Библиографическое описание:
Котельникова Л.Г. Роль экскурсии в формировании основ естественнонаучной грамотности школьников // Современная начальная школа. 2022. № 3 (34). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/34.pdf.
Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и доказательства.
Для того чтобы понять, что же способствует формированию естественнонаучной грамотности в начальной школе обратимся к рабочей программе по предмету «Окружающий мир».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на правлено на достижение следующих целей:
-формирование целостной картины мира и осознание ме ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ ного многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса явля ются:
1) формирование уважительного отношения к семье, насе лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Т.о., задачами курса являются: - овладеть основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе; - осмыслить причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края; - формировать у школьников фундамент экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни и поведения в экстремальных ситуациях; - формировать личный опыт общения ребенка с природой и людьми.
Перейдем к главному вопросу: «Как формировать естественнонаучную грамотность у младших школьников?».
По мнению профессора Н.Ф.Виноградовой в естественно-научной грамотности младших школьников выделяются четыре составляющие:
1.Готовность осваивать и использовать знания о природе для решения учебных и жизненных задач включает развитие умений: воспроизводить изученную научную информацию, описывать и объяснять природные явления, используя научные факты.
Экскурсия – форма организации обучения. Основной метод, который в ней используется – наблюдение.
Цель экскурсии – научить детей правильно видеть, слышать, осознавать наблюдаемое, устанавливать простейшие связи и зависимости между явлениями, развивать у школьников наблюдательность, внимание, память.
Объекты познания - предметы внешнего мира.
Структура традиционной экскурсии:
- водная беседа;
- коллективное наблюдение;
- индивидуальное самостоятельное наблюдение;
- сбор материала;
- игры детей с собранным материалом;
- заключительная часть, во время которой учитель подводит итог экскурсии и напоминает о необходимости бережного отношения к природе.
Большой интерес представляют исследовательские экскурсии. В программе начального общего обучения образования по окружающему миру записано, что учащиеся к окончанию начальной школы должны понимать связи живой и неживой природы, называть явления природы, особенности времен года. Кроме того, они должны уметь наблюдать природу, сравнивать свойства наблюдаемых объектов; узнавать в природе основные формы поверхности, водоемы, полезные ископаемые, узнавать и сравнивать растения, грибы, животных ближайшего окружения, природные сообщества родного края».
Пример: использование полученных во время экскурсии в парк сведений о признаках наблюдаемого времени года, будут использованы в последующей деятельности детей. Возможно планирование решении речевой логической задачи «Таинственные знаки (следы животных) », «Книга зимы» (по В.Бианки)
Задание: Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь гладкие чистые страницы какой-то огромной книги. Днём идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром идёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, точек, запятых.
-Кто оставил эти таинственные знаки? Можно ли увидеть в зимнем лесу вот эти следы животных?
-Работа «От какого дерева плод»
-Работа по теме «Животные водоемов».
Задание на группы. В ходе работы, знакомясь с научно-популярным текстом, заполняют таблицы и по описанию изображают животное. Во время презентации заполняются все таблицы, т.о. получают представление о животном мире водоема.
2.Осознание ценности и значения научных знаний о природе включает осведомлённость о том, что знание законов природы положительно влияет на развитие общества, подразумевается самостоятельное приобретение знаний, используя различные источники информации.
Пример:
Создание групповых проектов «Наша Красная книга»,
«Лекарственные растения».
Групповая работа «Витамины».
3.Овладение методами познания природных явлений умение проводить несложные наблюдения, опыты, мини-исследования, измерения, анализ полученных результатов установление на их основе причинно-следственных, временных и последовательных связей.
Пример:
Наблюдения за погодой, проверка действенности народных примет.
Опыты «Условия жизни растений», «Тела легче и тяжелее воды»,
Проведение эксперимента «Почему закрываются шишки?»
Цель: поставить учебную задачу на открытие экспериментирования как нового способа получения ответов на вопросы.
Очень важно научить самостоятельно определять условия проведения и содержание опыта.
Например, девочка наблюдала за развитием растения. Два одинаковых растения она начала поливать по-разному. Одно каждый день, другое – один раз в две недели. Что хотела проверить девочка?
Другое задание по фотографии определить:
- условия проведения опыта,
- факторы развития растений,
4.Способность к рефлексивным действиям: оценка фактов негативного отношения человека к природе, участие в деятельности по её охране и защите.
Пример:
Тема «Цепи питания». Рассматривая цепь питания, характерную для нашей местности, предположить, что произойдет, если исчезнет одно из звеньев цепи.
Рассмотрение ситуаций: возьмем ли из леса зайчонка? Соберём ли букет лилии саранки или льна северного?
Экологическая акция «Чистый двор».
Знакомство с продуктами нефтепереработки при работе с бросовыми материалами.
Уроки «Окружающего мира», безусловно, не единственное место формирования естественнонаучной функциональной грамотности, необходимо таким образом планировать изучение текстов по литературному чтению, русскому языку, чтобы эта работа носила практический характер. Включать в работу по технологии проведение опытов и экспериментов, позволяющих представить единую картину мира (сравнения свойств глины и пластилина,
Особые трудности для проведения экскурсий создает обстановка современного города: транспортные заторы, повышенный риск ДТП, инфекционные заболевания, удалённость – все это вынуждает принимать серьезные меры предосторожности, чем еще больше осложняет проведение экскурсий.
По всем перечисленным причинам становится актуальной такая форма занятий как виртуальная экскурсия, свободная от многих недостатков своей реальной предшественницы. В современной школе технические возможности для виртуальных экскурсий расширяются. «Информатизация образовательного процесса способствует в настоящее время тому, что общеобразовательные школы оснащаются современным компьютерным оборудованием»
Техника прочно вошла в наш быт. Сейчас практически у каждого ученика есть телефон с видеокамерой, фотоаппарат, планшет и т.д. На уроках я использую 70 видео экскурсии, чтобы рассказать учащимся о музеях, заповедниках, заказниках; 41 лучший виртуальный музей мира, который необходимо посетить и др.
Подготовка экскурсии осуществляется по следующему плану:
1. Формулируются проблемы;
2. Определяется цель экскурсии;
3. Выбирается объект изучения;
4. Поиск Интернет-ресурсов об изучаемом объекте;
5. Создание практической работы по ознакомлению или закреплению изучаемого материала;
6. Определение формы отчета или наглядного оформления результатов экскурсии.
Проведение исследовательской виртуальной экскурсии во многом отличается от традиционной экскурсии: техническими возможностями, не требуется соблюдение техники безопасности, доступны для наблюдения практически любые объекты, возможно ведение записей в приемлемом для детей темпе и удобной посадке. Однажды созданной виртуальной экскурсией можно воспользоваться неоднократно, причем не только на уроках окружающего мира, но и на других уроках и во внеурочной деятельности. Так виртуальные возможности дают преимущества многократного воспроизведения материала. Возможность возвращения к объекту дает преимущества при выполнении различных заданий. Возможность детального изучения представляет объект в увеличенном, развернутом виде. Это важно при рассматривании объектов мелких подвижных. Например, при изучении животных. И наконец, проведение виртуальной экскурсии не зависит от погодных условий.
Мы учимся смотреть на окружающий мир через объектив фотоаппарата и видеокамеры, что позволяет расширить свой кругозор, заинтересоваться вопросами гармонии окружающего пространства, истории своего края. Сидя за партами, ученики с помощью фотографий и презентаций совершают путешествие в зоопарк, отправляются всем классом по дорогам родного города, страны или по всей планете.
Обязательно в конце традиционной или виртуальной экскурсии надо подвести итоги. Делать это можно с помощью методов обсуждения добытого материала и составления отчёта с обязательной фиксацией выводов о проделанной работе.
Итоги экскурсии можно провести различными способами:
- Обобщающая беседа;
- Выставка рисунков;
- Конкурс письменных отзывов;
- Тестирование;
- Мини-сочинение; в 4 классе это может быть создание презентации Power Point
Хотелось бы отметить, что возможность создания и проведения виртуальных экскурсий никак не должно и не может заменить традиционные экскурсии с выходом младших школьников в природу к реальным объектам. Такие экскурсии связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует улучшению здоровья и хорошему настроению. Традиционные экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают наблюдательность, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях, самостоятельность. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой. Таким образом, экскурсии имеют немаловажное значение для формирования основ естественнонаучной грамотности младших школьников.
Библиографический список
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - 2014 г. https://www.google.ru/search?q=Федеральный+государственный+образовательный+стандарт
2. Давыдова, В.Н. Сезонные экскурсии как средство формирования УУД младшего школьника. в сборнике: Естественнонаучное образование детей: проблемы, поиски, решения./ Давыдова В.Н., Нехлюдова М.В. // Материалы круглого стола преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. Составитель и ответственный редактор: М.С. Смирнова. https://www.google.ru/search?+Кропочева+Т.Б.+«Исследовательские+экс-курсии+в+начальной+школ
3.Круглянина Т.Я., учитель начальных классов МАОУ гимназии №4 г. Канска. Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников.
https://www.google.ru/search=Круглянина+Т.Я.%2C+учитель+начальных+классов
4.Соколова А.М. Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира https://www.google.ru/search
5. Бурова Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе. - М., 2006. https://www.google.ru/searchq=Бурова+Л.И.+Формирование +у+младших+школьников+первоначальной+системы
6.Кропочева Т.Б. «Исследовательские экскурсии в начальной школе». // Начальная школа. – 2007. - №11. https://www.google.ru/searchq=Кропочева+Т.Б.+«Исследовател ьские+экскурсии+в+начальной+школе»
7.Вачкова, С.Н. Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном пространстве вуза. / Вачкова С.Н. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. № 4. С. 27-36.
https://www.google.ru/searchq=Вачкова%2C+С.Н.+Использование+цифровых+образовательных+ресурсов+в+образовательно
8. Степанова Яна Ибрагимовна учитель начальных классов, МБОУ СОШ №26 имени П. С. Горлова, Белореченский район, станица Пшехская -2020 г. мира https://www. google.ru/searchСтепанова+Яна+Ибрагимовна+учитель+начальных+классов
Котельникова Л.Г. Роль экскурсии в формировании основ естественнонаучной грамотности школьников // Современная начальная школа. 2022. № 3 (34). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/34.pdf.
Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и доказательства.
Для того чтобы понять, что же способствует формированию естественнонаучной грамотности в начальной школе обратимся к рабочей программе по предмету «Окружающий мир».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на правлено на достижение следующих целей:
-формирование целостной картины мира и осознание ме ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ ного многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса явля ются:
1) формирование уважительного отношения к семье, насе лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Т.о., задачами курса являются: - овладеть основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе; - осмыслить причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края; - формировать у школьников фундамент экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни и поведения в экстремальных ситуациях; - формировать личный опыт общения ребенка с природой и людьми.
Перейдем к главному вопросу: «Как формировать естественнонаучную грамотность у младших школьников?».
По мнению профессора Н.Ф.Виноградовой в естественно-научной грамотности младших школьников выделяются четыре составляющие:
1.Готовность осваивать и использовать знания о природе для решения учебных и жизненных задач включает развитие умений: воспроизводить изученную научную информацию, описывать и объяснять природные явления, используя научные факты.
Экскурсия – форма организации обучения. Основной метод, который в ней используется – наблюдение.
Цель экскурсии – научить детей правильно видеть, слышать, осознавать наблюдаемое, устанавливать простейшие связи и зависимости между явлениями, развивать у школьников наблюдательность, внимание, память.
Объекты познания - предметы внешнего мира.
Структура традиционной экскурсии:
- водная беседа;
- коллективное наблюдение;
- индивидуальное самостоятельное наблюдение;
- сбор материала;
- игры детей с собранным материалом;
- заключительная часть, во время которой учитель подводит итог экскурсии и напоминает о необходимости бережного отношения к природе.
Большой интерес представляют исследовательские экскурсии. В программе начального общего обучения образования по окружающему миру записано, что учащиеся к окончанию начальной школы должны понимать связи живой и неживой природы, называть явления природы, особенности времен года. Кроме того, они должны уметь наблюдать природу, сравнивать свойства наблюдаемых объектов; узнавать в природе основные формы поверхности, водоемы, полезные ископаемые, узнавать и сравнивать растения, грибы, животных ближайшего окружения, природные сообщества родного края».
Пример: использование полученных во время экскурсии в парк сведений о признаках наблюдаемого времени года, будут использованы в последующей деятельности детей. Возможно планирование решении речевой логической задачи «Таинственные знаки (следы животных) », «Книга зимы» (по В.Бианки)
Задание: Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь гладкие чистые страницы какой-то огромной книги. Днём идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром идёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, точек, запятых.
-Кто оставил эти таинственные знаки? Можно ли увидеть в зимнем лесу вот эти следы животных?
-Работа «От какого дерева плод»
-Работа по теме «Животные водоемов».
Задание на группы. В ходе работы, знакомясь с научно-популярным текстом, заполняют таблицы и по описанию изображают животное. Во время презентации заполняются все таблицы, т.о. получают представление о животном мире водоема.
2.Осознание ценности и значения научных знаний о природе включает осведомлённость о том, что знание законов природы положительно влияет на развитие общества, подразумевается самостоятельное приобретение знаний, используя различные источники информации.
Пример:
Создание групповых проектов «Наша Красная книга»,
«Лекарственные растения».
Групповая работа «Витамины».
3.Овладение методами познания природных явлений умение проводить несложные наблюдения, опыты, мини-исследования, измерения, анализ полученных результатов установление на их основе причинно-следственных, временных и последовательных связей.
Пример:
Наблюдения за погодой, проверка действенности народных примет.
Опыты «Условия жизни растений», «Тела легче и тяжелее воды»,
Проведение эксперимента «Почему закрываются шишки?»
Цель: поставить учебную задачу на открытие экспериментирования как нового способа получения ответов на вопросы.
Очень важно научить самостоятельно определять условия проведения и содержание опыта.
Например, девочка наблюдала за развитием растения. Два одинаковых растения она начала поливать по-разному. Одно каждый день, другое – один раз в две недели. Что хотела проверить девочка?
Другое задание по фотографии определить:
- условия проведения опыта,
- факторы развития растений,
4.Способность к рефлексивным действиям: оценка фактов негативного отношения человека к природе, участие в деятельности по её охране и защите.
Пример:
Тема «Цепи питания». Рассматривая цепь питания, характерную для нашей местности, предположить, что произойдет, если исчезнет одно из звеньев цепи.
Рассмотрение ситуаций: возьмем ли из леса зайчонка? Соберём ли букет лилии саранки или льна северного?
Экологическая акция «Чистый двор».
Знакомство с продуктами нефтепереработки при работе с бросовыми материалами.
Уроки «Окружающего мира», безусловно, не единственное место формирования естественнонаучной функциональной грамотности, необходимо таким образом планировать изучение текстов по литературному чтению, русскому языку, чтобы эта работа носила практический характер. Включать в работу по технологии проведение опытов и экспериментов, позволяющих представить единую картину мира (сравнения свойств глины и пластилина,
Особые трудности для проведения экскурсий создает обстановка современного города: транспортные заторы, повышенный риск ДТП, инфекционные заболевания, удалённость – все это вынуждает принимать серьезные меры предосторожности, чем еще больше осложняет проведение экскурсий.
По всем перечисленным причинам становится актуальной такая форма занятий как виртуальная экскурсия, свободная от многих недостатков своей реальной предшественницы. В современной школе технические возможности для виртуальных экскурсий расширяются. «Информатизация образовательного процесса способствует в настоящее время тому, что общеобразовательные школы оснащаются современным компьютерным оборудованием»
Техника прочно вошла в наш быт. Сейчас практически у каждого ученика есть телефон с видеокамерой, фотоаппарат, планшет и т.д. На уроках я использую 70 видео экскурсии, чтобы рассказать учащимся о музеях, заповедниках, заказниках; 41 лучший виртуальный музей мира, который необходимо посетить и др.
Подготовка экскурсии осуществляется по следующему плану:
1. Формулируются проблемы;
2. Определяется цель экскурсии;
3. Выбирается объект изучения;
4. Поиск Интернет-ресурсов об изучаемом объекте;
5. Создание практической работы по ознакомлению или закреплению изучаемого материала;
6. Определение формы отчета или наглядного оформления результатов экскурсии.
Проведение исследовательской виртуальной экскурсии во многом отличается от традиционной экскурсии: техническими возможностями, не требуется соблюдение техники безопасности, доступны для наблюдения практически любые объекты, возможно ведение записей в приемлемом для детей темпе и удобной посадке. Однажды созданной виртуальной экскурсией можно воспользоваться неоднократно, причем не только на уроках окружающего мира, но и на других уроках и во внеурочной деятельности. Так виртуальные возможности дают преимущества многократного воспроизведения материала. Возможность возвращения к объекту дает преимущества при выполнении различных заданий. Возможность детального изучения представляет объект в увеличенном, развернутом виде. Это важно при рассматривании объектов мелких подвижных. Например, при изучении животных. И наконец, проведение виртуальной экскурсии не зависит от погодных условий.
Мы учимся смотреть на окружающий мир через объектив фотоаппарата и видеокамеры, что позволяет расширить свой кругозор, заинтересоваться вопросами гармонии окружающего пространства, истории своего края. Сидя за партами, ученики с помощью фотографий и презентаций совершают путешествие в зоопарк, отправляются всем классом по дорогам родного города, страны или по всей планете.
Обязательно в конце традиционной или виртуальной экскурсии надо подвести итоги. Делать это можно с помощью методов обсуждения добытого материала и составления отчёта с обязательной фиксацией выводов о проделанной работе.
Итоги экскурсии можно провести различными способами:
- Обобщающая беседа;
- Выставка рисунков;
- Конкурс письменных отзывов;
- Тестирование;
- Мини-сочинение; в 4 классе это может быть создание презентации Power Point
Хотелось бы отметить, что возможность создания и проведения виртуальных экскурсий никак не должно и не может заменить традиционные экскурсии с выходом младших школьников в природу к реальным объектам. Такие экскурсии связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует улучшению здоровья и хорошему настроению. Традиционные экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают наблюдательность, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях, самостоятельность. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой. Таким образом, экскурсии имеют немаловажное значение для формирования основ естественнонаучной грамотности младших школьников.
Библиографический список
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - 2014 г. https://www.google.ru/search?q=Федеральный+государственный+образовательный+стандарт
2. Давыдова, В.Н. Сезонные экскурсии как средство формирования УУД младшего школьника. в сборнике: Естественнонаучное образование детей: проблемы, поиски, решения./ Давыдова В.Н., Нехлюдова М.В. // Материалы круглого стола преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. Составитель и ответственный редактор: М.С. Смирнова. https://www.google.ru/search?+Кропочева+Т.Б.+«Исследовательские+экс-курсии+в+начальной+школ
3.Круглянина Т.Я., учитель начальных классов МАОУ гимназии №4 г. Канска. Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников.
https://www.google.ru/search=Круглянина+Т.Я.%2C+учитель+начальных+классов
4.Соколова А.М. Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира https://www.google.ru/search
5. Бурова Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе. - М., 2006. https://www.google.ru/searchq=Бурова+Л.И.+Формирование +у+младших+школьников+первоначальной+системы
6.Кропочева Т.Б. «Исследовательские экскурсии в начальной школе». // Начальная школа. – 2007. - №11. https://www.google.ru/searchq=Кропочева+Т.Б.+«Исследовател ьские+экскурсии+в+начальной+школе»
7.Вачкова, С.Н. Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном пространстве вуза. / Вачкова С.Н. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. № 4. С. 27-36.
https://www.google.ru/searchq=Вачкова%2C+С.Н.+Использование+цифровых+образовательных+ресурсов+в+образовательно
8. Степанова Яна Ибрагимовна учитель начальных классов, МБОУ СОШ №26 имени П. С. Горлова, Белореченский район, станица Пшехская -2020 г. мира https://www. google.ru/searchСтепанова+Яна+Ибрагимовна+учитель+начальных+классов