего народа» — «культура родной страны»; «государственное устройство родной страны».

Парциальная «Программа патриотического воспитания дошкольников» под редакцией Т.В. Усачевой [5] направлена на организацию педагогической деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию, главная цель которого – воспитание гуманных чувств у детей, формирование социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности

Основные задачи данной программы:

· создавать условия для формирования нравственной основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности – любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, людям, населяющим ее;

· заинтересовать детей историей их семей, детского сада, города;

· знакомить с русскими народными традициями, прививать любовь и уважение к ним;

Предлагаемая программа подчёркивает роль семьи в процессе патриотического воспитания. Также программа предлагает методы семейного воспитания как способы взаимодействия родителей и детей, направленные на развитие сознания, чувства и воли, формирование культуры поведения. Авторы программы считают главной задачей воспитателей в детском саду закладывание основ духовной нравственности [5].

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» [6, с 25] подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. Именно в дошкольном возрасте формируются основные нравственные качества ребёнка. В связи с этим перед педагогами современного дошкольного образовательного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников.

Патриотическое воспитание ребенка — это сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста проявляется через игровую деятельность.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

- знакомить детей с сюжетно – ролевыми и дидактическими играми, направленными на воспитание гражданственности и патриотизма.

- приобщать дошкольников к истории родного города, местным достопримечательностям через игровую деятельность;

- организовывать взаимодействие с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию детей.

Традиционная отечественная культура – это совокупность результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности, развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разными народами России: бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие и гостеприимство, чувство долга. Память о предках, преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по закону единства красоты, добра и правды.

Таким образом, мы выяснили, что воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения. Детский сад выступает одним из важнейших этапов развития патриотического мировоззрения в жизни дошкольника, дающий необходимый базис для дальнейшего развития личности. В формировании патриотического мировоззрения в детском саду необходимо учитывать возрастные особенности дошкольника и характер изучаемого материала. Изучив содержание работы по интересующей нас проблеме в современных образовательных программах, отмечаем её полноту и целенаправленность. В проанализированных комплексных вариативных и парциальных программах заданы конкретные направления работы, реализация которых обеспечит успешность решения задач патриотического воспитания.

Библиографический список

1. Журнал дошкольное воспитание, 2005. - №5. – с. 134.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. пед. заведений / С.А. Козлова, Г.А. Куликова. – М.: Академия, 2001. – 416 с.

3. Поштарева Т. Патриотическое воспитание // Дошкольное воспитание, 2010. - № 7. – с. 28-31.

4. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11684

5. Усачева Т.В. Программа патриотического воспитания дошкольников // Воспитатель ДОУ, 2010. - № 4. – с. 4-11.

6. Журнал дошкольное воспитание, 2009. - №4. – с. 136.