воспитатель
МАОУ СОШ 29 г. Липецка
В данном проекте представлен методический материал по формированию начальных представлений о нашей планете Земля, о космосе, освоение космоса. Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, организацию исследовательской деятельности с применением технологии критического мышления.
Начиная с первых шагов по земле, человек ощущал свою зависимость от неба. Для него небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Коротко рассказать о космосе нельзя. Увлекаясь каким – либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далёкие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе был выбран метод проекта. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно – ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляются через различные виды деятельности. Содержание даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе. Предполагается, что проект поможет научить добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применять их в различных видах детской деятельности.
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос-это обширная тема для исследовательской деятельности, она вызывает интерес у детей и даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников.
Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдения за объектами и явлениями. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.
Цели и задачи работы:
Цели:
1.Расширить представления детей о Вселенной, как огромном бесконечном доме для звезд и планет.
2. Развивать интерес к космосу и к совместной деятельности.
3. Познакомить детей с планетами Солнечной системы, различать их по величине, характерным особенностям.
4. Развивать внимание, память, воображение, наблюдательность.
5. Воспитывать интерес к планетам, желание узнать больше о планетах.
6. Систематизировать представления о Вселенной, Солнечной системе и её планетах.
Задачи:
- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
- создавать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
- способствовать развитию умения проявлять исследовательское поведение, с удовольствием участвовать в экспериментах, организуемых взрослым;
- способствовать формированию у детей понятий Космос, космическое пространство;
- способствовать ознакомлению с историей освоения космоса;
- развивать поисково-познавательную деятельность детей;
- познакомиться с понятиями «скафандр», «звезда», «комета», «метеорит», «телескоп», «кратер», «космонавт», «МКС», «спутник», «орбита», «карликовая планета»;
- расширить представление о космическом пространстве (об этапах освоения космоса, о первом полете человека в космос, о солнечной системе, планетах и спутниках);
- создать макет солнечной системы;
-собрать материал для оформления мини-музея на тему космоса в группе;
-создать картотеки физминуток, загадок, дидактических и лексических игр по теме «Космос»;
-подобрать варианты продуктивной деятельности по теме проекта для разных возрастных групп;
-совершенствовать коммуникативные функции детей;
-формировать умения проводить целенаправленный анализ явлений;
-сплотить коллектив родителей и педагогов.
Содержание проекта:
1. ОД (проведение тематической недели по теме исследования: чтение художественной литературы, физическая культура, посещение планетария, досуги - развлечения, КВН-викторина)
2. Совместная деятельность (педагогов, детей, родителей): изготовление макетов, рисование, лепка, конструирование, создание мини-музея группы.
3. Самостоятельная деятельность детей: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, настольные и словесные игры.
Планируемый результат:
- сформированность элементарных знаний по теме «Космос»;
- сформированность нравственно – патриотических чувств;
- участие в реализации проекта;
- расширение знаний и проявление интереса детей к Вселенной;
- развитие интереса детей к поисково-познавательной деятельности;
-научить детей добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применять в различных видах детской деятельности;
- изготовление поделок и работ по теме: «Космос»;
- изготовление макета солнечной системы;
- создание космического уголка в группе ДОУ
Вид проекта:
По количеству участников: групповой;
По приоритету метода: исследовательский;
По продолжительности: средней продолжительности.
Участники реализации проекта: воспитатель; воспитанники старшей группы; родители.
Методы исследования:
- одномоментности
(обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
- метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, презентаций, видеофильмов);
- словесный (беседа, использование художественного слова, пояснение);
- практический (самостоятельное выполнение работы, использование различных инструментов для изображения);
- проблемно – мотивационный;
- наблюдение;
- поисково – исследовательская деятельность;
- творческая деятельность.
Виды детской деятельности:
Продуктивная, игровая, трудовая, коммуникативная, поисково-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.
Образовательные области:
«Познание» - обогащать и расширять представления и знания детей о солнечной системе. Уточнить представления о планетах.
«Коммуникация» - совершенствовать речь детей, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, развивать познавательные и интеллектуальные способности, пополнять активный словарь детей.
«Физическая культура» - формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании, развивая интерес к спортивным играм.
«Социализация» - формировать понятие о себе как о жителях планеты Земля, воспитывать бережное отношение ко всему, что есть на нашей планете.
«Художественное творчество» - развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.
«Чтение художественной литературы» - продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, познакомить с произведениями в рамках заявленного проекта.
Этапы проекта:
Организационный этап:
-Изучение методической литературы, интернет ресурсов по теме проекта, подбор необходимых материалов, оборудования для проектной деятельности, составление плана реализации проекта, разработка и изготовление дидактических игр и пособий.
Практический этап:
-Непосредственно-образовательная и исследовательская деятельность с детьми.
-Проведение опытов, наблюдений в природе.
-Организация игр с использованием пособий.
-Чтение научно-художественной литературы, стихов, загадок.
-Продуктивная деятельность.
-Работа с родителями (информирование о проекте, привлечение к работе над ним).
Итоговый этап:
- Занятие-КВН «Заправлены в планшеты космические карты»
-Составление макета «Солнечная система»
-Создание уголка музея космоса в группе ДОУ.
Этапы реализации проекта
Этап
Содержание
работы
Предполагаемые результаты
Работа с родителями
1-й этап
Сбор информации по теме «Космос».
Подбор иллюстративного материала на тему о космосе.
Подготовка консультаций для родителей по теме проекта.
Накопление информации по теме.
Изготовление памяток, папок-передвижек для родителей.
Привлечение родителей к сбору материала для оформления мини-музея про космос.
2й этап
3й этап
Просмотр презентаций на тему:
· «Планеты Солнечной системы»
· «Первый полет»
· «Что такое Космос»
Рассматривание плакатов, книг и фотографий о планетах
Беседы с детьми на темы:
· «Что такое космос и Солнечная система?»
· «Земля наш дом»,
· «Изучаем Вселенную»,
· «Тайны Солнечной системы».
· «Гагарин и первый полет»
Чтение художественной литературы:
· «Малышам о звездах»
· Н. Носов «Незнайка на Луне»
· В. П. Левитан «Звездные сказки»,
· В. П. Левитан «Астрономия для малышей»
· А.Анпилов «Ю.А.Гагарин»
· К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”
· Я. К. Голованов «Дорога на космодром»
· В. Кащенко «Созвездие драконов»
· О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»
· О. А. Скоролупова «Покорение космоса»
Просмотр мультфильмов
· «Тайна третьей планеты»,
· «Как появилась Вселенная»
Слушание музыки
· «Мы в космос улетаем на работу»
· «Я-Земля!».
· «На пыльных тропинках далёких планет...»
· «И на Марсе будут яблони цвести»
· «Этот большой мир» (ремейк песни из фильма "Отроки во Вселенной").
· Александр Зацепин «Тайна третьей планеты»
· Ксения Ларионова «Ключ на старт»
· С.Светикова «Свет любви» (из мультфильма "День рождения Алисы")
· Земляне «Трава у дома».
Заучивание стихов, считалок, загадок о Солнечной Системе, о разных планетах.
Экспериментирование (опыты):
· «Чем ближе, тем быстрее» (о вращении планет вокруг Солнца)
· «Смена дня и ночи» с использованием глобуса
· «День – ночь»
· «Лунные кратеры»
· «Метеориты»
· «Космическая невесомость»
Продуктивная деятельность:
Рисование:
«Звездное небо»,
«Мы-космонавты»
«Планеты солнечной системы».
Лепка:
«Кометы и метеориты»,
«Космонавты и ракеты»
Аппликация:
«Покорители космоса».
Сюжетно-ролевые игры:
· «Путешествие по Солнечной Системе».
· «Старт космического корабля»
· «Большое космическое путешествие».
Физкультминутки
· «Жил был звездочет»,
· «Луноход»
· «Космонавт»
· «Созвездия»
Подвижные игры:
· «Ждут нас быстрые ракеты» (с обручами)
· «Каждую планету на свое место»
· «Невесомость»
· «Стыковка»
· «Маленькие планеты»
· «Соберём космический корабль»
· «Космостарт»
· «Солнце – чемпион»
· «Вокруг планеты»
Словесные игры
· «Что больше?»
· «Что сделала ракета?» (приземлилась и т.п.)
· «Назови правильно»
· «Скажи наоборот»
· «Расскажи маршрут ракеты»
Дидактические игры
· «Звездный путь»
· «Собери пазлы/собери танграм»
· «Подбери одежду для космонавта»
· «Кометы и планеты»
· «Разложи на орбите»
· «Подбери ракету пришельцу»
· «Чего не хватает»
· «Подбери словечко»
· «Собери ракету по схеме» (с блоками Дьенеша)
· «Устрани пробоину»
· «День и ночь-сутки прочь!»
Итоги работы
· Проведение КВН-викторины на тему космоса «Заправлены в планшеты космические карты»
· Оформление выставки ОД «Загадочный космос»
· Оформление знаний по первому полету в космос в лэпбук «Первый полет»
· изготовление картотеки подвижных игр, физминуток, словесных и лексических игр по теме
· создание лэпбука «Первый полет»
· Создание мини-музея в ДОУ
Организованная познавательная,игровая, творческая деятельность детей в группе.
Оформление картотеки загадок, стихов, игр, ОД по теме.
Оформление информационного стенда-выставки для родителей
«Загадочный мир космоса».
Создание поделок по теме проекта.
Наличие методических материалов, игр, альбомов, картинок по теме.
Беседа: «Неизведанное рядом»
Консультации, папки-передвижки для родителей:
«Космос далёкий и
близкий»
«Праздник - День космонавтики»
«Что рассказать ребенку о космосе?»
Привлечение родителей к оформлению мини-музея про космос, созданию лэпбука про первый космический полет
Результаты работы над проектом:
В результате работы по проекту у детей расширились представления о космосе, они научились узнавать планеты Солнечной Системы и рассказывать о них, знают их расположение. Дети проявляют широкий интерес к этой теме, задают вопросы как, зачем и почему. Положено начало формированию научного мировоззрения детей через исследовательскую деятельность. В процессе реализации проекта «Удивительный космос» у наших ребят наряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились естественнонаучные представления о космосе, широко проявились инициативность и творчество. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой. В группе создан мини-музей по теме «Космос», оформлены картотеки физминуток, загадок, дидактических и лексических игр по теме «Космос»; варианты продуктивной деятельности по теме проекта для разных возрастных групп. Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом. Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Использованная литература
· Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013.
· Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007.
· Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. – СПб., Паритет, 2005. Серия «Грамматика в играх и картинках».
· Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых. - Новосибирск, 2008.
· Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М.: Сфера, 2002.
· Журналы для детей дошкольного возраста и их родителей «Дошколенок» №3 2008, №4, 2010, №4, 2013.
· Левитан Е. П. «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-П.
· Левитан Е.П. Малышам о звездах. - М.,1986.
· Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.- М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009.
· Майорова Г., “Игры и рассказы о космосе”.
· Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008.
· Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// — Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.-205 с.
· Носов Н. Незнайка на луне.- М.: РОСМЭН, 1996.
· Паникова Е.А., Инкина В.В. Беседы о космосе. Методическое пособие. М., 2010.
· Скоролупова О.А. Покорение космоса. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. М, 2009.
· Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011.
· Шорыгина Т.А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М.: Книголюб, 2005.
· Энциклопедия для детей «Моя первая книга о Земле». М., 2000 г.