Библиографическое описание:
Мозгунова С.А. Обзор нетрадиционных форм уроков // Современная начальная школа. 2021. № 18. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/18.pdf.
Современное школьное образование находится в постоянном поиске эффективных путей обучения. Всё чаще в школьную практику внедряются инновации, которые ставят перед педагогами задачи пересмотра целей образования, разработок новых образовательных технологий, оценки достижений, принципов сотрудничества. С чего же начать их решение? Думаю, с самого сложного – изменения своего отношения к школе, с понимания того, что нынешние дети требуют иных, чем раньше условий. Они – люди будущего, поэтому всё равно будут сопротивляться старым методам образования. Несмотря на то, что образование уже очень давно говорит об инновациях, большинство из нас продолжает испытывать затруднения в выборе эффективных способов ведения урока.
Одним из способов обогатить условия обучения, является применение разнообразных форм проведения занятий (форма — это формат, в котором построен весь урок)
Анализ педагогической литературы и интернет источников позволил мне выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислю наиболее распространенные формы нестандартных уроков:
1. Уроки «погружения» Урок-погружение – это один из видов организации образовательного процесса, который предложил педагог М.П. Щетинин в одном из своих научных трудов – книге «Объять необъятное». Особенностью такого урока является то, что на нем дается намного больше информации, чем на обычном уроке, и при этом не продлевается время. Более подробное описание великолепно представлено на сайте с электронным адресом https://aujc.ru/urok-pogruzhenie/
2. Уроки «деловые игры» В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы, и имитируется его реализация на практике. https://aujc.ru/urok-delovaya-igra/
3. Уроки «пресс-конференции» Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение делать дело в коллективе, товарищескую взаимопомощь.
http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/R_1_6.html
4. Уроки «соревнования» Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем. https://aujc.ru/urok-sorevnovanie/
5. Уроки «КВН» Эти уроки тоже относятся к урокам-соревнованиям, но выделены отдельно из-за того, что похожи на широко известную и любимую зрителями телевизионную передачу. Его особенность: наряду с серьезными заданиями, командам предлагают и юмористические.. https://aujc.ru/urok-kvn/ или http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
6. Уроки «театрализованные» Их особенность в том, что педагог организует театр на уроке и предметный материал подается в форме спектакля, инсценировки. Уроки этого вида трансформированы из аналогичных внеклассных занятий. Они привлекательны своей праздничностью, ощущением театра, возможностью проявить творчество, массовым участием детей. Понятно, что такие уроки не для каждого дня. Их подготовка требует много времени и является событием для класса. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/R_1_12.html
7. Уроки «построенные на инициативе учащихся» Уроки этого типа ориентируют учителей на широкое развитие инициативы, активности и творчества учащихся; кроме того, они реализуют идею ученического самоуправления. Их проводят и тогда, когда рассматривают новый вопрос, и тогда, когда знания закрепляют, и на стадии контроля усвоения. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
8. Уроки «общественные смотры знаний» Уроки этого типа - отражение наблюдаемого в нашем обществе стремления к открытости, гласности, сопереживанию, сотворчеству. Они, как следует из их названия, своеобразная проверка знаний школьников по пройденным разделу или теме, особенность которой состоит в том, что проверка организуется с целью показать общественности - ученической организации, родителям, шефам, классным руководителям, учителям других предметов и учителям физики других школ, совету школы, - чего достигли школьники, как они овладели знаниями и умениями, предусмотренными программой, и насколько этот интеллектуальный и практический багаж связан с жизнью. (Разумеется, необязательно приглашать на смотр представителей всей названной общественности - можно ограничиться ее частью). Для смотра подбирают интересный материал и формы работы При этом очень важна выдумка в выборе иллюстраций к занятию, например использование специальных стенгазет, карточек, диаграмм, фотоэкспозиций. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
9. Уроки «взаимообучения учащихся» Характерная особенность данных уроков − групповая работа над материалом, усвоение его тут же, на уроке, без домашнего задания, взаимопомощь и взаимоответственность ребят. В классе формируются "экипажи" из 4-х человек: командира, наиболее подготовленного ученика, штурмана, двух пилотов. Перед «экипажами» ставится цель: например, освоить новый материал. Учитель подробно объясняет его со всеми необходимыми демонстрациями, потом − более сжато по опорному конспекту и еще раз − на основе конспекта, но в ускоренном темпе. После этого «экипажи» начинают действовать: сначала командир повторяет материал /задание/ всем своим подчиненным, затем он принимает зачет у штурмана; командир и штурман опрашивают пилотов и, если те готовы, усвоили материал, ставят им зачет и оценку. «Экипаж» готов к защите знаний.
10. Уроки «комплексного творчества» На таком занятии учащиеся выполняют 2-3 разных по характеру творческих дела. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
11. Уроки «аукционы» Они заключаются в публичной «продаже с молотка» простых предметов обихода. Продажу осуществляют за ответы (а не за деньги), и «купившим» вещь считается тот, кто последним даст ответ. Предметы для продажи подбирают так, чтобы для них можно было предложить «цепочку» ответов; тогда последний будет самым трудным и поэтому самым дорогим. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
12. Уроки «которые ведут учащиеся» Педагог назначает или ученики выбирают «дежурного учителя», который должен составить вопросы для обсуждения. На следующем уроке класс делится на «учеников» и «учителей». На первом этапе, 5–6 мин., «учителя» тихо опрашивают своих «учеников», каждый одного, и выставляет ему в тетрадь оценку: если нужно, он помогает уяснить то, что непонятно. На втором этапе, тоже 5–6 мин, все воспроизводят в своих тетрадях конспект прослушанной лекции − объяснение. На третьем, самом продолжительном, этапе «дежурный учитель» устно опрашивает класс; по ходу этого устного опроса – беседы ученики-лаборанты могут показывать опыты. После выставления оценок высказывают свое мнение о работе «дежурного учителя».
13. Уроки «зачеты» Одной из форм организации контроля знаний, умений и навыков учащихся является урок-зачет. Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения.
14. Уроки «групповые зачёты» Эта форма очень удобна и эффективна при подготовке к экзаменам. При ее использовании каждый учащийся получает возможность, во-первых, устно проговорить весь заданный материал (учителя знают, как это важно: то и дело мы сталкиваемся с ситуацией, когда отвечающий "все знает, но сказать ничего не может"), во-вторых, к концу зачета независимо от домашней подготовки (или ее отсутствия) усвоить данную тему.
15. Уроки «сомнения» Учитель ставит какую-то истину под сомнение. Ученики доказывают (опровергают) истинность этого мнения.
16. Уроки «творческие отчеты» Такие уроки проводятся с целью повторения и обобщения материала, систематизации знаний. На них учащиеся показывают и защищают перед специальной комиссией (из родителей, членов школьного научного общества, учащихся параллельных классов), гостями и одноклассниками свои творческие работы. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
17. Уроки «аквариумы» Ученики рассаживаются вокруг учащихся, находящихся в центре помещения и ведущих научный (предметный) спор. Во время дискуссии «окружение» записывает все интересное, не имеет права говорить что-либо вслух, зато можно невербальным способом реагировать на происходящее. По окончании спора весь класс принимает участие в обсуждении поведения участников, содержания спора, приемов доказательств, художественной форме: под музыку, инсценировка, чтение в лицах и т.д. После показа все ученики принимают участие в обсуждении того, как происходила подготовка, что было нового, важного, интересного.
18. Уроки «конкурсы» Уроки данного типа — это тоже прием введения в учебные занятия элементов игры. Они основаны, как правило, на групповой деятельности учащихся, вследствие чего ценны как средство воспитания коллективизма, чувства личной ответственности перед товарищами по команде и перед общим делом.
19. Уроки «бинарные» Основываются на межпредметных связях, интеграции предметов, предполагают использование сплава из различных педагогических технологий. Ведут его два или несколько специалистов-предметников. Я.А. Каменский сформулировал так называемое золотое правило успешного освоения материала: "Пусть предметы сразу схватываются несколькими чувствами, зарисовываются, чтобы запечатлеваться через зрение и действие руки... всеми средствами нужно воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению". Бинарные уроки являются одной из форм реализации этого "золотого правила".
20. Уроки «путешествия» Урок-путешествие проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока является остановка на пути следования. Инструктором урока может быть учитель или подготовленный ученик. Учащимся предлагается маршрутный лист. Затем дети выбирают транспорт, снаряжение, одежду − все, что необходимо для путешествия. Урок построен в виде практических исследований, работы с изобразительными наглядными пособиями, бесед и докладов об объектах «встречающихся» на остановках во время путешествия. Остановки учитель планирует заранее. https://aujc.ru/urok-puteshestvie/ или http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
21.Уроки «фантазии» Основаны на творческой составляющей. Особенность их заключается в том, что в подобных мероприятиях присутствует не только составление какого-либо явления (сказки, экологической истории, концерта), но и полное его воплощение: костюмированное или оформленное художественно: на бумаге или в качестве представления.
22. Уроки «игры» Это активная форма учебного занятия, в ходе проведения которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, воссоздаются исторические картины событий с их персонажами участниками. Игра со всеми ее атрибутами, переодеваниями, костюмами, фантазированием, актерством. Например: Составив стулья так, чтобы это напоминало космический корабль, дети выбирают первый состав космической команды, затем второй, третий и т.д. Каждый «полет» сопровождается командами, песнями, рассказом об увиденном. Класс превращается в кабинет врача, здесь ставится диагноз, предлагается лечение. Берется азбука, дети выбирают себе буквы и рассказывают о них, сочиняют сценки и стихи, изображают их в пантомиме.
23. Уроки «суды» Учитель делит класс на защитников и обвинителей. Сам учитель является судьей. Затем дается одно для всех высказывание. Защитники показывают истинность этого высказывания, а обвинители доказывают, что это высказывание неправильно. Судья-учитель выносит приговор.
24. Уроки «поиска истины» Учитель ставит перед детьми какие-то жизненные ситуации, в которой сложно определить как нужно поступать. Детям необходимо, используя свои знания, найти правильный выход из этой ситуации.
25. Уроки «лекции» Как правило, это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.
26. Уроки «концерты» учитель и ученики оказываются в одной роли (слушателя, зрителя, исполнителя). Составление программы концерта, подготовка номеров (не только стихов, песен, рассказов, рисунков, но и аудиозаписей, видеокассет, слайдов, фотографий и тому подобное). То есть всего того, чем хотел бы поделиться с другими и ученик, и учитель.
27. Уроки «диалоги» Основу уроков составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждении, решении заданий и т.д. https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/184861/1/83-95.pdf
28. Уроки “следствие ведут знатоки” По форме такое занятие – детективное расследование, содержащее все этапы следствия: разработку версии, проверку её на практике (практическим экспериментом), исследование мотивов преступления, приговор. Уроки этого типа могут применяться как для получения знаний, так и для их повторения и закрепления.
29. Уроки «ролевые игры» Рассматриваемые уроки моделируют самые разнообразные ситуации и предназначены для разных целей: изучения нового материала, его закрепления, расширения и отработки. Они нравятся ученикам тем, что ставят их в условия, когда нужно решать производственные задачи, что похожи на настоящую работу родителей и родственников, дают почувствовать себя взрослыми, принимающими серьезные деловые решения. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina
30. Уроки «конференции» Поскольку конференция - это собрание, совещание представителей определенной профессии, то урок-конференцию нужно рассматривать исходя из данного определения. Такой урок можно организовать как совещание представителей науки, как собрание специалистов-практиков, занимающихся проблемами использования достижений науки в жизни, как совещание представителей определённой науки и философов, разрабатывающих мировоззренческие проблемы, как собрание специалистов разных профилей, решающих общую глобальную проблему, например проблему защиты окружающей среды. В первом случае конференция посвящается научно-исторической теме, во втором - теме «Изучаемый предмет на производстве», в третьем она приобретает философский характер, в четвертом-межпредметный и т.д. Представляется, что выбор именно такой тематики для школьных учебных конференций наиболее разумен.https://aujc.ru/urok-konferenciya/#more-301 или http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
31. Уроки «интегрированные» Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам. Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов https://aujc.ru/integrirovannyj-urok/#more-526
32. Уроки «семинары» Семинар - одна из форм учебных занятий. Непременное требование к нему - активное участие каждого учащегося. На семинарах предполагается более высокая степень конкретизации учебного материала, чем это имеет место на лекции. Они отличаются и тем, что требуют от учеников серьезной самостоятельной работы с дополнительной литературой: чтение нового источника, сравнение материалов, выбор интересных фактов. Особенности имеет и руководство учителя учебной деятельностью учащихся на семинаре: оно сводится к разъяснению цели и плана занятия, выдаче заданий, проведению консультаций. При составлении заданий первостепенное значение приобретает дифференциация. На семинарах обычно делают мировоззренческие выводы; их ценность в том, что они опираются на большое число фактов - тех, о которых говорили на занятии ученики, поэтому выводы убедительны и усваиваются сознательно. На семинарах нетрудно связать изучаемый материал с последними достижениями науки, и это придает интерес. Семинар - коллективная работа класса, опирающаяся на работу индивидуальную, т.е. каждого ученика. https://aujc.ru/urok-seminar/#more-278 или http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
33. Уроки «спектакли» Ученики играют на уроках поиск открытий, встречу героев, роли авторов, гениев, важные события, правила и решения, сочиняют сценарии и музыкально-поэтические постановки.
34. Уроки «экскурсии» Эти уроки, прежде всего, призваны показать учащимся практическое применение знаний, полученных при изучении темы. Ныне все большую популярность у учителей получает активная методика проведения экскурсий, суть которой в том, что учащиеся по ходу экскурсии собирают материал для выполнения определенных заданий. Эта методика приходит на смену пассивной, заключающейся лишь в созерцании. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
35. Уроки «игра «Поле чудес» Целью данного урока является практическое применение знаний обучающихся в новой, нестандартной ситуации в виде игры, для более глубокого и прочного усвоения ранее изученного материала. Сначала с помощью жеребьёвки определяются участники игры. В игре участвуют три тройки игроков. Выполняя задания определяются три полуфиналиста, а затем и финалист. Все участники награждаются.
36. Уроки «турниры» Цель урока – показать учащимся уровень их знаний по какой-либо теме или разделу, тренировать в объективном самооценивании. Подготовка к этому уроку начинается за 2-3 урока до окончания изучения темы. Учитель просит учащихся подготовить 10 (можно больше или меньше) вопросов по изученному материалу. Какие это должны быть вопросы не уточняется. Условие одно – автор вопроса должен знать на него ответ. Каждый вопрос записывается на отдельной карточке. Таким образом, у ученика должно быть 10 карточек, на каждой из которой записан один вопрос. Инструкция выглядит примерно так: «Турнир – это большое состязание, в котором принимают участие несколько человек, но при этом бои идут один на один. Ваша задача – набрать максимальное число побед. Вы начинаете игру с соседом по парте. По очереди вытягиваете друг у друга по одной карточке и отвечаете на вопросы. Если ответ правильный, карточка остается у вас – это трофей. Если ответ неправильный, карточка возвращается хозяину. Когда все карточки закончатся, подсчитываются результаты. У кого карточек на руках больше – тот победил, значит он отвечал лучше и ошибался реже. Потом вы забираете у соперника свои карточки, и можете продолжать игру с другими противниками. Игра продолжается столько раз, сколько хватит времени на уроке».
37. Уроки «викторины» Викторина составляется так, чтобы ученики показали знание и понимание терминов, событий, процессов, способов решения задач, законов, норм, правил, дат, фамилий, географических сведений.
38. Уроки «дуэли» Класс делится на команды, каждая команда тренирует одного участника по изучаемому материалу,причем к выступлению готовят наиболее слабых участников."Дуэлянту" могут помогать "секунданты", как правило, их двое,учитель ставит оценку по результатам "дуэли" всем участникам.
39. Уроки «репортажи» Урок-репортаж – из музея, города, страны, эпохи, из дома поэта, с выставки и так далее. Можно использовать для вводных или “углубляющих”, а так же для обобщающих уроков. Репортаж (от французского – перенесение) может вести учитель, но интереснее вариант, когда учитель играет роль “ведущего в студии”, а репортерами становятся ученики.
40. Уроки «брифинги» Брифинг – это короткое оперативное выступление перед публикой по актуальной теме (domorabotnik.ru), краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу. Цель брифинга удовлетворить информационные потребности аудитории сообщением сведений, фактов от лица, владеющего компетентной информацией.
41. Уроки «дискуссии» В отличие от урока - дебатов и урока-диспута, урок в виде дискуссии предполагает более развернутую деятельность. Воспроизведя модель спора, урок-дискуссия предполагает выход на мировоззренческие категории: разница в поведении персонажа, в оценке конкретного поступка одного литературного героя другим, наконец, оценка со стороны автора и читателя мотивируется сформированной жизненной позицией.
42. Уроки «интервью» Основная идея урока-интервью заключается в том, что учитель объясняет новый материал, отвечая на вопросы учеников.
43 Уроки «панорамы» Панорамный урок есть не что иное, как попытка педагога охватить мыслью и взглядом систему своих уроков, выделить в ней главное звено, основные идеи опыта, определить их роль и влияние на результативность работы. Панорамный урок есть один из вариантов самообщения и пропаганды передового опыта учителя с выделением главного, существенного в системе уроков и показа его словесно-иллюстративным методом широкой аудитории.
44. Уроки «диспуты» Этот тип урока тоже олицетворяет собой одну из особенностей переживаемого страной времени: признание важности и полезности обсуждений. https://aujc.ru/urok-disput/
http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
45. Уроки «сказка» или «рассказ» Уроки построенные в виде сказки и приключений.
46. Уроки «сюрпризы» Особенность данных уроков заключается в том, что учащиеся не знают какие задания их ожидают, для этого используются специально приготовленные шкатулки с вопросами, «черные» ящики, конверты и т.д.
47. Уроки «соревнования» Это прием введения в учебные занятия элементов игры. Они основаны, как правило, на групповой деятельности учащихся, вследствие чего ценны как средство воспитания коллективизма, чувства личной ответственности перед товарищами по команде и перед общим делом: ведь никому не хочется в глазах друзей оказаться несостоятельным и подвести их своим незнанием или неумением. Уроки-соревнования бывают разными по содержанию, структуре, форме организации; разной может быть и их роль в учебном процессе. Об этих уроках рассказывает ряд педагогов. https://aujc.ru/urok-sorevnovanie/ или http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
48. Урок «практикум» Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи - усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному его усвоению. https://aujc.ru/urok-praktikum/
49. Урок «сочинение» Уроки этого типа являются, как правило, повторительными и основываются на изученном материале. Они помогают связать литературу с любым другим предметом, т.е. знания по математике со знаниями по родному языку и литературе, так как, для того чтобы написать сочинение, нужно не только владение математическим материалом, но и умение грамотно выражать мысли. https://aujc.ru/urok-sochinenie/#more-483 или http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
50. Уроки «консультации» Консультация - это совет сведущего лица и одновременно помощь нуждающемуся. Исходя из определения цель уроков-консультаций - оказание учебной помощи ученикам. Известно, что таких категорий учеников несколько: одни недостаточно хорошо усвоили теоретический материал, другие не научились решать типовые задачи по теме, третьи пропустили работы и не освоили приемы, четвертые нуждаются в совете по подготовке доклада и реферата, пятые хотят углубить свои умения через задания повышенной трудности и т. д. Известно также, что время учителя весьма ограничено, а занятия принесут пользу только тогда, когда будут систематическими (а не эпизодическими). Поэтому и возникла потребность в создании особой методики проведения консультаций, такой, которая обеспечит удовлетворение интересов всех групп учеников, даст возможность проводить занятия регулярно и планомерно, укладываться в оптимальное время и достигать хорошего педагогического эффекта. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
51. Уроки «с применением компьютеров» Информационная технология обучения, основанная на применении современной передовой техники - компьютеров, позволяет по-новому решить многие педагогические задачи. В частности, в настоящее время разработано достаточно обучающих программ, позволяющих в концентрированной форме изучать и повторять материал по теме в темпе, который каждый ученик сам подбирает для себя в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями. Другие программы позволяют моделировать опыты, постановка которых в школе невозможна вследствие их сложности, например по атомной физике. Эти уроки - отражение весьма активного процесса компьютеризации всех сфер нашей жизни. Уроки этого типа привлекают учащихся, работа на компьютерах создает у них положительный эмоциональный настрой к учебе. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
52. Уроки «игры с дидактическим материалом» Суть этих уроков в комментарии не нуждается, так как она понятна. Игры на занятии применяют разные: основанные на самодельном дидактическом материале (например, кубики, лото) и подвижные. Их дидактическая роль - повторение материала (отдельного вопроса или темы). Обращение к играм характерно преимущественно для работы в младших классах, поскольку ребята этого возраста особенно привержены к играм. В старших же классах целесообразны более интеллектуальные игры, например различного рода многоэтапные, многофункциональные эстафеты. Разумеется, что, пользуясь такой формой урока, следует помнить высказывание К. Д. Ушинского, смысл которого в том, что, допуская шутку, нельзя превращать все дело в шутку. Уроки с дидактическими играми могут быть наградой классу за прилежный труд по изучению темы или стимулом к напряженной работе. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
53. Уроки «выпуски «живой» газеты» При проведении уроков подобного типа з аранее нескольким группам учеников дают темы для самостоятельной подготовки иллюстрированных стенгазет (бюллетеней). Чтобы выполнить работу, нужно найти рисунки, плакаты, схемы, открытки, небольшие отрывки из научно-популярной литературы. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
54. Уроки «изобретательства» Уроки данного типа развивают техническое творчество учащихся, их умения технически мыслить, давать нестандартные решения технических задач, важных для народного хозяйства и культуры, совершенствования быта. Они пробуждают вкус к усовершенствованию техники, к рационализаторству. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
55. Уроки «выставки» Эти уроки - тоже итог творческой домашней работы школьников. Цель уроков-выставок: расширить кругозор учащихся, дав новую информацию; развить самостоятельность, эстетический вкус (при оформлении работ и их созерцании) и умения вести рассказ, выступать перед товарищами; привить интерес к предмету, пропагандировать широкий спектр знаний, творчество. Темы уроков-выставок объявляют заранее, примерно за месяц; тогда же определяют названия и содержание ее разделов (стендов), формируют группы, создающие разделы. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
56. Уроки «обобщения» Обобщение - это процесс выделения общего, существенного в рассматриваемых явлениях, фактах и событиях. Поэтому урок-обобщение посвящается систематизации изученного, определению главного в нем: основных понятий, закономерностей, применений, этапов процесса познания и т.д http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
57. Уроки «повторения пройденного» Цель этих занятий - лучше усвоить изученное обычно по теме, реже - по какому-то вопросу. Чтобы повторение привлекло внимание учащихся, оно должно быть организовано в интересной форме и иначе, чем было поставлено первоначальное рассмотрение, ибо простое воспроизведение пройденного материала (определений, формул, текста учебника, законов и т. д.), как это доказано школьной практикой, возбудить у ученика желание заниматься не может. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
58. Уроки «решения задач» Решение задач в процессе обучения имеет многогранные функции: оно - средство осознания и усвоения изучаемых понятий, явлений и закономерностей, средство отработки знаний и формирования умений применять их на практике, средство повторения пройденного, способ связи учебного предмета с жизнью и производством во всех его разновидностях, средство создания проблемных ситуаций, предваряющих рассмотрение нового раздела или вопроса. Оно имеет, кроме перечисленных обучающих функций, и ряд воспитывающих: учит трудиться, быть целеустремленным и самостоятельным, творчески активным. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
59. Уроки «тренажёры» Они предназначены для повышения уровня знаний по предмету. Составляются из вопросов, на которые необходимо не только знание конкретного материала, но и умения размышлять на предметные темы. Тренажер представляет собой своеобразную игру. Задача учащихся состоит в том, чтобы добраться до конца, сделав при этом как можно меньше ошибок.
60. Уроки «предметные вечера» К программе проведения предметного вечера предъявляют ряд требований. Прежде всего, она должна быть разнообразной (декламация, инсценировки, песни, монтажи, интермедии, танцы, музыкальные номера). Вечер должен проходить в торжественной, праздничной обстановке.
61. Уроки «видео» Прогресс не стоит на месте, он проникает во все стороны нашей жизни, в том числе и школьной. Неудивительно, что все чаще учителя обращаются к такой форме организации учебного процесса, как видеоурок. На таком мероприятии ученикам включается запись или онлайн-выступление педагога по какой-нибудь теме. После просмотра можно организовать беседу-обсуждения.
Использованный материал:
1. Электронное учебное пособие пособие Министерство образования Российской Федерации, Горно-Алтайский государственный университет Урок физики в современной школе 2005г. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/.
2. https://aujc.ru/karta-sajta/.
3. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Не совсем обычный урок». Воронеж, 2006.
Мозгунова С.А. Обзор нетрадиционных форм уроков // Современная начальная школа. 2021. № 18. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/18.pdf.
Современное школьное образование находится в постоянном поиске эффективных путей обучения. Всё чаще в школьную практику внедряются инновации, которые ставят перед педагогами задачи пересмотра целей образования, разработок новых образовательных технологий, оценки достижений, принципов сотрудничества. С чего же начать их решение? Думаю, с самого сложного – изменения своего отношения к школе, с понимания того, что нынешние дети требуют иных, чем раньше условий. Они – люди будущего, поэтому всё равно будут сопротивляться старым методам образования. Несмотря на то, что образование уже очень давно говорит об инновациях, большинство из нас продолжает испытывать затруднения в выборе эффективных способов ведения урока.
Одним из способов обогатить условия обучения, является применение разнообразных форм проведения занятий (форма — это формат, в котором построен весь урок)
Анализ педагогической литературы и интернет источников позволил мне выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислю наиболее распространенные формы нестандартных уроков:
1. Уроки «погружения» Урок-погружение – это один из видов организации образовательного процесса, который предложил педагог М.П. Щетинин в одном из своих научных трудов – книге «Объять необъятное». Особенностью такого урока является то, что на нем дается намного больше информации, чем на обычном уроке, и при этом не продлевается время. Более подробное описание великолепно представлено на сайте с электронным адресом https://aujc.ru/urok-pogruzhenie/
2. Уроки «деловые игры» В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы, и имитируется его реализация на практике. https://aujc.ru/urok-delovaya-igra/
3. Уроки «пресс-конференции» Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение делать дело в коллективе, товарищескую взаимопомощь.
http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/R_1_6.html
4. Уроки «соревнования» Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем. https://aujc.ru/urok-sorevnovanie/
5. Уроки «КВН» Эти уроки тоже относятся к урокам-соревнованиям, но выделены отдельно из-за того, что похожи на широко известную и любимую зрителями телевизионную передачу. Его особенность: наряду с серьезными заданиями, командам предлагают и юмористические.. https://aujc.ru/urok-kvn/ или http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
6. Уроки «театрализованные» Их особенность в том, что педагог организует театр на уроке и предметный материал подается в форме спектакля, инсценировки. Уроки этого вида трансформированы из аналогичных внеклассных занятий. Они привлекательны своей праздничностью, ощущением театра, возможностью проявить творчество, массовым участием детей. Понятно, что такие уроки не для каждого дня. Их подготовка требует много времени и является событием для класса. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/R_1_12.html
7. Уроки «построенные на инициативе учащихся» Уроки этого типа ориентируют учителей на широкое развитие инициативы, активности и творчества учащихся; кроме того, они реализуют идею ученического самоуправления. Их проводят и тогда, когда рассматривают новый вопрос, и тогда, когда знания закрепляют, и на стадии контроля усвоения. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
8. Уроки «общественные смотры знаний» Уроки этого типа - отражение наблюдаемого в нашем обществе стремления к открытости, гласности, сопереживанию, сотворчеству. Они, как следует из их названия, своеобразная проверка знаний школьников по пройденным разделу или теме, особенность которой состоит в том, что проверка организуется с целью показать общественности - ученической организации, родителям, шефам, классным руководителям, учителям других предметов и учителям физики других школ, совету школы, - чего достигли школьники, как они овладели знаниями и умениями, предусмотренными программой, и насколько этот интеллектуальный и практический багаж связан с жизнью. (Разумеется, необязательно приглашать на смотр представителей всей названной общественности - можно ограничиться ее частью). Для смотра подбирают интересный материал и формы работы При этом очень важна выдумка в выборе иллюстраций к занятию, например использование специальных стенгазет, карточек, диаграмм, фотоэкспозиций. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
9. Уроки «взаимообучения учащихся» Характерная особенность данных уроков − групповая работа над материалом, усвоение его тут же, на уроке, без домашнего задания, взаимопомощь и взаимоответственность ребят. В классе формируются "экипажи" из 4-х человек: командира, наиболее подготовленного ученика, штурмана, двух пилотов. Перед «экипажами» ставится цель: например, освоить новый материал. Учитель подробно объясняет его со всеми необходимыми демонстрациями, потом − более сжато по опорному конспекту и еще раз − на основе конспекта, но в ускоренном темпе. После этого «экипажи» начинают действовать: сначала командир повторяет материал /задание/ всем своим подчиненным, затем он принимает зачет у штурмана; командир и штурман опрашивают пилотов и, если те готовы, усвоили материал, ставят им зачет и оценку. «Экипаж» готов к защите знаний.
10. Уроки «комплексного творчества» На таком занятии учащиеся выполняют 2-3 разных по характеру творческих дела. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
11. Уроки «аукционы» Они заключаются в публичной «продаже с молотка» простых предметов обихода. Продажу осуществляют за ответы (а не за деньги), и «купившим» вещь считается тот, кто последним даст ответ. Предметы для продажи подбирают так, чтобы для них можно было предложить «цепочку» ответов; тогда последний будет самым трудным и поэтому самым дорогим. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
12. Уроки «которые ведут учащиеся» Педагог назначает или ученики выбирают «дежурного учителя», который должен составить вопросы для обсуждения. На следующем уроке класс делится на «учеников» и «учителей». На первом этапе, 5–6 мин., «учителя» тихо опрашивают своих «учеников», каждый одного, и выставляет ему в тетрадь оценку: если нужно, он помогает уяснить то, что непонятно. На втором этапе, тоже 5–6 мин, все воспроизводят в своих тетрадях конспект прослушанной лекции − объяснение. На третьем, самом продолжительном, этапе «дежурный учитель» устно опрашивает класс; по ходу этого устного опроса – беседы ученики-лаборанты могут показывать опыты. После выставления оценок высказывают свое мнение о работе «дежурного учителя».
13. Уроки «зачеты» Одной из форм организации контроля знаний, умений и навыков учащихся является урок-зачет. Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения.
14. Уроки «групповые зачёты» Эта форма очень удобна и эффективна при подготовке к экзаменам. При ее использовании каждый учащийся получает возможность, во-первых, устно проговорить весь заданный материал (учителя знают, как это важно: то и дело мы сталкиваемся с ситуацией, когда отвечающий "все знает, но сказать ничего не может"), во-вторых, к концу зачета независимо от домашней подготовки (или ее отсутствия) усвоить данную тему.
15. Уроки «сомнения» Учитель ставит какую-то истину под сомнение. Ученики доказывают (опровергают) истинность этого мнения.
16. Уроки «творческие отчеты» Такие уроки проводятся с целью повторения и обобщения материала, систематизации знаний. На них учащиеся показывают и защищают перед специальной комиссией (из родителей, членов школьного научного общества, учащихся параллельных классов), гостями и одноклассниками свои творческие работы. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
17. Уроки «аквариумы» Ученики рассаживаются вокруг учащихся, находящихся в центре помещения и ведущих научный (предметный) спор. Во время дискуссии «окружение» записывает все интересное, не имеет права говорить что-либо вслух, зато можно невербальным способом реагировать на происходящее. По окончании спора весь класс принимает участие в обсуждении поведения участников, содержания спора, приемов доказательств, художественной форме: под музыку, инсценировка, чтение в лицах и т.д. После показа все ученики принимают участие в обсуждении того, как происходила подготовка, что было нового, важного, интересного.
18. Уроки «конкурсы» Уроки данного типа — это тоже прием введения в учебные занятия элементов игры. Они основаны, как правило, на групповой деятельности учащихся, вследствие чего ценны как средство воспитания коллективизма, чувства личной ответственности перед товарищами по команде и перед общим делом.
19. Уроки «бинарные» Основываются на межпредметных связях, интеграции предметов, предполагают использование сплава из различных педагогических технологий. Ведут его два или несколько специалистов-предметников. Я.А. Каменский сформулировал так называемое золотое правило успешного освоения материала: "Пусть предметы сразу схватываются несколькими чувствами, зарисовываются, чтобы запечатлеваться через зрение и действие руки... всеми средствами нужно воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению". Бинарные уроки являются одной из форм реализации этого "золотого правила".
20. Уроки «путешествия» Урок-путешествие проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока является остановка на пути следования. Инструктором урока может быть учитель или подготовленный ученик. Учащимся предлагается маршрутный лист. Затем дети выбирают транспорт, снаряжение, одежду − все, что необходимо для путешествия. Урок построен в виде практических исследований, работы с изобразительными наглядными пособиями, бесед и докладов об объектах «встречающихся» на остановках во время путешествия. Остановки учитель планирует заранее. https://aujc.ru/urok-puteshestvie/ или http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
21.Уроки «фантазии» Основаны на творческой составляющей. Особенность их заключается в том, что в подобных мероприятиях присутствует не только составление какого-либо явления (сказки, экологической истории, концерта), но и полное его воплощение: костюмированное или оформленное художественно: на бумаге или в качестве представления.
22. Уроки «игры» Это активная форма учебного занятия, в ходе проведения которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, воссоздаются исторические картины событий с их персонажами участниками. Игра со всеми ее атрибутами, переодеваниями, костюмами, фантазированием, актерством. Например: Составив стулья так, чтобы это напоминало космический корабль, дети выбирают первый состав космической команды, затем второй, третий и т.д. Каждый «полет» сопровождается командами, песнями, рассказом об увиденном. Класс превращается в кабинет врача, здесь ставится диагноз, предлагается лечение. Берется азбука, дети выбирают себе буквы и рассказывают о них, сочиняют сценки и стихи, изображают их в пантомиме.
23. Уроки «суды» Учитель делит класс на защитников и обвинителей. Сам учитель является судьей. Затем дается одно для всех высказывание. Защитники показывают истинность этого высказывания, а обвинители доказывают, что это высказывание неправильно. Судья-учитель выносит приговор.
24. Уроки «поиска истины» Учитель ставит перед детьми какие-то жизненные ситуации, в которой сложно определить как нужно поступать. Детям необходимо, используя свои знания, найти правильный выход из этой ситуации.
25. Уроки «лекции» Как правило, это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.
26. Уроки «концерты» учитель и ученики оказываются в одной роли (слушателя, зрителя, исполнителя). Составление программы концерта, подготовка номеров (не только стихов, песен, рассказов, рисунков, но и аудиозаписей, видеокассет, слайдов, фотографий и тому подобное). То есть всего того, чем хотел бы поделиться с другими и ученик, и учитель.
27. Уроки «диалоги» Основу уроков составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждении, решении заданий и т.д. https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/184861/1/83-95.pdf
28. Уроки “следствие ведут знатоки” По форме такое занятие – детективное расследование, содержащее все этапы следствия: разработку версии, проверку её на практике (практическим экспериментом), исследование мотивов преступления, приговор. Уроки этого типа могут применяться как для получения знаний, так и для их повторения и закрепления.
29. Уроки «ролевые игры» Рассматриваемые уроки моделируют самые разнообразные ситуации и предназначены для разных целей: изучения нового материала, его закрепления, расширения и отработки. Они нравятся ученикам тем, что ставят их в условия, когда нужно решать производственные задачи, что похожи на настоящую работу родителей и родственников, дают почувствовать себя взрослыми, принимающими серьезные деловые решения. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina
30. Уроки «конференции» Поскольку конференция - это собрание, совещание представителей определенной профессии, то урок-конференцию нужно рассматривать исходя из данного определения. Такой урок можно организовать как совещание представителей науки, как собрание специалистов-практиков, занимающихся проблемами использования достижений науки в жизни, как совещание представителей определённой науки и философов, разрабатывающих мировоззренческие проблемы, как собрание специалистов разных профилей, решающих общую глобальную проблему, например проблему защиты окружающей среды. В первом случае конференция посвящается научно-исторической теме, во втором - теме «Изучаемый предмет на производстве», в третьем она приобретает философский характер, в четвертом-межпредметный и т.д. Представляется, что выбор именно такой тематики для школьных учебных конференций наиболее разумен.https://aujc.ru/urok-konferenciya/#more-301 или http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
31. Уроки «интегрированные» Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам. Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов https://aujc.ru/integrirovannyj-urok/#more-526
32. Уроки «семинары» Семинар - одна из форм учебных занятий. Непременное требование к нему - активное участие каждого учащегося. На семинарах предполагается более высокая степень конкретизации учебного материала, чем это имеет место на лекции. Они отличаются и тем, что требуют от учеников серьезной самостоятельной работы с дополнительной литературой: чтение нового источника, сравнение материалов, выбор интересных фактов. Особенности имеет и руководство учителя учебной деятельностью учащихся на семинаре: оно сводится к разъяснению цели и плана занятия, выдаче заданий, проведению консультаций. При составлении заданий первостепенное значение приобретает дифференциация. На семинарах обычно делают мировоззренческие выводы; их ценность в том, что они опираются на большое число фактов - тех, о которых говорили на занятии ученики, поэтому выводы убедительны и усваиваются сознательно. На семинарах нетрудно связать изучаемый материал с последними достижениями науки, и это придает интерес. Семинар - коллективная работа класса, опирающаяся на работу индивидуальную, т.е. каждого ученика. https://aujc.ru/urok-seminar/#more-278 или http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
33. Уроки «спектакли» Ученики играют на уроках поиск открытий, встречу героев, роли авторов, гениев, важные события, правила и решения, сочиняют сценарии и музыкально-поэтические постановки.
34. Уроки «экскурсии» Эти уроки, прежде всего, призваны показать учащимся практическое применение знаний, полученных при изучении темы. Ныне все большую популярность у учителей получает активная методика проведения экскурсий, суть которой в том, что учащиеся по ходу экскурсии собирают материал для выполнения определенных заданий. Эта методика приходит на смену пассивной, заключающейся лишь в созерцании. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
35. Уроки «игра «Поле чудес» Целью данного урока является практическое применение знаний обучающихся в новой, нестандартной ситуации в виде игры, для более глубокого и прочного усвоения ранее изученного материала. Сначала с помощью жеребьёвки определяются участники игры. В игре участвуют три тройки игроков. Выполняя задания определяются три полуфиналиста, а затем и финалист. Все участники награждаются.
36. Уроки «турниры» Цель урока – показать учащимся уровень их знаний по какой-либо теме или разделу, тренировать в объективном самооценивании. Подготовка к этому уроку начинается за 2-3 урока до окончания изучения темы. Учитель просит учащихся подготовить 10 (можно больше или меньше) вопросов по изученному материалу. Какие это должны быть вопросы не уточняется. Условие одно – автор вопроса должен знать на него ответ. Каждый вопрос записывается на отдельной карточке. Таким образом, у ученика должно быть 10 карточек, на каждой из которой записан один вопрос. Инструкция выглядит примерно так: «Турнир – это большое состязание, в котором принимают участие несколько человек, но при этом бои идут один на один. Ваша задача – набрать максимальное число побед. Вы начинаете игру с соседом по парте. По очереди вытягиваете друг у друга по одной карточке и отвечаете на вопросы. Если ответ правильный, карточка остается у вас – это трофей. Если ответ неправильный, карточка возвращается хозяину. Когда все карточки закончатся, подсчитываются результаты. У кого карточек на руках больше – тот победил, значит он отвечал лучше и ошибался реже. Потом вы забираете у соперника свои карточки, и можете продолжать игру с другими противниками. Игра продолжается столько раз, сколько хватит времени на уроке».
37. Уроки «викторины» Викторина составляется так, чтобы ученики показали знание и понимание терминов, событий, процессов, способов решения задач, законов, норм, правил, дат, фамилий, географических сведений.
38. Уроки «дуэли» Класс делится на команды, каждая команда тренирует одного участника по изучаемому материалу,причем к выступлению готовят наиболее слабых участников."Дуэлянту" могут помогать "секунданты", как правило, их двое,учитель ставит оценку по результатам "дуэли" всем участникам.
39. Уроки «репортажи» Урок-репортаж – из музея, города, страны, эпохи, из дома поэта, с выставки и так далее. Можно использовать для вводных или “углубляющих”, а так же для обобщающих уроков. Репортаж (от французского – перенесение) может вести учитель, но интереснее вариант, когда учитель играет роль “ведущего в студии”, а репортерами становятся ученики.
40. Уроки «брифинги» Брифинг – это короткое оперативное выступление перед публикой по актуальной теме (domorabotnik.ru), краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу. Цель брифинга удовлетворить информационные потребности аудитории сообщением сведений, фактов от лица, владеющего компетентной информацией.
41. Уроки «дискуссии» В отличие от урока - дебатов и урока-диспута, урок в виде дискуссии предполагает более развернутую деятельность. Воспроизведя модель спора, урок-дискуссия предполагает выход на мировоззренческие категории: разница в поведении персонажа, в оценке конкретного поступка одного литературного героя другим, наконец, оценка со стороны автора и читателя мотивируется сформированной жизненной позицией.
42. Уроки «интервью» Основная идея урока-интервью заключается в том, что учитель объясняет новый материал, отвечая на вопросы учеников.
43 Уроки «панорамы» Панорамный урок есть не что иное, как попытка педагога охватить мыслью и взглядом систему своих уроков, выделить в ней главное звено, основные идеи опыта, определить их роль и влияние на результативность работы. Панорамный урок есть один из вариантов самообщения и пропаганды передового опыта учителя с выделением главного, существенного в системе уроков и показа его словесно-иллюстративным методом широкой аудитории.
44. Уроки «диспуты» Этот тип урока тоже олицетворяет собой одну из особенностей переживаемого страной времени: признание важности и полезности обсуждений. https://aujc.ru/urok-disput/
http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
45. Уроки «сказка» или «рассказ» Уроки построенные в виде сказки и приключений.
46. Уроки «сюрпризы» Особенность данных уроков заключается в том, что учащиеся не знают какие задания их ожидают, для этого используются специально приготовленные шкатулки с вопросами, «черные» ящики, конверты и т.д.
47. Уроки «соревнования» Это прием введения в учебные занятия элементов игры. Они основаны, как правило, на групповой деятельности учащихся, вследствие чего ценны как средство воспитания коллективизма, чувства личной ответственности перед товарищами по команде и перед общим делом: ведь никому не хочется в глазах друзей оказаться несостоятельным и подвести их своим незнанием или неумением. Уроки-соревнования бывают разными по содержанию, структуре, форме организации; разной может быть и их роль в учебном процессе. Об этих уроках рассказывает ряд педагогов. https://aujc.ru/urok-sorevnovanie/ или http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
48. Урок «практикум» Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи - усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному его усвоению. https://aujc.ru/urok-praktikum/
49. Урок «сочинение» Уроки этого типа являются, как правило, повторительными и основываются на изученном материале. Они помогают связать литературу с любым другим предметом, т.е. знания по математике со знаниями по родному языку и литературе, так как, для того чтобы написать сочинение, нужно не только владение математическим материалом, но и умение грамотно выражать мысли. https://aujc.ru/urok-sochinenie/#more-483 или http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
50. Уроки «консультации» Консультация - это совет сведущего лица и одновременно помощь нуждающемуся. Исходя из определения цель уроков-консультаций - оказание учебной помощи ученикам. Известно, что таких категорий учеников несколько: одни недостаточно хорошо усвоили теоретический материал, другие не научились решать типовые задачи по теме, третьи пропустили работы и не освоили приемы, четвертые нуждаются в совете по подготовке доклада и реферата, пятые хотят углубить свои умения через задания повышенной трудности и т. д. Известно также, что время учителя весьма ограничено, а занятия принесут пользу только тогда, когда будут систематическими (а не эпизодическими). Поэтому и возникла потребность в создании особой методики проведения консультаций, такой, которая обеспечит удовлетворение интересов всех групп учеников, даст возможность проводить занятия регулярно и планомерно, укладываться в оптимальное время и достигать хорошего педагогического эффекта. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
51. Уроки «с применением компьютеров» Информационная технология обучения, основанная на применении современной передовой техники - компьютеров, позволяет по-новому решить многие педагогические задачи. В частности, в настоящее время разработано достаточно обучающих программ, позволяющих в концентрированной форме изучать и повторять материал по теме в темпе, который каждый ученик сам подбирает для себя в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями. Другие программы позволяют моделировать опыты, постановка которых в школе невозможна вследствие их сложности, например по атомной физике. Эти уроки - отражение весьма активного процесса компьютеризации всех сфер нашей жизни. Уроки этого типа привлекают учащихся, работа на компьютерах создает у них положительный эмоциональный настрой к учебе. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
52. Уроки «игры с дидактическим материалом» Суть этих уроков в комментарии не нуждается, так как она понятна. Игры на занятии применяют разные: основанные на самодельном дидактическом материале (например, кубики, лото) и подвижные. Их дидактическая роль - повторение материала (отдельного вопроса или темы). Обращение к играм характерно преимущественно для работы в младших классах, поскольку ребята этого возраста особенно привержены к играм. В старших же классах целесообразны более интеллектуальные игры, например различного рода многоэтапные, многофункциональные эстафеты. Разумеется, что, пользуясь такой формой урока, следует помнить высказывание К. Д. Ушинского, смысл которого в том, что, допуская шутку, нельзя превращать все дело в шутку. Уроки с дидактическими играми могут быть наградой классу за прилежный труд по изучению темы или стимулом к напряженной работе. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
53. Уроки «выпуски «живой» газеты» При проведении уроков подобного типа з аранее нескольким группам учеников дают темы для самостоятельной подготовки иллюстрированных стенгазет (бюллетеней). Чтобы выполнить работу, нужно найти рисунки, плакаты, схемы, открытки, небольшие отрывки из научно-популярной литературы. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
54. Уроки «изобретательства» Уроки данного типа развивают техническое творчество учащихся, их умения технически мыслить, давать нестандартные решения технических задач, важных для народного хозяйства и культуры, совершенствования быта. Они пробуждают вкус к усовершенствованию техники, к рационализаторству. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
55. Уроки «выставки» Эти уроки - тоже итог творческой домашней работы школьников. Цель уроков-выставок: расширить кругозор учащихся, дав новую информацию; развить самостоятельность, эстетический вкус (при оформлении работ и их созерцании) и умения вести рассказ, выступать перед товарищами; привить интерес к предмету, пропагандировать широкий спектр знаний, творчество. Темы уроков-выставок объявляют заранее, примерно за месяц; тогда же определяют названия и содержание ее разделов (стендов), формируют группы, создающие разделы. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
56. Уроки «обобщения» Обобщение - это процесс выделения общего, существенного в рассматриваемых явлениях, фактах и событиях. Поэтому урок-обобщение посвящается систематизации изученного, определению главного в нем: основных понятий, закономерностей, применений, этапов процесса познания и т.д http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
57. Уроки «повторения пройденного» Цель этих занятий - лучше усвоить изученное обычно по теме, реже - по какому-то вопросу. Чтобы повторение привлекло внимание учащихся, оно должно быть организовано в интересной форме и иначе, чем было поставлено первоначальное рассмотрение, ибо простое воспроизведение пройденного материала (определений, формул, текста учебника, законов и т. д.), как это доказано школьной практикой, возбудить у ученика желание заниматься не может. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
58. Уроки «решения задач» Решение задач в процессе обучения имеет многогранные функции: оно - средство осознания и усвоения изучаемых понятий, явлений и закономерностей, средство отработки знаний и формирования умений применять их на практике, средство повторения пройденного, способ связи учебного предмета с жизнью и производством во всех его разновидностях, средство создания проблемных ситуаций, предваряющих рассмотрение нового раздела или вопроса. Оно имеет, кроме перечисленных обучающих функций, и ряд воспитывающих: учит трудиться, быть целеустремленным и самостоятельным, творчески активным. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
59. Уроки «тренажёры» Они предназначены для повышения уровня знаний по предмету. Составляются из вопросов, на которые необходимо не только знание конкретного материала, но и умения размышлять на предметные темы. Тренажер представляет собой своеобразную игру. Задача учащихся состоит в том, чтобы добраться до конца, сделав при этом как можно меньше ошибок.
60. Уроки «предметные вечера» К программе проведения предметного вечера предъявляют ряд требований. Прежде всего, она должна быть разнообразной (декламация, инсценировки, песни, монтажи, интермедии, танцы, музыкальные номера). Вечер должен проходить в торжественной, праздничной обстановке.
61. Уроки «видео» Прогресс не стоит на месте, он проникает во все стороны нашей жизни, в том числе и школьной. Неудивительно, что все чаще учителя обращаются к такой форме организации учебного процесса, как видеоурок. На таком мероприятии ученикам включается запись или онлайн-выступление педагога по какой-нибудь теме. После просмотра можно организовать беседу-обсуждения.
Использованный материал:
1. Электронное учебное пособие пособие Министерство образования Российской Федерации, Горно-Алтайский государственный университет Урок физики в современной школе 2005г. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/.
2. https://aujc.ru/karta-sajta/.
3. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Не совсем обычный урок». Воронеж, 2006.