Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Ильина О.Н. ЧТО НЕ ТАК С ЭЛЕКТРОННЫМ ДНЕВНИКОМ?

Ильина Ольга Николаевна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 102 имени М.С. Устиновой" Московского района города Казани

Библиографическое описание: Ильина О.Н. Что не так с электронным дневником? // Современная начальная школа. 2020. № 12. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/12.pdf.

Электронный дневник и журнал введены во всех школах Татарстана с 2012/2013 учебного года как основной источник информации о посещаемости, успеваемости и домашних заданиях. Также он создан для облегчения общения родителей и школы. Расписание уроков в электронный дневник заносит завуч, а графы с темами уроков, домашним заданием и отметками заполняет учитель.

Ученику теперь отведена пассивная роль — в дневник смотреть. Даже принести дневник родителям (или скрыть) уже он не может. Родители имеют доступ к дневнику круглосуточно, а также могут предоставлять его другим — бабушкам, друзьям, знакомым.

На первый взгляд кажется, что создание и введение электронного дневника-неоспоримое благо цифровых технологий, но как практикующий учитель, я могу сказать, что не всё здесь так хорошо. Давайте разберёмся.

В бумажном дневнике учитель оставлял отметки, замечания, записи для родителей, родитель ставил в нём свою подпись, но во многом это было личное образовательное пространство каждого ученика. Кто-то вкладывал в оформление время и старание, кто-то нет. Здесь был выбор, возможность присвоить себе хотя бы часть процесса обучения, сделать его своим. Ежедневное заполнение бумажного дневника позволяло ученику прогнозировать нагрузку, правильно распределять её в течение недели. Психологи утверждают, что бумажный дневник особенно полезен тем ученикам, которые не отличаются особой внимательностью и склонностью к организации своего времени. Внимательные, заинтересованные ученики и сами без лишних напоминаний запишут домашнее задание, а вот другим требуется дополнительный стимул и ежедневная практика для того, чтобы и они научились самоорганизации. Но бумажный дневник стал необязательным с приходом электронного, и у рассеянного или отвлекающегося ребёнка попросту нет мотивации тратить на него время. Как следствие, ему труднее научиться быть внимательным, нести ответственность за организацию времени учёбы и отдыха.

Электронный дневник, по существу, представляет собой электронную копию обычного дневника и даже внешне от него мало отличается. На одном развороте неделя с расписанием уроков, заданиями на дом и отметками. Дополнительные возможности для учеников предусматривают общение, доступ к образовательным ресурсам, сетевым конкурсам и олимпиадам. Однако, электронный дневник оставляет впечатление, что образование — это то, что взрослые совершают над детьми, без всякого их участия. С электронным дневником ученик не понимает или забывает, что это задание вообще есть. Получается, что у ребёнка нет никакого чувства личной ответственности за учёбу.

Теоретически родители и ученики могут отправить учителю личное сообщение через электронный дневник. Но опыт родителей, которые отправляли сообщения учителям, показывает, что последние их редко читают. Поэтому, как правило, все предпочитают общаться через WhatsApp — лично или в классном чате. Основной массе школьников опция связи с учителем вообще не знакома. При том, что это единственное, что школьник может сделать в электронном дневнике сам. Учитель же лишён выразить оценку. Хорошо! Молодец! Умница!

Переписывание в бумажном дневнике из недели в неделю одних и тех же названий предметов, заполнение даты, месяца и графы домашнее задание выполняло функцию тренажёра и было особенно важно для учеников младших классов. Ведение дневника не оценивается с той же строгостью как, например, задание по чистописанию или русскому языку, можно писать «как получится». Это само по себе снимает стресс перед письмом и страх ошибки, а, соответственно, делает заполнение дневника важной образовательной задачей. Переписывание расписания помогало запомнить его без особых специальных усилий

В электронный дневник придётся заглядывать не раз, прежде чем расписание наконец отложится в памяти. Списывание домашнего задания с доски под контролем учителя — тоже бесспорно важный навык, который позволяет в дальнейшем верно списывать задачи по новой теме, которую объясняет учитель, и считывать с доски сложные формулы в средней и старшей школ.

Исследования отмечают, что планы, написанные от руки, по какой-то причине выполняются чаще, чем занесённые в электронные календари и «напоминалки». Но тут ситуация совсем патовая — мало того, что это электронный дневник (как и следует из названия), сам ученик в нём ничего и не записывает! Его задача выполнять. Учит ли такой инструмент планировать свой день и неделю? Рассчитывать силы и время на домашнее задание? Исходя из того, что нам известно о развитии мозга — маловероятно.

Совместное исследование агентства Millward Brown и Bangor University с использованием функционального МРТ показало, что бумажные материалы мозг в целом воспринимает как более «настоящие» и выдаёт более выраженный эмоциональный отклик. Эмоции, как известно из более ранних исследований, позитивно влияют на формирование ассоциативной памяти. К тем же выводам пришли и нейроисследователи из Temple University. Они выявили усиленный эмоциональный отклик и больший интерес к информации с бумажных носителей; повышенную мозговую активность в зонах, отвечающих за ценности и желание.

Исследование норвежских учёных, проведённое в двух начальных школах (это важно, потому что большинство исследований проводилось на взрослых студентах, а тут — младшеклассники) продемонстрировало, что ученики, читавшие текст в бумажном учебнике, показали более высокие результаты при тестировании на понимание прочитанного, чем те, кто читал цифровой учебник.

И хочется добавить, что электронный дневник лишает возможности ученика исправить полученную негативную отметку до того, как о ней узнают родители. А это уже тема для дополнительных исследований психологами. К сожалению, не все родители умеют правильно реагировать на низкие баллы ребёнка, психологический климат в семье портится.

Понятно, что возврат только к бумажному дневнику уже не возможен. Но я предлагаю задуматься над всем вышенаписанным и внести в разработку электронного дневника некоторые поправки: разграничить доступ родителей и детей, дополнить его возможностью оставлять учителю оценку, замечание. Электронный дневник мог бы стать полезным инструментом обучения при условии, что ученик частично заполняет его сам и/или если он дублируется ведением привычного бумажного дневника.

Библиографический список

1) Brown, C. M. (1988). Comparison of typing and handwriting in “two-finger typists.” Proceedings of the Human Factors Society, 32, 381–385.

2) https://www.neurosciencemarketing.com/blog/articles/print-vs-digital.htm

3) https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0883035512001127?via%3Dihub