Высшая школа делового администрирования
Конференции
Январь 2023

РОЛЬ СОЦИУМА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Аксенова Марина Альбертовна
учитель истории
ГБОУ АО "Соломбальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат", г. Архангельск

Устойчивая, организованная неоднородная общность людей, отдельных индивидов, равных по своей природе, с равными стартовыми возможностями взаимодействия и социальными правами, рассчитывающими на помощь со стороны социальной среды наравне с другими и участвующими во взаимной поддержке другого.

Социум играет важную роль в развитии каждого человека, только живя в человеческом обществе человек становится человеком, осваивает нормы и правила, принятые в обществе.

В педагогике социум, социальная среда рассматриваются прежде всего с точки зрения процесса включения туда ребёнка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом.

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. Освоение ребёнком механизмов социального поведения обеспечивает ему успешную включённость в социальные отношения, поскольку даёт ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

Социальное развитие ребёнка происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладение социокультурным опытом, его присвоение) и индивидуализации (приобретения самостоятельности, относительной автономности).

По мнению специалистов социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребёнка, которая, как известно, происходит в трёх основных сферах: деятельности, общении и сознании.

В сфере деятельности у ребёнка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, её осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

В сфере общения происходит расширение круга взаимодействия, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребёнка и в обществе в целом.

В сфере сознания – формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

Однако нередко процесс социализации ребёнка по каким-либо причинам объективным или субъективным осложняется. Так, вхождение ребёнка в общество может быть затруднён вследствие особенностей его физического или психического развития. Или усвоение социальных норм и ценностей ребёнка искажается в результате негативного влияния среды, в которой он живёт. В результате ребёнок «выпадает» из нормальных социальных отношений и поэтому нуждается в специальной помощи для успешной интеграции его в общество.

На социализацию ребёнка влияют множество факторов, и прежде всего они зависят от среды, окружающей ребёнка.



Рисунок 1. Влияние социума на разных возрастных этапах

Все факторы социализации можно разделить на микро-, мезо- и макрофакторы. К макрофакторам относятся мировые и планетарные процессы – экологические, демографические, экономические, социально-политические, страна, общество, государство.

К мезофакторам относятся этнические установки, влияние региональных условий, в которых живёт и развивается ребёнок, тип поселения, средства массовой коммуникации, в том числе социальные сети, интернет, мессенджеры.

К микрофакторам относят семью, образовательную организацию, группу сверстников и многое другое, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение.

По мере того, как ребёнок взрослеет, количество социальных институтов, влияющих на развитие личности, значительно увеличивается, одни отходят на второй план, другие завоёвывают первенство. Но у каждого института есть своё воспитательное значение, поэтому игнорирование хотя бы одно из них приведёт к недопустимому упущению в развитии личности ребёнка.