учитель географии
МОУ "СОШ им. Г. И. Марчука р. п. Духовницкое"
Проектно-исследовательская работа в школе — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий.
Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Современный этап развития нашего общества выдвигает особые требования к школьному образованию, цель которого – воспитание активной, творческой личности, способной к саморазвитию, умеющей самостоятельно добывать знания, самостоятельно выбирать средства и способы решения различных задач.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, способностей самостоятельно конструировать и использовать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве и критически осмысливать полученную информацию.
За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Я, как учитель, уверена, что какой–либо один метод не даёт возможности использовать всю гамму способностей учеников. Но, на мой взгляд, именно исследовательский метод, как никакой другой позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности.
Исследовать – значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Школа должна создать условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной.
Термин проект произошел от латин. projectus — брошенный вперед. В “Словаре русского языка” С. И. Ожегова проект понимается как:
1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;
2) предварительный текст какого-нибудь документа;
3) замысел, план.
В основе метода проектов лежит умение ученика ориентироваться в информационном пространстве, вычленять проблему, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезу, проводить наблюдения, опыты, моделирование, делать выводы, разрабатывать рекомендации.
Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т.д. Это обучение может осуществляться как на материале существующих учебных предметов, так и в специально организованной учебной среде.
Изучение географии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости географического образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде.
В то же время, в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение географии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету. Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали географию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира? Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта. Для реализации в полной мере развивающего потенциала школьного курса географии помогает метод проектов.
Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся. Наибольший эффект для развития личностных качеств она имеет у трех категорий школьников.
Первая - это проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом. Заинтересовавшись какой-то проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, они часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах.
Вторая группа - это те, которые чего-то добиваются за счет трудолюбия и старательного, пошагово организованного получения знаний, под руководством учителя. Выполняя проекты, ребята в группе отводят им роль «исполнителя» - сбор информации, набор текста на компьютере, оформление результатов. Но это тоже своеобразный результат их работы.
Третья группа - это одаренные, очень успешные дети, работа с которыми для педагога является совместным творчеством. Как правило, таким детям требуется помощь только в виде консультирования. Наука география - интересна для большинства учащихся школы. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей.
Классификация проектов может быть проведена по различным основаниям. По доминирующей в проектной деятельности:
1. Исследовательские.
2. Ролевые.
3. Информационные.
4. Творческие.
5. Практико-ориентированные.
Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
Ролевые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.
Практико-ориентированный проекты. Они предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку минералов для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может— практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Моря Тихого океана».
Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.
К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:
1. Проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека.
2. Проекты освоения территорий.
3. Проекты по созданию новых объектов, например, заповедников, заказников, национальных парков и т.д.
4. Проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.
Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты.
Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 5 – 7 классах.
Первый проект, который мы выполняли с учащимися назывался «Великие путешественники».
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: история, обществознание, биология.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Цель проекта: Создание маршрута путешествий.
Задачи:
1. Изучение путешествий Магеллана, Колумба, Кука.
2. Составление предполагаемого маршрута путешествия, определение основных пунктов остановки.
3. Оформление маршрута на географической карте.
4. Подготовка презентации.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным.
В одних случаях эта тематика может выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировании процесса обучения (например, проблема питания, экология в мегаполисе).
Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Сначала я знакомлю ребят с проектами прошлых лет, в зависимости от поставленного вопроса готовлю небольшие презентации, буклеты, где стараюсь заинтересовать учащихся заняться исследовательской работой и созданием проекта. Предлагаю примерные темы проектов: история развития географии, великие путешественники, секреты материков, география и экология и т.д.
Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса географии.
Проекты бывают разные по времени, но лучше, если он будет длиться не более 3 месяцев, так как может утратиться интерес к проекту.
Основные этапы работы над проектом.
В методике проектного обучения принято выделять 7 основных этапов работы над проектом:
1. Организационно-установочный.
2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта.
3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся.
4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов.
5. Работа над проектом.
6. Подведение итогов, оформление результатов.
7. Презентация проекта.
Метод проектов ни в коем случае нельзя рассматривать как один из альтернативных подходов к организации учебного процесса.
Как и у любого метода, у метода проектов есть не только плюсы. Применение этого метода требует существенных временных затрат как у учителя, так и у ученика. Кроме того, учитель, руководящий проектной работой, должен иметь высокий уровень компетентности не только в области преподаваемого предмета, но и в других отраслях знаний. Кроме того, по сравнению с другими методами, например, объяснительно – иллюстративным, дополнительной трудностью является невозможность объединить в одну исследовательскую группу весь класс, в котором обучаются дети с различными академическими способностями. Трудно также объективно оценить степень участия каждого ученика в групповых проектах.
Но наряду с недостатками есть и достоинства. Применение метода проектов позволяет добиться значимых результатов при обучении географии. С психологической точки зрения, знания, добытые самостоятельно для человека более ценны в личностном плане, а следовательно, усваивается в более полной мере. Кроме того, школьники учатся искать информацию не только в объяснениях учителя и учебнике, но и в других источниках. Компьютер и сеть Интернет выступают здесь не как источник развлечений, а как средство поиска и обработки информации, что важно для современных подростков. Они также учатся критически оценивать полученную информацию, систематизировать ее, строить предположения, делать выводы, что, несомненно, способствует развитию мышления школьников.
Анализируя свой опыт работы организации проектной деятельности по географии, я пришла к следующим выводам:
1. Работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к географии.
2. Уроки проходят более оживлённо.
3. Увеличилось число учащихся, выбирающих географию для сдачи экзамена
4. Появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить хорошие знания, результат проделанной работы.
5. У обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения.
В заключение хочется привести слова О. Уальда, которые являются путеводителем в моей работе: «Я не могу управлять направлением ветра. Но я всегда могу поставить паруса так, чтобы достичь своей цели».
Организация проектной и исследовательской деятельности отвечает всем требованиям ФГОС. В рамках системно-деятельностного подхода, когда главной целью становится развитие личности – метод проекта является наиболее актуальным.
Литература.
1. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы. // методист. –2004. - № 3. – С. 44-48.
2. Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность – условие развития творческой личности // Исследовательская работа школьников. – 2016. - № 5.