Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Калинова Ю.В. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Библиографическое описание:
Калинова Ю.В. Формирование навыков проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС // Современная начальная школа. 2022. № 7 (38). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/38.pdf.

Введение

В современном мире происходят изменения в общественной жизни, эти изменения требуют расширения педагогических технологий, которые будут уделять большое внимание становлению личности. Настоящее время – это время перемен, когда нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, готовые к постоянно меняющимся запросам и к сотрудничеству с другими людьми. Сейчас ни для кого не секрет, что ученики в современном образовании другие, и потому и роль учителя становится иной. В современных условиях учителю необходимо находить такие методы, которые позволяют по- новому организовать процесс обучения. Работая с детьми, я заметила следующие проблемы:

· многие учащиеся не могут самостоятельно выполнить нужное задание;

· в учебном процессе низкий уровень самостоятельности;

· у многих учащихся наблюдается замкнутость, стеснительность.

Сталкиваешься с проблемой того, что дети уже в начальной школе просто не хотят учиться, у них отсутствует интерес и мотивация к новым знаниям. Ученикам неинтересно, они выполняют однообразную и скучную работу. Я думаю, что по этой причине и возникают такие проблемы в работе как: безучастны на уроках, не умеют сотрудничать, рассеяны. В современных условиях жизни технология обучения не должна сводиться только к технологии классно-урочной системы.

Работая по новым федеральным государственным стандартам образования, столкнулась с таким методом обучения, как проектная деятельность. Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Главная задача учителя – разбудить мысль каждого ученика. Каждый современный учащийся должен уметь: планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия, извлекать нужную информации и пользоваться нужной информацией. Необходимо учить детей самостоятельно пополнять и обновлять знания. Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, все интересно и все хочется изучить.

Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. Так как с помощью метода проектов можно развивать и углублять знания в определённой области, развивать навыки работы в группе, навыки общения и работы в сотрудничестве, развивать коммуникативные умения.

Преимущества метода проектной деятельности заключаются в следующем:

· Обучающиеся учатся сами видеть трудности и выбирать способы их преодоления.

· Формируется умение взаимодействовать в группе. Вырабатывается чувство ответственности.

· Развитие творческих способностей и активности учащихся.

· Формирование познавательных мотивов ученика, т.к. учащиеся видят конечный результат своей деятельности и это вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

· Оцениваются собственные силы и время, правильное их распределение; умение добывать информацию из различных источников.

· Планирование своей работы, оценка результата работы, анализ допущенных ошибок.

· Воспитывается целеустремленность, самостоятельность, творческое отношение к делу.

Формирование навыков проектной деятельности.

Понятие метода проектной деятельности.

Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащихся. В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно – познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно- следственные связи. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения.

Проект – это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной и письменной презентации». Проект – с латинского языка переводится как «брошенный вперед». Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения.

Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать достигнутый результат.

Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач.

Итак, учебный проект – это и задание для учащихся, сформированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Виды проектов.

Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт – это красочное действо, в основе которого положено формирование познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Различают следующие виды проектов.

· Проекты по продолжительности:

- мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

-краткосрочные проекты требуют выделения 4- 6 уроков.

- недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

- годичные проекты выполняются как в группах, так и индивидуально. Весь проект от определения проблемы и темы до презентации выполняется во внеурочное время.

· По месту проведения: урочные и внеурочные.

· В зависимости от количества участников, принимающих участие в разработке и представлении результатов все учебные проекты, можно разделить:

- индивидуальные проекты. Это проекты, при выполнении которых принимает участие только один человек. Данный вид имеет множество достоинств. Этот вид проекта помогает сформировать у учащихся чувство персональной ответственности за результат работы.

-парные и групповые проекты. Это проекты, для выполнения которых учащиеся объединяются в группы (пары). Одно из достоинств - умение сотрудничать, доказывать свою точку зрения, отстаивать её.

· По содержательной области можно выделить два типа проектов:

-монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знаний.

-межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях.

· В зависимости от ведущей деятельности проекты можно разделить на:

- Исследовательский проект. По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, выделение проблемы и постановку цели и задачи исследования, определение методов и путей решения обозначенной проблемы, обсуждение и анализ полученных результатов.

-Творческий проект. Для создания этих проектов учащиеся должны уметь находить нестандартные способы решения проблемы. Ученики должны проявить свои творческие способности. Это могут быть театрализации, спортивные игры, видеофильмы, музыкальные представления.

- Информационный проект. Это тип проектов направлен на сбор информации о каком – то объекте, явлении, её анализом и обобщением фактов. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры.

-Практико –ориентированный проект. Он направлен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

- Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, дети берут себе роли литературных или исторических персонажей.

Этапы проектной деятельности.

Любая проектная деятельность включает в себя следующие этапы.

Мотивационный этап: на данном этапе формулируется тема, цели и определяется результат, продукт. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной, соответствовать возрасту учащихся. Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой.

Планирующий – подготовительный этап: на этом этапе идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной или индивидуальной деятельности. Определение источников информации, распределение ролей.

Информационно – оперативный этап: на этом этапе идёт реализация проекта. Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач, работа с литературой и другими источниками, фиксируются результаты. Учитель является информационным источником, косвенно руководит деятельностью.

Контрольно – корректировочный этап: на этом этапе роль учителя координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

Рефлексивно – оценочный этап: этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, умение планировать и осуществлять работу, рефлексию деятельности и результата. Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Обучающиеся выбирают форму презентации, защищают проект, отвечают на вопросы слушателей, сами выступают в качестве эксперта при защите других групп.

Вместе с учащимися мы приготовили памятку, она называется «5П».

1.Проблема проекта.

2.Планирование работы (проектирование).

3.Поиск информации.

4.Продукт проекта.

5.Презентация проекта.

Первые два этапа осуществляются в школе. Я знакомлю учащихся с темой проекта, тему стараюсь сформулировать понятным для детей языком, чтобы вызвать заинтересованность. Ведь тема должна быть не только интересна, но и понятна, так как участники проекта – младшие школьники. Рассматриваем различные варианты способов выполнения работы, выслушиваю мнения детей, вместе определяем, как может выглядеть готовый продукт и как можно осуществить его защиту. Вместе с учащимися находим проблемное поле. Из поставленной проблемы выделяем цель и задачи проекта. Организую деятельность детей, если проект групповой, то объединяю детей в группы. По необходимости – определяем роль каждого члена группы.

Третий этап направлен на самостоятельный подбор материала учащимися. Для сбора информации отводится определённый отрезок времени, в течение которого я для учащегося являюсь консультантом по сбору материалов. Меняется роль учителя: из носителя информации и знаний, педагог превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы.

Четвёртый и пятый этапы реализуются в классе. Проходит представление проекта и его защита. После презентации всех проектов начинается обсуждение выполненных работ по критериям, предъявленных к данной проектной деятельности, определяются лучшие результаты. По итогам защиты выделяю не только тех учащихся, кто хорошо проводил свою защиту, но и в особенности детей, кто задавал умные, интересные вопросы.

Любой проект заканчивается созданием продукта. Перечень возможных форм продуктов:

· Видеофильм

· Выставка

· Газета, журнал

· Игра

· Постановка

· Коллекция

· Мультимедийный проект

· Справочник

· Макет

· Наглядные пособия, плакат.

С первого класса необходимо подготавливать ребёнка к самостоятельной поисково – творческой деятельности. Научить его мыслить, организовать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников. Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее значимы и близки для него, для его «маленького мира». Мною были предложены темы: «Моя семья», «Моя колыбельная песня», «В царстве грибов», «Зимующие птицы», «Моя живая азбука», «Числа в загадках, пословицах и поговорках».

Покажу на примере. Проект по математике «Числа в загадках, пословицах и поговорках».

Цель проекта: формирование информационных, проектировочных, коммуникативных и креативных компетенций учащихся 1 класса через включение в краткосрочный проект «Числа в загадках, пословицах и поговорках».

Задачи: изучить загадки, пословицы и поговорки, в которых встречаются числа;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за выполненный творческий продукт;

- обогатить речь детей пословицами, поговорками, крылатыми фразами в которых встречаются числа;

-научить пользоваться дополнительной литературой, материалами интернета;

-развить творческий потенциал, фантазию;

- воспитывать уверенность в себе, умение работать совместно с родителями;

- интерес и внимание к творчеству, давать оценку полученным результатам.

Детям я предложила такие темы: «Стихи о числах и цифрах», «Числа в загадках», «Числа в пословицах и поговорках». Вместе с детьми мы решили, что наш проект будет называться «Числа в загадках, пословицах и поговорках». Для дальнейшей работы я раздала план, по которому ребята будут выполнять проект.

План работы:

1.Выбрать цифру от 0 до 9.

2.На листе А-4 подготовить рисунок с изображением цифры.

3.Найти и отобрать загадки и стихотворения по выбранной цифре.

4.Найти и отобрать пословицы и поговорки по выбранной цифре.

5.Оформить и представить свою страничку с цифрой.

Итоговый продукт: создание журнала «Числа в загадках, пословицах и поговорках».



Заключение.

В заключении хочется отметить, что в ходе работы над проектами были изучены виды и этапы проектной деятельности, а также ее влияние на развитие обучения учащихся. Я проанализировала готовность младших школьников к проектной деятельности, поделилась своим опытом. В результате работы, я увидела, что проектное обучение даёт неплохие результаты в воспитании и обучении детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует навыки «быть успешными», подготавливает их к реальным условиям жизнедеятельности. Повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся. Работа над проектом способствует повышению интереса к предметам, сплачивает коллектив, появился интерес к чтению, углубились знания, развивается творческое мышление.

В процессе проектной деятельности учащиеся приобрели следующие общеучебные умения и навыки (пусть пока не в полном объёме, но над этим будем ещё работать):

-целеполагание, планирование, моделирование;

-умение самостоятельно найти недостающую информацию;

-умение запросить недостающую информацию у учителя;

-умение коллективного планирования, умение взаимодействовать в группе;

-умение отстаивать свою точку зрения;

-навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления.

- умение устанавливать причинно – следственные связи.

Проектная деятельность помогает в образовательном процессе. Я заметила, что у учащихся улучшается познавательная активность, появляются информационные умения, коммуникативные, повышается самостоятельность. Благодаря проектной деятельности повышается качество обучения учащихся. Дети становятся более общительными, приобрели творческие навыки и умения. Проект дает ученикам опыт деятельности. Если ученик сможет справиться над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сможет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в различных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

Список литературы:

1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – Москва: Просвещение,2011

2.Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. –Волгограл: Учитель,2010.

3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – Москва. 2000.

4.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 3-е издание, испр. и доп. – М.: АРКТИ,2005- 112 с. (Метод. биб-ка)

5.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников //Начальная школа. – 2005.- № 9. – с.55-59.

6.Кутявина Н.Н. Организация проектной деятельности в начальной школе //Начальная школа 2010 №10.

7.Бардовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. Как организовать проектную деятельность младших школьников// Новосибирск, НИПКиПРО, 2006.