Библиографическое описание:
Винокурова Н.И. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Современная начальная школа. 2023. № 6 (49). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/49.pdf.
Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации в нашей стране приводит к резкому возрастанию количества детей, испытывающих трудности социализации и, в частности, вхождения в школьную жизнь. Адаптация любого ребёнка в условиях образовательной среды-сложный период, который часто приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Все дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального переживания при адаптации в условиях образовательной среды. Учащиеся с интеллектуальными нарушениями не являются исключением, а, наоборот, имеют несколько больше трудностей в этот важный период своей жизни – адаптироваться к новым условиям, привыкнуть к новой социальной роли. Это обусловлено не только физическими и психическими особенностями, но и сменой ведущего вида деятельности, а именно с игровой на учебную. Ученые Е.А. Панько, Я.Л. Коломинский, И.В. Дубровина, В.С. Мухина данный процесс рассматривали как механизм защиты от новых внешних воздействий на ребенка (предъявляемые социальные условия и требования, установление новых коммуникативных связей, иной режим жизнедеятельности) [4].
Большое значение в этот период приобретает организация целенаправленного психолого-педагогического сопровождения ребёнка, которое в настоящее время является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, а выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач адаптации, развития, обучения, воспитания. Условно можно выделить три уровня психолого-педагогического сопровождения учащихся с интеллектуальными нарушениями, одним из которых является адаптационный уровень, уделяющий внимание переходным этапам в развитии ребенка: поступление ребёнка в школу на любом этапе обучения, переход в среднее и старшее звено, окончание школы. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в адаптационный период осуществляется всеми педагогами и специалистами с помощью согласованных способов психолого-педагогического воздействия.
Реализация психолого-педагогического сопровождения на адаптационном уровне осуществляется по трём направлениям:
1. обеспечение адаптации учащихся в изменяющихся образовательных условиях;
2. осуществление межклассной дифференциации в процессе профессионально-трудового обучения и при обучении математики;
3. дополнительная и углубленная профессионально-трудовая подготовка учащихся.
Одним из наиболее значимых направлений сопровождения на адаптационном уровне является обеспечение адаптации учащихся при поступлении в школу и включает три обязательных этапа, друг с другом взаимосвязанных. Содержание адаптационного уровня психолого-педагогического сопровождения учащихся определяется планами, алгоритмами и программами работы.
Первый этап - диагностико-аналитический, направленный на получение комплексной психолого-педагогической информации об объектах сопровождения. Определяется уровень адаптивности, т.е. способности самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. Комплексное диагностическое обследование проводится специалистами школы: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, медицинским работником, социальным педагогом, специалистами коррекционно-развивающей работы, где выявляются: заболеваемость уч-ся (соматическая, хроническая), готовность к школе, интересы и склонности, предпочитаемые учебные предметы, усвоение трудных тем, комфортность пребывания в школе, мотивация учения, социальный статус в классном коллективе, потребности семьи. По итогам обследования заполняется комплексная карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения, которая отражает уровень психосоматической заболеваемости, адаптации ребенка к изменяющимся образовательным условиям, социальный статус ребенка в классном коллективе и рекомендации специалистов.
Второй этап – поисково-репродуктивный, связанный с поиском, отбором и реализацией содержания и технологий психолого-педагогического содержания, включает непосредственное психолого-педагогическое сопровождение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для обеспечения системного и качественного сопровождения учащихся на адаптационном уровне в образовательной организации была разработана циклограмма осуществления преемственности в учебно-воспитательном процессе, программное обеспечение: программа психологической адаптации учащихся в 1 классе, программы психологической коррекции, образовательные и воспитательные программы для детей, обучающихся по 2 варианту учебного плана, программы-ориентиры для организации воспитательных часов в рамках группы продлённого дня.
Третий этап адаптационного уровня— итогово-обобщающий, связан с отслеживанием и анализом результатов сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Результаты психолого-педагогического сопровождения на данном уровне систематизируются и отражаются в картах адаптации, в картах отслеживания характера осуществления преемственности в учебно-воспитательном процессе.
Одним из главных аспектов при адаптации учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях образовательной среды является работа с родителями. Актуальность взаимодействия с родителями учащихся определяется необходимостью создания оптимальных условий адаптации детей, укрепления взаимоотношения педагогического коллектива и семей через расширение сферы социально-культурного, педагогического партнёрства. Ведущей целью взаимодействия школы с семьей вновь поступивших учащихся является создание в школе необходимых благоприятных условий для успешной адаптации учащихся в школе, способствующей всестороннему развитию и воспитанию личности детей с ОВЗ. Взаимодействие с родителями осуществляют администрация школы, классный руководитель, учителя-предметники, специалисты школы (педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, медицинский работник), руководители кружков и секций. Приоритетные направления работы с родителями:
1. диагностико-аналитическое: вводная диагностика «Ожидания родителей от ОУ», «Характер отношения к ребёнку в семье»;
2. повышение воспитательной компетенции родителей: родительская школа «Специфические особенности и характер обучения детей в коррекционной школе», «Особенности адаптации ребенка в новых жизненных условиях»;
3. участие родителей в учебно-образовательном процессе - необходимое условие успешной адаптации учащихся в школе: классные, общешкольные родительские собрания, посещение уроков, участие в реализации планов воспитательной системы класса и внеурочной деятельности;
4. осуществление психолого-педагогической поддержки: индивидуальные, групповые консультации с учителями, классными руководителями, учителем – логопедом, учителем –дефектологом, педагогом-психологом, социальным педагогом, воспитателем группы продлённого дня, медицинским работником, руководителями кружков и секций.
Мониторинг качества взаимодействия педагогов и специалистов школы с родителями в рамках реализации адаптационного периода учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях образовательной среды позволяет определить уровень удовлетворённости родителей сотрудничеством семьи и школы.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях образовательной среды носить комплексный характер. Основной целью сопровождения должно стать максимально безболезненное включение ребёнка с особенностями развития в образовательную среду. Успех психолого-педагогического сопровождения адаптации возможен при тесном взаимодействии всех педагогов и родителей ребёнка. Без компетентных, психологически готовых специалистов, без родителей-партнёров процесс сопровождения адаптации не будет иметь успешности. Родители и педагоги должны тесно сотрудничать во благо ребёнка.
Библиографический список
1. Ворошнина, О.Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования: учебник / Ворошнина О.Р., Наумов А.А., Токаева Т.Э.; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т», каф. спец. педагогики и психологии. – Пермь, 2015. – 217 с.
2. Дубровская Т.А., Воронцова М.В., Кукушин В.С. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. – М.: Союз, 2017. – 364 с.
3. Ильина, С. Ю. Дифференцированный подход в формировании социальной компетентности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / С. Ю. Ильина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — №4. — С. 4-13.
4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина.- М.: Изд-во УРАО, 2007.- 176с.
5. Основы специальной психологии: учебное пособие [По ред.А.К. Акименко, Е.Д. Бурмистрова, Е.А. Георгица, Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, А.В. Шипова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ «Наука», 2013. - 335 с.
6. Селигман, Милтон Обычные семьи, особые дети. / Милтон Селигман, Розалин Бенджамин Дарлинг, Милтон Селигман. - М.: Теревинф, 2021. - 368 c.
Винокурова Н.И. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Современная начальная школа. 2023. № 6 (49). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/49.pdf.
Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации в нашей стране приводит к резкому возрастанию количества детей, испытывающих трудности социализации и, в частности, вхождения в школьную жизнь. Адаптация любого ребёнка в условиях образовательной среды-сложный период, который часто приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Все дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального переживания при адаптации в условиях образовательной среды. Учащиеся с интеллектуальными нарушениями не являются исключением, а, наоборот, имеют несколько больше трудностей в этот важный период своей жизни – адаптироваться к новым условиям, привыкнуть к новой социальной роли. Это обусловлено не только физическими и психическими особенностями, но и сменой ведущего вида деятельности, а именно с игровой на учебную. Ученые Е.А. Панько, Я.Л. Коломинский, И.В. Дубровина, В.С. Мухина данный процесс рассматривали как механизм защиты от новых внешних воздействий на ребенка (предъявляемые социальные условия и требования, установление новых коммуникативных связей, иной режим жизнедеятельности) [4].
Большое значение в этот период приобретает организация целенаправленного психолого-педагогического сопровождения ребёнка, которое в настоящее время является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, а выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач адаптации, развития, обучения, воспитания. Условно можно выделить три уровня психолого-педагогического сопровождения учащихся с интеллектуальными нарушениями, одним из которых является адаптационный уровень, уделяющий внимание переходным этапам в развитии ребенка: поступление ребёнка в школу на любом этапе обучения, переход в среднее и старшее звено, окончание школы. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в адаптационный период осуществляется всеми педагогами и специалистами с помощью согласованных способов психолого-педагогического воздействия.
Реализация психолого-педагогического сопровождения на адаптационном уровне осуществляется по трём направлениям:
1. обеспечение адаптации учащихся в изменяющихся образовательных условиях;
2. осуществление межклассной дифференциации в процессе профессионально-трудового обучения и при обучении математики;
3. дополнительная и углубленная профессионально-трудовая подготовка учащихся.
Одним из наиболее значимых направлений сопровождения на адаптационном уровне является обеспечение адаптации учащихся при поступлении в школу и включает три обязательных этапа, друг с другом взаимосвязанных. Содержание адаптационного уровня психолого-педагогического сопровождения учащихся определяется планами, алгоритмами и программами работы.
Первый этап - диагностико-аналитический, направленный на получение комплексной психолого-педагогической информации об объектах сопровождения. Определяется уровень адаптивности, т.е. способности самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. Комплексное диагностическое обследование проводится специалистами школы: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, медицинским работником, социальным педагогом, специалистами коррекционно-развивающей работы, где выявляются: заболеваемость уч-ся (соматическая, хроническая), готовность к школе, интересы и склонности, предпочитаемые учебные предметы, усвоение трудных тем, комфортность пребывания в школе, мотивация учения, социальный статус в классном коллективе, потребности семьи. По итогам обследования заполняется комплексная карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения, которая отражает уровень психосоматической заболеваемости, адаптации ребенка к изменяющимся образовательным условиям, социальный статус ребенка в классном коллективе и рекомендации специалистов.
Второй этап – поисково-репродуктивный, связанный с поиском, отбором и реализацией содержания и технологий психолого-педагогического содержания, включает непосредственное психолого-педагогическое сопровождение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для обеспечения системного и качественного сопровождения учащихся на адаптационном уровне в образовательной организации была разработана циклограмма осуществления преемственности в учебно-воспитательном процессе, программное обеспечение: программа психологической адаптации учащихся в 1 классе, программы психологической коррекции, образовательные и воспитательные программы для детей, обучающихся по 2 варианту учебного плана, программы-ориентиры для организации воспитательных часов в рамках группы продлённого дня.
Третий этап адаптационного уровня— итогово-обобщающий, связан с отслеживанием и анализом результатов сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Результаты психолого-педагогического сопровождения на данном уровне систематизируются и отражаются в картах адаптации, в картах отслеживания характера осуществления преемственности в учебно-воспитательном процессе.
Одним из главных аспектов при адаптации учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях образовательной среды является работа с родителями. Актуальность взаимодействия с родителями учащихся определяется необходимостью создания оптимальных условий адаптации детей, укрепления взаимоотношения педагогического коллектива и семей через расширение сферы социально-культурного, педагогического партнёрства. Ведущей целью взаимодействия школы с семьей вновь поступивших учащихся является создание в школе необходимых благоприятных условий для успешной адаптации учащихся в школе, способствующей всестороннему развитию и воспитанию личности детей с ОВЗ. Взаимодействие с родителями осуществляют администрация школы, классный руководитель, учителя-предметники, специалисты школы (педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, медицинский работник), руководители кружков и секций. Приоритетные направления работы с родителями:
1. диагностико-аналитическое: вводная диагностика «Ожидания родителей от ОУ», «Характер отношения к ребёнку в семье»;
2. повышение воспитательной компетенции родителей: родительская школа «Специфические особенности и характер обучения детей в коррекционной школе», «Особенности адаптации ребенка в новых жизненных условиях»;
3. участие родителей в учебно-образовательном процессе - необходимое условие успешной адаптации учащихся в школе: классные, общешкольные родительские собрания, посещение уроков, участие в реализации планов воспитательной системы класса и внеурочной деятельности;
4. осуществление психолого-педагогической поддержки: индивидуальные, групповые консультации с учителями, классными руководителями, учителем – логопедом, учителем –дефектологом, педагогом-психологом, социальным педагогом, воспитателем группы продлённого дня, медицинским работником, руководителями кружков и секций.
Мониторинг качества взаимодействия педагогов и специалистов школы с родителями в рамках реализации адаптационного периода учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях образовательной среды позволяет определить уровень удовлетворённости родителей сотрудничеством семьи и школы.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях образовательной среды носить комплексный характер. Основной целью сопровождения должно стать максимально безболезненное включение ребёнка с особенностями развития в образовательную среду. Успех психолого-педагогического сопровождения адаптации возможен при тесном взаимодействии всех педагогов и родителей ребёнка. Без компетентных, психологически готовых специалистов, без родителей-партнёров процесс сопровождения адаптации не будет иметь успешности. Родители и педагоги должны тесно сотрудничать во благо ребёнка.
Библиографический список
1. Ворошнина, О.Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования: учебник / Ворошнина О.Р., Наумов А.А., Токаева Т.Э.; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т», каф. спец. педагогики и психологии. – Пермь, 2015. – 217 с.
2. Дубровская Т.А., Воронцова М.В., Кукушин В.С. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. – М.: Союз, 2017. – 364 с.
3. Ильина, С. Ю. Дифференцированный подход в формировании социальной компетентности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / С. Ю. Ильина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — №4. — С. 4-13.
4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина.- М.: Изд-во УРАО, 2007.- 176с.
5. Основы специальной психологии: учебное пособие [По ред.А.К. Акименко, Е.Д. Бурмистрова, Е.А. Георгица, Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, А.В. Шипова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ «Наука», 2013. - 335 с.
6. Селигман, Милтон Обычные семьи, особые дети. / Милтон Селигман, Розалин Бенджамин Дарлинг, Милтон Селигман. - М.: Теревинф, 2021. - 368 c.