преподаватель
ОГАПОУ СПО ЯПТ, г. Строитель
Система среднего профессионального образования в России, которой исполнилось уже более 80 лет, достаточно успешно готовит кадры для различных областей экономики, в том числе и для сферы бытовых услуг, одним из направлений которой является, так называемая «индустрия красоты». Уровень СПО в этом направлении закрывают 3 основных специальности: 43.02.13. «Технология парикмахерского искусства», 43.02.04. «Прикладная эстетика» и 43.02.03. «Стилистика и искусство визажа». 26 колледжей в РФ, в настоящее время, осуществляют обучение по основным профессиональным образовательным программам, кроме того, медицинские колледжи также ведут подготовку кадров в рамках дополнительного профессионального образования по программам: «Массажист» и «Сестринское дело в косметологии».
По специальности «Технология индустрии красоты» техникумом было сделано 5 выпусков с 2009 года. Наши выпускники всегда были востребованы на предприятиях сферы сервиса и услуг, кроме того, многие из них уже сами являются владельцами парикмахерских и салонов красоты, то есть нашими потенциальными работодателями.
По новому ФГОС специальность в 2023 году изменила свое название на 43.02.17«Технология индустрии красоты» и вошла в ТОП – 50 востребованных на рынке труда направлений профессиональной деятельности в блоке «Быто вые услуги».
Но, с наступлением 2020 года (экономический кризис, пандемия, социальная напряженность, неопределенность, коронофобия) ситуация в бьюти-сфере начала кардинально меняться, и не в лучшую сторону!
Основным трендом - 2020 года стало социальное дистанцирование, которое для специалистов индустрии красоты превратилось в одну из главных проблем, так как работают они в поле «человек – человек». Обновленные рекомендации по соблюдению санитарно-противоэпидемиологического режима в отношении профилактики распространения новой короновирусной инфекции, предъявили очень жесткие требования к оказанию парикмахерских и эстетических услуг, в том числе, связанные и с финансовыми затратами. Руководители многих салонов красоты оказались не готовы к работе в новых условиях и предпочли закрыть свой бизнес или уйти в тень.
Второй большой проблемой в условиях новой, так называемой «постковидной реальности», становится снижение потребностей населения на услуги рынка бьюти-индустрии:
-уменьшение общего количества потенциальных клиентов предприятий сферы сервиса (изменение приоритетов в сторону безопасности и выживания в кризисной ситуации),
- запросы клиентов парикмахерских и салонов красоты сводятся к минимуму (клиент хочет получить качественную услугу, но, желательно, быстро, недорого, с пролонгированным эффектом и дополнительными опциями, например, «стрижка, окраска, плюс брови в подарок», «маникюр и педикюр – по одной цене в 4 руки»).
По данным специалистов РБК и ВШЭ – бьюти-рынок ожидает стагнация на ближайшие 2-3 года. Салоны красоты, парикмахерские, ногтевые студии и другие предприятия индустрии красоты, в настоящее время, существенно изменяют свою деятельность:
-прежде всего, оптимизируют затраты на персонал, сокращают количество рабочих мест и график работы мастеров, убирают дублирующие позиции (1 мастер маникюра вместо двух), переходят на арендные отношения с мастерами;
-большое внимание уделяется соблюдению предписаний Роспотребнадзора (финансовые затраты на приобретение средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств, бактерицидных рециркуляторов распре делятся между работниками салона в счет их зарплаты и арендной платы).
Как следствие всего этого, происходит снижение процента трудоустройства выпускников специальностей сферы услуг, возникают трудности с прохождением производственной и преддипломной практики в полном объеме.
Согласно выше сказанному можно отметить, что изменения в новых программах ФГОС от 2023 г для технологов индустрии красоты важным является не только развитие профессиональных навыков и компетенций (HARD SKILLS), но и следует уделять внимание формированию универсальных компетенций и личностных качеств (SOFT SKILLS), основными из которых являются самоорганизация и планирование деятельности, волевые качества, критическое мышления, действие в нестандартных ситуациях, профессиональное поведение и культура общения, тайм-менеджмент, умение работать в команде, самопрезентация, здоровье сбережение. Большую роль в совершенствовании HARD SKILLS и SOFT SKILLS играют конкурсы профессионального мастерства, прежде всего, участие в чемпионатах «Профессионал».
Через все этапы обучения необходимо поддерживать и укреплять мотивационную составляющую студентов в желании стать профессионалом своего дела – они должны понимать, что для этого нужно «вкладываться в себя», много учиться, выполнять все практические работы, участвовать в различных мероприятиях, посещать обучающие семинары и вебинары, приобретать качественные инструменты и расходные материалы, постепенно привлекать потенциальных клиентов.
Важным моментом при трудоустройстве специалистов индустрии красоты является наличие собственной клиентской базы, пусть даже небольшой – это существенный плюс для работодателей, так как салоны красоты сейчас испытывают реальный дефицит спроса на эстетические услуги. Где найти клиентов нашим студентам, не имея опыта работы? Конечно, на практике их выручают родственники и друзья, но сейчас самым эффективным контентом для поиска и привлечения потенциальных потребителей услуг является Интернет – пространство – социальные сети, специализированные группы и сообщества. Поэтому, у студентов необходимо формировать навык работы в этом направлении: организация аккаунта, ведение собственной страницы с узнаваемым профилем, ведение блогов, написание постов, создание профессионального портфолио своих работ, включающего качественные фото и видеоматериалы, грамотные ответы на вопросы, консультирование клиентов в режиме онлайн и т.д. С учетом изменениях ФГОС очень важно посвятить часть часов в рамках дисциплины «Введение в специальность» и включить изучение цифровых компетенций, где студенты будут обучаться основам работы с компьютером, программированию, использованию электронных платформ и сервисов, а также развивать навыки информационной безопасности.
Еще одной значительной проблемой на рынке труда для наших выпускников является существование огромного количества обучающих школ, очных и онлайн курсов с кратковременным обучением, которые очень быстро, иногда за 2-3 дня обещают научить премудростям профессии «бровист», «лейш-мейкер», «специалист по шугарингу», «мастер маникюра», «визажист» и т.д. Конечно, такое обучение сложно сравнить с получением среднего профессионального образования в государственном учреждении, но места в салонах красоты эти мастера занимают, а выполняя, часто, услуги на дому, оттягивают значительную часть потенциальных клиентов. Что мы можем предпринять в данном направлении, учитывая, что бьюти-сфера развивается колоссальными темпами?
Согласно новых ФГОС 2023 мы должны быть на шаг впереди, что предусматривает развитие прогрессивных методов обучения, таких как использование информационно-коммуникационных технологий, интерактивных программ и электронных учебников. Это позволит студентам более эффективно обучаться, улучшит доступность и качество образования. Необходимо постоянно «мониторить» тенденции развития отрасли, отслеживать появление новых технологий, изучать потребности рынка услуг и внедрять все это учебный процесс по специальностям через актуализацию учебных планов, ОПОП, обновлять содержание рабочих программ, разрабатывать и реализовывать курсы дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки. При организации учебного процесса важно ориентироваться на лучшие практики, передовые технологии, повышение профессиональной квалификации преподавателей, совместное посещение мастер-классов, обучающих семинаров, тренингов, бьюти-форумов, выставок и др.).
В рамках учебных занятий и внеаудиторных мероприятий целесообразно использовать динамические методики организации деятельности студентов, интерактивные и игровые методы обучения для поддержания мотивационной составляющей и лучшего усвоения материала, так как современные молодые люди, привыкшие к жизни в гаджетах, страдают дефицитом внимания, им сложно на чем-то долго сосредоточиться, они испытывают большие трудности в живом общении.
Кроме того, пристальное внимание следует уделять вопросам безопасности и охраны труда при организации деятельности в салонах красоты, профилактике распространения инфекционных заболеваний, в том числе COVID 19 – сейчас на предприятиях сферы услуг это основной вопрос (клиенты переживают за свою безопасность), поэтому наши студенты должны иметь санитарно-гигиеническую компетентность, хорошо знать правила и нормативы, постановления Роспотребнадзора, ориентироваться в ассортименте дезинфицирующих и анти- септических средств.
Требованием времени становится переход на смешанное обучение, то есть комбинацию традиционного и онлайн-обучения (вебинары, мастер-классы через ZOOM, VEBEX, проведение тематических марафонов, флешмобов, квестов, электронное обучение, дистанционное обучение с использованием различных платформ, например, СДО MOODLE).
Также следует отметить, что определенный процент выпускников специальностей сферы услуг уходит в «свободное плавание», так называемую, самозанятость, которой сейчас уделяется большое внимание со стороны государства. Но, для грамотной организации собственной деятельности, открытия бизнеса (ИП, аренда, открытие кабинета или салона красоты), студентам необходима финансовая грамотность, знание правовых и юридических аспектов в этом направлении, важную роль играют вопросы менеджмента, эффективного поведения на рынке труда и стандартизации услуг.
Таким образом, чтобы в сфере индустрии красоты рынок работодателей, действительно, перешел на уровень рынка кандидатов, необходима целенаправленная работа всего педагогического коллектива в направлении актуализации компетентности выпускников и повышения их конкурентоспособности в условиях современных реалий времени.