Библиографическое описание: Алексеева Н.В. Эффективность использования системы тестирования на уроках русского языка в начальной школе // Современная начальная школа. 2019. № 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/02.pdf.
Использование систем тестирования становится неотъемлемой частью уроков в начальной школе. Это одна из самых распространенных на данный момент компьютеризированных систем организации контроля знаний. Главные требования к такой системе заключаются в том, что:
- тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;
- компьютерный тест должен быть простым в использовании, на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок, инструкции-подсказки по действиям обучающегося должны появляться только в нужное время в нужном месте, а не присутствовать на экране постоянно, загромождая его;
- в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос;
- необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время.
Применение интерактивных тестов позволяет активизировать процесс обучения, сделать его более насыщенным, наглядным, интересным и понятным для младших школьников, что способствует повышению мотивации обучения. С помощью систем тестирования можно актуализировать знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала, а также организовать экспресс-диагностику усвоения пройденного материала. Применение тестовых заданий позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход при осуществлении обратной связи между учеником и учителем.
Готовые электронные пособия не всегда соответствуют особенностям преподавания в конкретном классе, поэтому я составляю интерактивные тесты, используя программу TestEdu.
Это инструментальная программа-оболочка, позволяющая создавать интерактивные задания и тесты для контроля и самоконтроля обучающихся без знания языков программирования и привлечения специалистов. С помощью программы можно создать тесты на установление соответствия, тесты на выбор альтернативных или множественных вариантов ответов, тесты на восстановление последовательности, тесты на заполнение пропусков. В процессе создания тестовых заданий можно использовать текстовую, графическую информацию. Все созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы, а также доступны для распечатывания.
Создаваемые интерактивные тестовые задания могут быть направлены на диагностику усвоения, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков.
Приведу пример использования тестов на уроках русского языка при изучении раздела «Состав слова. Корень».
При изучении данной темы, обучающиеся должны не только овладеть терминологией, но и научиться давать характеристику корню, определять признаки родственных слов, уметь находить корень в группе родственных слов, распознавать однокоренные слова.
Для диагностики закрепления этих понятий я использую интерактивный тест «Состав слова. Корень».
Для отработки алгоритмов нахождения в словах суффиксов, умение разбирать слова по составу, я использую интерактивный тест «Состав слова. Суффикс»
Для отработки навыков образования слов с помощью приставки, умения находить в словах приставки, знать правило написания приставок, я использую интерактивный тест «Состав слова. Приставка».
Кроме задач по развитию личности обучаемого и задач по интенсификации учебно-воспитательного процесса и других целей проекта, главная цель: показать, что создание учебно-методиче-ских комплексов может решить общепедагогические проблемы.
Применение на уроке интерактивных тестов позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня изученности по теме материала и своевременно скорректировать результаты.
Таким образом, применение интерактивных тестов на уроках в начальной школе представляется целесообразным и перспективным.
Тесты я использую в своей работе как для подготовки к уроку, так и в его проведении. Они значительно облегчают мою работу.
Из этого можно сделать вывод, что тесты занимают центральное место в электронном пространстве учителя.
Цифровыми образовательными ресурсами могут пользоваться все участники образовательного процесса: учителя при подготовке и ведении занятий, обучающиеся на уроках и при самостоятельных занятиях, методисты, разработчики учебно-методических материалов, родители.
Анализируя опыт использования системы тестирования на уроках русского языка в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование этих технологий позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности обучающихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.
Библиографический список
1. Брылова М.Н. Применение компьютерных технологий на уроках русского языка. Начальная школа. № 11 2009г.
2. Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии. «Начальная школа». № 9 2009г.
3. З.П. Ларских О компьютерной поддержке курса русского языка в начальной школе. // Начальное образование – 2009. - № 4
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
5. 3. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. // Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7.
Сведения об авторе
Алексеева Наталья Владимировна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа № 18", Россия, г. Тольятти.
«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью,
а ее однообразием».
К.Д. Ушинский
Использование систем тестирования становится неотъемлемой частью уроков в начальной школе. Это одна из самых распространенных на данный момент компьютеризированных систем организации контроля знаний. Главные требования к такой системе заключаются в том, что:
- тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;
- компьютерный тест должен быть простым в использовании, на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок, инструкции-подсказки по действиям обучающегося должны появляться только в нужное время в нужном месте, а не присутствовать на экране постоянно, загромождая его;
- в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос;
- необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время.
Применение интерактивных тестов позволяет активизировать процесс обучения, сделать его более насыщенным, наглядным, интересным и понятным для младших школьников, что способствует повышению мотивации обучения. С помощью систем тестирования можно актуализировать знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала, а также организовать экспресс-диагностику усвоения пройденного материала. Применение тестовых заданий позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход при осуществлении обратной связи между учеником и учителем.
Готовые электронные пособия не всегда соответствуют особенностям преподавания в конкретном классе, поэтому я составляю интерактивные тесты, используя программу TestEdu.
Это инструментальная программа-оболочка, позволяющая создавать интерактивные задания и тесты для контроля и самоконтроля обучающихся без знания языков программирования и привлечения специалистов. С помощью программы можно создать тесты на установление соответствия, тесты на выбор альтернативных или множественных вариантов ответов, тесты на восстановление последовательности, тесты на заполнение пропусков. В процессе создания тестовых заданий можно использовать текстовую, графическую информацию. Все созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы, а также доступны для распечатывания.
Создаваемые интерактивные тестовые задания могут быть направлены на диагностику усвоения, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков.
Приведу пример использования тестов на уроках русского языка при изучении раздела «Состав слова. Корень».
При изучении данной темы, обучающиеся должны не только овладеть терминологией, но и научиться давать характеристику корню, определять признаки родственных слов, уметь находить корень в группе родственных слов, распознавать однокоренные слова.
Для диагностики закрепления этих понятий я использую интерактивный тест «Состав слова. Корень».
Для отработки алгоритмов нахождения в словах суффиксов, умение разбирать слова по составу, я использую интерактивный тест «Состав слова. Суффикс»
Для отработки навыков образования слов с помощью приставки, умения находить в словах приставки, знать правило написания приставок, я использую интерактивный тест «Состав слова. Приставка».
Кроме задач по развитию личности обучаемого и задач по интенсификации учебно-воспитательного процесса и других целей проекта, главная цель: показать, что создание учебно-методиче-ских комплексов может решить общепедагогические проблемы.
Применение на уроке интерактивных тестов позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня изученности по теме материала и своевременно скорректировать результаты.
Таким образом, применение интерактивных тестов на уроках в начальной школе представляется целесообразным и перспективным.
Тесты я использую в своей работе как для подготовки к уроку, так и в его проведении. Они значительно облегчают мою работу.
Из этого можно сделать вывод, что тесты занимают центральное место в электронном пространстве учителя.
Цифровыми образовательными ресурсами могут пользоваться все участники образовательного процесса: учителя при подготовке и ведении занятий, обучающиеся на уроках и при самостоятельных занятиях, методисты, разработчики учебно-методических материалов, родители.
Анализируя опыт использования системы тестирования на уроках русского языка в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование этих технологий позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности обучающихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.
Библиографический список
1. Брылова М.Н. Применение компьютерных технологий на уроках русского языка. Начальная школа. № 11 2009г.
2. Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии. «Начальная школа». № 9 2009г.
3. З.П. Ларских О компьютерной поддержке курса русского языка в начальной школе. // Начальное образование – 2009. - № 4
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
5. 3. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. // Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7.
Сведения об авторе
Алексеева Наталья Владимировна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа № 18", Россия, г. Тольятти.