педагог-психолог
МК ДОУ Воронцовский детский сад
Одним из важных направлений в деятельности педагога-психолога является работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Неслучайно данной деятельности уделяется достаточно большое внимание. Для детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.
Многие родители задумываются о том, каким будет их ребенок. Известие о том, что у ребенка проблемы в развитии, часто ставит родителей в тупик, многие переживают шок, досаду или разочарование. После того как негативные эмоции уступают место разумным доводам, родители ищут способы помощи своему ребенку, или полностью игнорируют все проблемы. Во многих ситуациях родителям нужна поддержка.
О том, что ребёнок нетипичный, родители часто узнают при поступлении его в детский сад, или при обследовании на ПМПК. Это известие часто является для родных и близких как «удар обухом». Родители не замечали явных отставаний в развитии ребёнка, успокаивая себя тем, что всё обойдётся, «подрастёт — поумнеет», и рекомендации об изменении программы обучения или учебного заведения звучат для них как приговор.
Одним из важных и сложных направлений данного направления является работа с родителями. Для того, чтобы правильно организовать эту работу, нужно очень четко представлять себе ту ситуацию, которая складывается в семье, имеющей ребенка с тяжелыми проблемами, цели и задачи работы.
Рождение ребенка с отклонениями в развитии является тяжелым жизненным событием в семье. Трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, вызывают качественные изменения в жизни семьи. В семье происходят изменения на психологическом, социальном и соматическом уровнях. Психологический уровень: характеризуется изменениями в эмоционально-волевой и личностной сферах родителей. На социальном уровне происходит нарушение межличностных (супружеских, родительских) отношений, разрушаются социальные отношения с другими людьми. Соматический уровень обусловлен повышением нагрузок на родителей, отсюда соматические заболевания, вегетативные расстройства.
Сообщение об отклонениях ребенка вызывает у родителей эмоциональные расстройства, которые объединяются под общим понятием «родительский стресс». Со временем этот стресс не уменьшается, а может даже увеличиваться. По мнению многих ученых родительский стресс проходит несколько стадий.
Первая стадия – это эмоциональная дезорганизация. Родители испытывают шок, растерянность, беспомощность и страх. На этой стадии должна оказываться помощь психолога, направленная на укрепление внутрисемейных отношений.
Вторая стадия – это период негативизма и отрицания. Некоторые родители не признают наличие проблем и диагноз, другие, признавая проблему, становятся неоправданными оптимистами в отношении положительного прогноза развития и реабилитации ребенка. На этой стадии так же необходима работа психолога, направленная на укрепление сотрудничества между членами семьи. Очень ценным в это время является общение с родителями, имеющими ребенка со схожими проблемами, но старшего возраста, имеющими опыт воспитания ребенка с ОВЗ. Родители, как правило, больше доверяют информации, полученной от других родителей, чем от специалистов.
Третья стадия – горевание. По мере того, как родители принимают и понимают проблемы своего ребенка, они погружаются в глубокую печаль. Это депрессивное состояние, связанное с осознанием истины. Трудно оценить степень воздействия такого сильного потрясения.
Четвертая стадия – адаптация, характеризуется эмоциональной реорганизацией, приспособлением, принятием больного ребенка. Часть родителей способна самостоятельно достичь уровня адаптации, остальные же, по мнению специалистов, нуждаются в психологической помощи и поддержке. В зависимости от личности родителей, состояния ребенка, прогнозов развития и лечения, стадии стресса могут иметь разную продолжительность. Иногда родители могут надолго застревать на той или иной стадии стресса. Стресс может возобновляться и усиливаться на новом этапе жизни ребенка, например, когда ребенок начинает посещать образовательное учреждение. Стресс, имеющий пролонгированный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику обоих родителей. Однако, по данным исследований отечественных и зарубежных специалистов, женщины в силу традиционного распределения родительских обязанностей оказываются под влиянием стресса более длительное время. Следует отметить, что нередко женщина в такой ситуации остается одна. Ритм жизни, требующий постоянной повышенной физической и психической нагрузки, подтачивает силы, вызывает утомление и астенизацию женщины. Матери особо нуждаются в индивидуальной психо-коррекционной работе.
Для того чтобы справиться с тяжелой жизненной ситуацией родители могут использовать как сознательные, так и бессознательные механизмы. В первом случае родители занимают активную социальную позицию, участвуют в различных социальных объединениях, встречаются со специалистами. Отношение родителей к ребенку с ОВЗ может быть адекватным и неадекватным.
При негативном отношении бывают разные ситуации, при которых не принимается сам ребенок или его нарушение. В ряде случаев даже многолетняя работа с родителями не дает положительных результатов.
Воспитание ребенка с множественными нарушениями – это сложный, кропотливый, каждодневный труд. Только грамотный, компетентный и подготовленный родитель может правильно организовать систему воспитания и реабилитации. Поэтому важно включать родителей в процесс коррекционной работы.
Однако активное вовлечение родителей в процесс коррекции своего ребенка не происходит спонтанно. Для этого необходима работа с семьей, создание психологических условий, определяющих активное вовлечение родителей в этот процесс.
Как показывает практический опыт, на начальном этапе взаимодействия с семьей большинство родителей не готовы к воспитанию ребенка с проблемами – им не хватает знаний, практических навыков, а главное, они сами нуждаются в помощи квалифицированного психолога.
В этой связи психологическая работа с родителями должна идти параллельно с коррекционными мероприятиями, направленными на ребенка. Такая помощь необходима на разных этапах развития ребенка, но особенно она важна в первые годы его жизни.
Важными условиями для активного вовлечения родителей в процесс коррекционно-развивающей работы являются:
· Педагогическая компетентность родителей: знание основных особенностей и закономерностей физического и психического развития, владения адекватными способами взаимодействия с ребенком.
· Адекватное отношение к дефекту ребенка.
· Эмоциональное принятие, любовь к ребенку.
Очень важна информационная поддержка родителей: организационная, юридическая и медицинская.
Организационная информация содержит сведения об учреждениях, в которых дети могут получить те или иные коррекционные, реабилитационные мероприятия.
Юридическая информация направлена на разъяснения родителям законодательных и нормативных актов о льготах и правах семьи и ребенка с инвалидностью.
Говоря о медицинской информации, следует отметить её важность, т.к. именно родители определяют направление медицинской помощи ребенку.
Своевременная разносторонняя информационная поддержка важна не только для повышения компетентности родителей, но она играет важную роль, облегчая протекание родительского стресса.
Вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс и повышения их роли в коррекции своих детей достигается путем их педагогического обучения. Педагогическое обучение подразумевает овладение родителями основными специфическими приемами и подходами, которые используют дефектологи в работе с детьми с ОВЗ. Поскольку успех занятий обеспечивается их регулярность, важно, чтобы родители могли заниматься в домашних условиях изо дня в день.
При обучении родителей педагогическим компетенциям следует:
· Воспринимать родителей как равноправных партнеров в воспитательном процессе;
· Вести с ними конструктивный диалог, помогая им освоить необходимые специфические приемы и занятия;
· Верить в успешность ребенка и относиться к нему с искренней заинтересованностью.
Обучение родителей происходит непосредственно на коррекционных занятиях, когда педагог занимается с ребенком в присутствии родителей. Полезно снимать занятия на видео, потом обсуждать отснятый материал вместе с родителями. Помимо обучения родителей, в процессе коррекционных занятий хороший эффект дают тренинги родительских умений с целью овладения различными развивающими методиками, которые легко использовать в повседневной жизни. Благодаря этому родители могут любое домашнее дело превратить в «коррекционное» занятие со своим ребенком.
Важным аспектом в обучении родителей является освоение ими адекватных форм взаимодействия с ребенком. Это:
· Правильное сопровождение ребенка с множественными нарушениями;
· Правильное объяснение и демонстрация объекта;
· Использование оптимальных средств общения;
· Адекватный объем помощи;
· Адекватная реакция на особенности детского поведения.
Появление в семье «особого» ребенка приводит к тому, что родители разрывают сложившиеся социальные связи, оказываясь в изоляции. Поэтому актуальной формой коррекционной работы с родителями являются родительские клубы и школы родителей. Их основная задача – организация неформальных встреч родителей на семинарах, тренингах. На них родители не только получают информацию об особенностях коррекционно-педагогической работы, но и делятся своим опытом, не стесняются обсуждать проблемы, связанные с детьми.
Имея необходимые знания, опыт и веру в собственные силы родители могут научиться жить по-новому со своим ребенком.
Под системой психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, понимается осуществление психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих полноценное и гармоничное развитие ребенка с отклонениями в развитии в его семье. Психокоррекционная работа с семьей - это важное направление в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решается проблема дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку. Родители, воспитывающие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, не могут самостоятельно грамотно подойти к воспитанию своего ребёнка. Именно поэтому им необходима помощь. Семья, столкнувшаяся с такой трудностью, не должна чувствовать себя отделённой от общества, не должна оставаться один на один со своей проблемой. В процессе воспитания такого ребёнка должны принимать участие коррекционные педагоги, психологи, медицинские и социальные учреждения. Родители должны осознать, что важно использовать все сохранные ресурсы здоровья ребёнка, чтобы достичь благоприятного исхода. Задача специалистов показать родителям, что их дети не безнадёжны, и что при надлежащей работе можно достичь достаточно высокого результата. Для помощи семьям должны проводиться различные курсы-тренинги, главной целью которых являться создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с отклонениями в развитии, формирование положительных установок в сознании родителей.
В своей работе, Ткачева В.В. выделяет следующие задачи психокоррекционной работы:
-реконструкцию родительско-детских взаимоотношений;
-оптимизацию супружеских и внутрисемейных взаимоотношений,
-гармонизацию межличностных отношений между диадой «мать с больным ребенком» и членами семьи, членами семьи и другими (посторонними) лицами;
-коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с отклонениями в развитии;
-развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению;
-формирование навыков адекватного общения с окружающим миром
В результате психокоррекционной работы с семьями, у родителей формируется позитивная воспитательская модель «сотрудничество». Коррекция мироощущения и гармонизация самосознания позволяют изменить отношение родителей к ребенку и восприятие его проблем. У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка, на значимость того, что он существует. Деятельность родителей направляется на оказание помощи ребенку. Отношения родителей с ребенком строятся на уважении его личности, удовлетворении потребностей с учетом его психофизических возможностей. Воспитывая ребенка, таким образом, родители дарят ему тепло, внимание и любовь. Родители внимательно выслушивают ребенка, помогают ему в постепенном разрешении его проблем. Родители принимают индивидуальность ребенка, одобряют проявления его самостоятельности, радуются его успехам. У ребенка, в свою очередь, формируется адекватная самооценка, дружеские взаимоотношения со сверстниками, чувство привязанности к близким, уважение старших.
Таким образом, основная цель психологической помощи в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, помочь ей справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса.