Высшая школа делового администрирования
Конференции
Июнь 2023

СОЛЕНОЕ ТЕСТО КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Вышемирская Екатерина Владимировна
педагог-психолог
Мясникова Анна Евгеньевна
педагог-психолог
МБДОУ "Детский сад № 17", г. Северск

Тестопластика - лепка декоративных изделий из соленого теста, состоящего из натуральных компонентов.

Тесто подходящий и безопасный материал для детей, его пластичность позволяет вносить многочисленный изменения в работу и, соответственно, как бы поправлять эмоциональное самочувствие.

Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем.

Преимущества соленого теста перед другими пластическими материалами:

· Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

· Легко отмывается и не оставляет следов;

· Безопасно при попадании в рот;

· Можно сушить в духовке, а можно на воздухе;

· Краска пристает любая, а возможности для росписи практически неограниченные;

· Поверх краски хорошо еще покрыть лаком – сохранится на века;

· С готовым изделием можно играть без боязни, что оно деформируется.

Для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна тестопластика - лепка из соленого теста, т.к. она способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук, что играет положительную роль в развитии речи.

Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых способов действий, дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления. Никаких скучных заданий, никаких тренировок, которые обязательно необходимо выполнять.

Напротив!

Игра, фокус, чудо.

Именно такое впечатление производит на детей лепка из соленого теста - тестоплатика.

Работа с соленым тестом полезна детям со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу и этим ребенок подправляет свое эмоциональное самочувствие. Необщительный и замкнутый ребенок может реализовать себя, проявив фантазию, смекалку, изобретательность.

Техника работы с соленым тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий.

«Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста»

1. Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу.

2. Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо.

3. Устройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенном комке теста - или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю.

4. Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному.

5. Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальцев или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия.

6. Оказывайте ребёнку всяческую поддержку и чаще хвалите его за усердие.

7. Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы.

8. На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами.

9. Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое!

10. Научите детей убирать за собой после того, как работа закончена.

11. Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или игр, дарите и показывайте близким и друзьям.

12. Вероятнее всего, вы убедитесь в том, что тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие.

Инструменты и материалы.

Ø Маленькие скалочки.

Ø Противень

Ø Баночка с водой

Ø Кисточка для смачивания теста

Ø Ситечко

Ø Чесноковыжималка

Ø Формочки для вырезания теста

Ø Фольга

Ø Небольшой ножичек и стеки

Ø Крышки от бутылок и сами бутылочки

Ø Ручки, карандаши

Ø Подкладные доски

Ø Мелкие игрушки из шоколадных яиц

Ø совмещать тесто с другим материалом (горохом, фасолью, веточками, вермишелью, соломкой.).

Все это понадобится вам в процессе работы. Всегда под рукой должны быть также чашечка с мукой и доска для раскатывания теста и, наконец, небольшая кастрюлька с водой и полотенце, ведь в процессе работы очень часто приходится мыть руки и очищать от налипшего теста инструменты.

Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи различных штампиков (можно использовать все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался рельефным).

Рецепты соленого теста:

Рецепт теста №1. 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала. Смешать все компоненты. Вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной, если тесто получается жидковатым, то можно вымеши вать его дальше, добавляя понемногу муки до тех пор, пока оно не станет упругим.

Рецепт теста № 2: 300 г муки, 1 ст. ложка растительного масла, 200 г воды. Постепенно добавляя воду и масло в муку, замесить тесто. Готовое тесто хорошо вымесить.

Рецепт теста № 3: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды, подкрашенной пищевым красителем (половина пакетика на порцию теста), 2 ст. ложки растительного масла. Смешать муку с солью и, постепенно добавляя воду и масло в полученную смесь, замесить тесто. Готовое тесто хорошо вымесить.

Во время работы тесто следует хранить в закрытой посуде или в полиэтиленовом пакете.

Хранение

Замешанное тесто нужно положить на пару часов в холодильник (лучше на ночь). Хранить соленое тесто удобнее всего в холодильнике в полиэтиленовом пакете или в пластмассовом контейнере с крышкой.

Цветное тесто лучше хранить в отдельных контейнерах по цветам.

При длительном хранении тесто отсыревает, спасти его можно дополнительным вымешиванием в смеси мука-соль. Для этих целей рекомендуется в отдельной баночке хранить эту смесь, предварительно пропорционально ее смешав (не забываем считать пропорции по весу, а не по объему). Тесто не должно липнуть к рукам, если оно липнет, добавляйте мукосольную смесь.

При работе с тестом доставать его из контейнера лучше маленькими порциями. На воздухе тесто заветривается и покрывается коркой.

Краски из сока.

Получившееся нечто можно раскрасить. Роль краски отлично выполнит сок (свекольный, морковный или любой другой). Такой "краситель" не уступает настоящим краскам, но, если вдруг попадет в рот - ничего страшного не случится. Не забудьте приготовить "спецодежду" (что-нибудь свободного фасона, что не жалко испачкать) и "рабочее место" (поставьте все необходимое для рисования на большой поднос с загнутыми вверх краями или постелите клеенку). "Краску" лучше налить в розетку - в нее легче попасть кисточкой и меньше вероятность, что она перевернется. Можно использовать пищевые красители, которые продаются в виде порошка.

Способы сушки.

Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.

Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).

Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.

Способы лепки:

Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.

Отщипывание — отделение от большого куска теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

«Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

Большой кусок придавливают ладонями (под давлением веса тела) к плоской поверхности.

Скатывание (1-й способ) — формирование шариков из небольших кусочков теста путем их катания круговыми движениями между большим и указательным (или средним) пальцами руки.

Скатывание (2-й способ) — формирование больших шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Надавливание — нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения лепешки из теста в определенном месте на плоской основе поделки.

Размазывание — надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения линии из теста на плоской основе поделки.

Вдавливание — расположение предметов на основе из пластичного материала и прикрепление их путем нажатия.

Раскатывание — формирование из куска пластилина «колбасок» (фигур цилиндрической формы разного размера) путем раскатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Разрезание — деление куска пластилина при помощи стеки на кусочки меньшего размера.

Соединение деталей — прикладывание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу (необходимо регулировать силу, чтобы детали не деформировались).

Заострение — оттягивание пальцами края шарика или дополнительное раскатывание одного из краев колбаски одним или двумя-тремя пальцами до получения острого конца.

Вдавливание палочки — вставка палочки в деталь из пластилина по направлению к центру и надавливание на нее. Чтобы не проткнуть деталь, следует регулировать силу давления.

Нанизывание — поочередное надевание пластилиновых деталей на палочку или проволоку с целью соединения деталей поделки.

Картотека игр с тестом для детей раннего и младшего дошкольного возраста

Шлепаем ладошками

Выложите теплое тесто на разделочную доску или поднос - цвета теста и подноса не должны сливаться (лучше, если это бу дут контрастные цвета, например: поднос синий, а тесто розовое). Разомните тесто, пошлепайте по нему рукой. Попросите ма лыша сделать то же, аккуратно, взяв за ло коток, подведите его ручку к тесту. Сопро вождайте свои и его действия стихами.

Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп,

Ты, ладошечка!

Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп,

Моя крошечка!

Если вы заметили, что интерес к игре ослабел, уберите тесто.

Внимание! В следующих играх предпо лагается использование некрупных предме тов. Если предмет не входит в контейнер от фотопленки, значит, он безопасного размера - смело давайте его ребенку. Более мелкие предметы пригодятся позже, когда ребенок подрастет.

Игра с теплым тестом

Возьмите пластмассовый шарик и пока жите его малышу. У него на глазах накрой те шарик носовым платком, а потом спро сите: «Где шарик? Нет шарика! Где спря тался шарик?». Вместе снимите платочек: «Вот шарик! Ты нашел шарик!». Поиграй те так два-три раза.

Затем пусть малыш потрогает тесто, опять покажите шарик, а потом спрячьте его в тесте и спросите: «Где шарик?». (Ша рик и тесто должны быть разного, жела тельно контрастного, цвета.) Ищите ша рик вместе, месите тесто, шлепайте по не му руками, помогите крохе сжимать и раз жимать кулачки.

Достаем предметы из теста

Спрячьте в тесто несколько каштанов, шариков или кубиков, так чтобы края спрятанных предметов были видны. Спро сите: «Что тут спрятали? Давай посмот рим!». Аккуратно, с интересом начните до ставать предметы, освобождая их из теста. Называйте тот предмет, который достали вы, а потом тот, который нашел малыш. Можно спрятать однородные предметы: только каштаны или только шарики. Пусть ребенок достает предметы, а вы го ворите: «Один каштан, еще один каштан». Покажите, как складывать их в банку или на блюдце. Когда все каштаны будут най дены, скажите: «Много каштанов».

Ручка спряталась

Накройте свою руку платком и спроси те: «Где моя рука?». Когда малыш сдернет платок, скажите: «Вот она, моя рука!». Так же поиграйте с его рукой. А теперь дайте ему потрогать теплое и приятное на ощупь тесто. Раскатайте его, так чтобы на одну половину поместилась рука ребенка, а дру гой половиной вы смогли ее прикрыть. Скажите: «Спряталась твоя ручка. Где она? Где твои пальчики? Где твоя ладошка?». Возможно, он начнет размахивать рукой, чтобы стряхнуть тесто. Подскажите ему: «Помоги другой рукой. Освободи спрятан ную ручку». Помогите, сами снимите тес то. Поднимите вверх чистую ручку малы ша: «Вот она, рука, которая пряталась!». Очень важно, чтобы во время игры вы бы ли серьезны, когда будете заинтересованно спрашивать: «Где ручка?». Искренне ра дуйтесь, когда ребенок - пусть и с вашей помощью - освободит руку от теста.

Оторвем кусочек теста

Сделайте из половины-четверти всего теста валик (колбаску). Держите валик, а малыш пусть отрывает от него кусочки и складывает их в определенное место (на пример, на тарелку). Скажите: «У меня был большой кусок теста, а ты (имя ребенка) от рываешь маленькие кусочки». Соберите и скатайте все куски в один и скажите: «Мы собрали все маленькие кусочки. Помяли, помяли их - получился большой кусок».

Где глазки?

Перед началом игры спросите: «Где у те бя глазки? Покажи носик, ротик. Моло дец! А где у мамы глазки, ротик?». Пусть малыш потрогает тесто, пошлепает руками по нему, помнет его. Скатайте колобок: «Вот Колобок. Помнишь сказку про не го?». Указательным пальцем сделайте в те сте углубления: «Это глазки. Где у Колоб ка глазки? Покажи!». Сделайте еще две ямочки - носик и ротик. Еще раз скатайте шарик-колобок, предложите малышу сде лать ему глазки, носик и ротик.

Угостим собачку сосиской

Посадите игрушечную собачку и скажи те: «Давай угостим собачку сосиской». Возьмите небольшой кусочек розового те ста (шестую-восьмую его часть) и на сто ле рукой раскатайте его в валик. «Вот со сиска для собачки. Сделай сам такую же». Помоги те ребенку повторить ваши действия. Раска тывайте сосиску на столе сначала од ной, потом дву мя руками. Бо лее сложное движение, ко торое по мере взросления ос воит ребенок, раскатыва ние валика меж ду ладошками. Положите сосиску перед игрушкой: «Ешь, собака, сосиску». Пусть песик поблагодарит малыша за угощение. Слепите огурчик из зеленого, а морковку (один конец валика будет заострен) из оранжевого теста.