Высшая школа делового администрирования
Конференции
Май 2023

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ В ДОУ ПО ТЕМЕ «КОСМОС»

Золотарева Анна Адреевна
воспитатель
МАОУ СОШ 29 г. Липецка

В данном проекте представлен методический материал по формированию начальных представлений о нашей планете Земля, о космосе, освоение космоса. Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, организацию исследовательской деятельности с применением технологии критического мышления.

Начиная с первых шагов по земле, человек ощущал свою зависимость от неба. Для него небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Коротко рассказать о космосе нельзя. Увлекаясь каким – либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далёкие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе был выбран метод проекта. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно – ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляются через различные виды деятельности. Содержание даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе. Предполагается, что проект поможет научить добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применять их в различных видах детской деятельности.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос-это обширная тема для исследовательской деятельности, она вызывает интерес у детей и даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников.

Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдения за объектами и явлениями. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

Цели и задачи работы:

Цели:

1.Расширить представления детей о Вселенной, как огромном бесконечном доме для звезд и планет.

2. Развивать интерес к космосу и к совместной деятельности.

3. Познакомить детей с планетами Солнечной системы, различать их по величине, характерным особенностям.

4. Развивать внимание, память, воображение, наблюдательность.

5. Воспитывать интерес к планетам, желание узнать больше о планетах.

6. Систематизировать представления о Вселенной, Солнечной системе и её планетах.

Задачи:

- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;

- создавать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;

- способствовать развитию умения проявлять исследовательское поведение, с удовольствием участвовать в экспериментах, организуемых взрослым;

- способствовать формированию у детей понятий Космос, космическое пространство;

- способствовать ознакомлению с историей освоения космоса;

- развивать поисково-познавательную деятельность детей;

- познакомиться с понятиями «скафандр», «звезда», «комета», «метеорит», «телескоп», «кратер», «космонавт», «МКС», «спутник», «орбита», «карликовая планета»;

- расширить представление о космическом пространстве (об этапах освоения космоса, о первом полете человека в космос, о солнечной системе, планетах и спутниках);

- создать макет солнечной системы;

-собрать материал для оформления мини-музея на тему космоса в группе;

-создать картотеки физминуток, загадок, дидактических и лексических игр по теме «Космос»;

-подобрать варианты продуктивной деятельности по теме проекта для разных возрастных групп;

-совершенствовать коммуникативные функции детей;

-формировать умения проводить целенаправленный анализ явлений;

-сплотить коллектив родителей и педагогов.

Содержание проекта:

1. ОД (проведение тематической недели по теме исследования: чтение художественной литературы, физическая культура, посещение планетария, досуги - развлечения, КВН-викторина)

2. Совместная деятельность (педагогов, детей, родителей): изготовление макетов, рисование, лепка, конструирование, создание мини-музея группы.

3. Самостоятельная деятельность детей: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, настольные и словесные игры.

Планируемый результат:

- сформированность элементарных знаний по теме «Космос»;

- сформированность нравственно – патриотических чувств;

- участие в реализации проекта;

- расширение знаний и проявление интереса детей к Вселенной;

- развитие интереса детей к поисково-познавательной деятельности;

-научить детей добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применять в различных видах детской деятельности;

- изготовление поделок и работ по теме: «Космос»;

- изготовление макета солнечной системы;

- создание космического уголка в группе ДОУ

Вид проекта:

По количеству участников: групповой;

По приоритету метода: исследовательский;

По продолжительности: средней продолжительности.

Участники реализации проекта: воспитатель; воспитанники старшей группы; родители.

Методы исследования:

- одномоментности
(обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

- метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, презентаций, видеофильмов);

- словесный (беседа, использование художественного слова, пояснение);

- практический (самостоятельное выполнение работы, использование различных инструментов для изображения);

- проблемно – мотивационный;

- наблюдение;

- поисково – исследовательская деятельность;

- творческая деятельность.

Виды детской деятельности:

Продуктивная, игровая, трудовая, коммуникативная, поисково-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.

Образовательные области:

«Познание» - обогащать и расширять представления и знания детей о солнечной системе. Уточнить представления о планетах.

«Коммуникация» - совершенствовать речь детей, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, развивать познавательные и интеллектуальные способности, пополнять активный словарь детей.

«Физическая культура» - формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании, развивая интерес к спортивным играм.

«Социализация» - формировать понятие о себе как о жителях планеты Земля, воспитывать бережное отношение ко всему, что есть на нашей планете.

«Художественное творчество» - развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.

«Чтение художественной литературы» - продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, познакомить с произведениями в рамках заявленного проекта.

Этапы проекта:

Организационный этап:

-Изучение методической литературы, интернет ресурсов по теме проекта, подбор необходимых материалов, оборудования для проектной деятельности, составление плана реализации проекта, разработка и изготовление дидактических игр и пособий.

Практический этап:

-Непосредственно-образовательная и исследовательская деятельность с детьми.

-Проведение опытов, наблюдений в природе.

-Организация игр с использованием пособий.

-Чтение научно-художественной литературы, стихов, загадок.

-Продуктивная деятельность.

-Работа с родителями (информирование о проекте, привлечение к работе над ним).

Итоговый этап:

- Занятие-КВН «Заправлены в планшеты космические карты»

-Составление макета «Солнечная система»

-Создание уголка музея космоса в группе ДОУ.

Этапы реализации проекта

Этап

Содержание

работы

Предполагаемые результаты

Работа с родителями

1-й этап

Сбор информации по теме «Космос».

Подбор иллюстративного материала на тему о космосе.

Подготовка консультаций для родителей по теме проекта.

Накопление информации по теме.

Изготовление памяток, папок-передвижек для родителей.

Привлечение родителей к сбору материала для оформления мини-музея про космос.

2й этап

3й этап

Просмотр презентаций на тему:

· «Планеты Солнечной системы»

· «Первый полет»

· «Что такое Космос»

Рассматривание плакатов, книг и фотографий о планетах

Беседы с детьми на темы:

· «Что такое космос и Солнечная система?»

· «Земля наш дом»,

· «Изучаем Вселенную»,

· «Тайны Солнечной системы».

· «Гагарин и первый полет»

Чтение художественной литературы:

· «Малышам о звездах»

· Н. Носов «Незнайка на Луне»

· В. П. Левитан «Звездные сказки»,

· В. П. Левитан «Астрономия для малышей»

· А.Анпилов «Ю.А.Гагарин»

· К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”

· Я. К. Голованов «Дорога на космодром»

· В. Кащенко «Созвездие драконов»

· О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»

· О. А. Скоролупова «Покорение космоса»

Просмотр мультфильмов

· «Тайна третьей планеты»,

· «Как появилась Вселенная»

Слушание музыки

· «Мы в космос улетаем на работу»

· «Я-Земля!».

· «На пыльных тропинках далёких планет...»

· «И на Марсе будут яблони цвести»

· «Этот большой мир» (ремейк песни из фильма "Отроки во Вселенной").

· Александр Зацепин «Тайна третьей планеты»

· Ксения Ларионова «Ключ на старт»

· С.Светикова «Свет любви» (из мультфильма "День рождения Алисы")

· Земляне «Трава у дома».

Заучивание стихов, считалок, загадок о Солнечной Системе, о разных планетах.

Экспериментирование (опыты):

· «Чем ближе, тем быстрее» (о вращении планет вокруг Солнца)

· «Смена дня и ночи» с использованием глобуса

· «День – ночь»

· «Лунные кратеры»

· «Метеориты»

· «Космическая невесомость»

Продуктивная деятельность:

Рисование:

«Звездное небо»,

«Мы-космонавты»

«Планеты солнечной системы».

Лепка:

«Кометы и метеориты»,

«Космонавты и ракеты»

Аппликация:

«Покорители космоса».

Сюжетно-ролевые игры:

· «Путешествие по Солнечной Системе».

· «Старт космического корабля»

· «Большое космическое путешествие».

Физкультминутки

· «Жил был звездочет»,

· «Луноход»

· «Космонавт»

· «Созвездия»

Подвижные игры:

· «Ждут нас быстрые ракеты» (с обручами)

· «Каждую планету на свое место»

· «Невесомость»

· «Стыковка»

· «Маленькие планеты»

· «Соберём космический корабль»

· «Космостарт»

· «Солнце – чемпион»

· «Вокруг планеты»

Словесные игры

· «Что больше?»

· «Что сделала ракета?» (приземлилась и т.п.)

· «Назови правильно»

· «Скажи наоборот»

· «Расскажи маршрут ракеты»

Дидактические игры

· «Звездный путь»

· «Собери пазлы/собери танграм»

· «Подбери одежду для космонавта»

· «Кометы и планеты»

· «Разложи на орбите»

· «Подбери ракету пришельцу»

· «Чего не хватает»

· «Подбери словечко»

· «Собери ракету по схеме» (с блоками Дьенеша)

· «Устрани пробоину»

· «День и ночь-сутки прочь!»

Итоги работы

· Проведение КВН-викторины на тему космоса «Заправлены в планшеты космические карты»

· Оформление выставки ОД «Загадочный космос»

· Оформление знаний по первому полету в космос в лэпбук «Первый полет»

· изготовление картотеки подвижных игр, физминуток, словесных и лексических игр по теме

· создание лэпбука «Первый полет»

· Создание мини-музея в ДОУ

Организованная познавательная,игровая, творческая деятельность детей в группе.

Оформление картотеки загадок, стихов, игр, ОД по теме.

Оформление информационного стенда-выставки для родителей

«Загадочный мир космоса».

Создание поделок по теме проекта.

Наличие методических материалов, игр, альбомов, картинок по теме.

Беседа: «Неизведанное рядом»

Консультации, папки-передвижки для родителей:

«Космос далёкий и

близкий»

«Праздник - День космонавтики»

«Что рассказать ребенку о космосе?»

Привлечение родителей к оформлению мини-музея про космос, созданию лэпбука про первый космический полет



Результаты работы над проектом:

В результате работы по проекту у детей расширились представления о космосе, они научились узнавать планеты Солнечной Системы и рассказывать о них, знают их расположение. Дети проявляют широкий интерес к этой теме, задают вопросы как, зачем и почему. Положено начало формированию научного мировоззрения детей через исследовательскую деятельность. В процессе реализации проекта «Удивительный космос» у наших ребят наряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились естественнонаучные представления о космосе, широко проявились инициативность и творчество. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой. В группе создан мини-музей по теме «Космос», оформлены картотеки физминуток, загадок, дидактических и лексических игр по теме «Космос»; варианты продуктивной деятельности по теме проекта для разных возрастных групп. Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом. Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.

Использованная литература

· Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013.

· Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007.

· Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. – СПб., Паритет, 2005. Серия «Грамматика в играх и картинках».

· Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых. - Новосибирск, 2008.

· Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М.: Сфера, 2002.

· Журналы для детей дошкольного возраста и их родителей «Дошколенок» №3 2008, №4, 2010, №4, 2013.

· Левитан Е. П. «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-П.

· Левитан Е.П. Малышам о звездах. - М.,1986.

· Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.- М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009.

· Майорова Г., “Игры и рассказы о космосе”.

· Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008.

· Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// — Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.-205 с.

· Носов Н. Незнайка на луне.- М.: РОСМЭН, 1996.

· Паникова Е.А., Инкина В.В. Беседы о космосе. Методическое пособие. М., 2010.

· Скоролупова О.А. Покорение космоса. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. М, 2009.

· Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011.

· Шорыгина Т.А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М.: Книголюб, 2005.

· Энциклопедия для детей «Моя первая книга о Земле». М., 2000 г.