Библиографическое описание:
Дрепелева С.В. Экологическая культура на уроках в начальной школе // Современная начальная школа. 2021. № 28. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/28.pdf.
«Экология» в переводе с греческого языка «экос»- дом, жилище, родина, среда; «логос» - понятие, учение. Термин был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем. Но только со второй половины 20 века человечество всерьез приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. Все живые организмы на Земле взаимосвязаны, причем так тесно, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым последствиям в жизни людей.
Экологическое воспитание – формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убеждённости в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования её богатств, естественных ресурсов.
В наше время существуют экологические проблемы, которые носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет обучения и воспитания детей.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.
Необходимо донести до каждого человека, ту информацию, которая может спасти всё человечество в ближайшем будущем. Экологическая грамотность – необходимое условие жизни человека в современном мире. Отношение человека к окружающей среде, а значит, и к самому себе, отражает уровень духовно-нравственного развития его личности.
Рассмотрим цель и задачи экологической культуры.
Цель: формирование экологической культуры на уроках в начальной школе для обучающихся в условиях реализации ФГОС.
Задачи:
- формировать у обучающихся представление о проблемах экологии и осознание их актуальности для человечества;
-развивать умения принимать адекватные решения в отдельно сложившихся экологических ситуациях;
-привлекать детей к проектно-исследовательской деятельности, способствующей развитию творческой и деловой активности при решении экологических проблем;
-воспитывать ценностное отношение к природе;
-прививать элементарный опыт природоохранной деятельности.
Эти задачи требуют поиска эффективных форм и методов реализации содержания экологического воспитания учащихся.
Формы и методы организации экологического воспитания должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся в начальной школе. В младшем школьном возрасте не теряет своей актуальности в развитии обучающихся игровая деятельность, которая наравне с учебной деятельностью способствует формированию мотивации у детей к освоению окружающего мира.
Максимальная наглядность и практическое взаимодействие с объектами окружающего мира, является необходимым условием экологического воспитания младших школьников. Как пишет В.С. Мухина: «Младший школьник – это не зритель, а активный участник учебного процесса… маленький естествоиспытатель».
Выбор различных форм и методов в работе с детьми с нарушением слуха зависит от средств экологического воспитания.
Например, натуральные объекты природной среды обеспечивают:
- обучение детей правилам ухода за растениями и другими объектами живой природы;
- наблюдения за развитием и ростом;
- составление рассказов по сюжетным картинкам;
- чтение художественной литературы;
- выполнение творческих заданий.
В зависимости от средств воспитания могут осуществляться и разные формы экологического воспитания:
- по количеству детей: индивидуальные, парные и групповые;
- по организации представления объектов: выставки, экскурсии;
- по организации актуализации знаний: беседы, викторины, экологические игры и др.;
- по организации деятельности детей: дежурства, поручения, коллективный труд в природе и др.
Всё это способствует эф фективности и познавательного интереса обучающихся к природе.
Во время наблюдений на уроках окружающего мира, развития речи у обучающихся формируют ся разносторонние знания о природе и природных явлениях.
Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное (несхожее с другими) со держание. Красоту природы можно увидеть, прежде всего, в самой природе, поэтому в школе должно уделяться серьёзное внимание организации экскурсий и походов по местам родного города начиная с 1 класса. (Осенний поход в кедровую рощу, сезонные экскурсии, практические работы и др.) Учащиеся наблюдают за растениями, птицами, насекомыми, измеряют и сравнивают глубину снежного покрова, определяют направление ветра. По результатам походов учащиеся, совместно с классным руководителем готовят творческий отчёт: рисунки цветов, деревьев, насекомых, выставки фотографий, гербарии.
Пробудившееся в детях чувство красоты вызывает у них желание охранять природу. Учащиеся наглядно убеждаются: к растениям и животным надо относиться чутко, осторожно, они достойны жалости и сострадания, защиты и бескорыстной помощи.
На уроках окружающего мира младшие школьники обсуждают проблемы загрязнения воздуха и водоёмов, исчезновения лесных массивов и другие вопросы, касающиеся экологии.
Экологи пытаются определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними. От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.
Экологическое образование и воспитание в школе способствует формированию у детей активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления, научных исследований и практической деятельности по охране природы, творческого подхода к изучаемым вопросам в условиях коллективной жизни в природе и школе.
Одним из основных направлений в экологическом просвещении и формировании экологической культуры населения является массовая работа.
Обучающиеся школы принимают активное участие в различных акциях, конкурсах, проектах, экологических субботниках. Обучающиеся и педагоги школы совместно участвуют в посадке деревьев и кустарников, разбивке цветников.
Педагог старается создать все условия для приобретения обучающимися жизненно важных знаний, умений, навыков, для становления полноценной, духовно богатой личности, которые он сможет применить в дальнейшем и донести свои знания до других.
Используемая литература.
1. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков; Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. – 64 с.
2. Абдуллаев З. Экологическое отношение и экологическое сознание школьников // Народное образование. - 2011. - №2. - С. 186-190.
Дрепелева С.В. Экологическая культура на уроках в начальной школе // Современная начальная школа. 2021. № 28. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/28.pdf.
«Экология» в переводе с греческого языка «экос»- дом, жилище, родина, среда; «логос» - понятие, учение. Термин был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем. Но только со второй половины 20 века человечество всерьез приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. Все живые организмы на Земле взаимосвязаны, причем так тесно, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым последствиям в жизни людей.
Экологическое воспитание – формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убеждённости в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования её богатств, естественных ресурсов.
В наше время существуют экологические проблемы, которые носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет обучения и воспитания детей.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.
Необходимо донести до каждого человека, ту информацию, которая может спасти всё человечество в ближайшем будущем. Экологическая грамотность – необходимое условие жизни человека в современном мире. Отношение человека к окружающей среде, а значит, и к самому себе, отражает уровень духовно-нравственного развития его личности.
Рассмотрим цель и задачи экологической культуры.
Цель: формирование экологической культуры на уроках в начальной школе для обучающихся в условиях реализации ФГОС.
Задачи:
- формировать у обучающихся представление о проблемах экологии и осознание их актуальности для человечества;
-развивать умения принимать адекватные решения в отдельно сложившихся экологических ситуациях;
-привлекать детей к проектно-исследовательской деятельности, способствующей развитию творческой и деловой активности при решении экологических проблем;
-воспитывать ценностное отношение к природе;
-прививать элементарный опыт природоохранной деятельности.
Эти задачи требуют поиска эффективных форм и методов реализации содержания экологического воспитания учащихся.
Формы и методы организации экологического воспитания должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся в начальной школе. В младшем школьном возрасте не теряет своей актуальности в развитии обучающихся игровая деятельность, которая наравне с учебной деятельностью способствует формированию мотивации у детей к освоению окружающего мира.
Максимальная наглядность и практическое взаимодействие с объектами окружающего мира, является необходимым условием экологического воспитания младших школьников. Как пишет В.С. Мухина: «Младший школьник – это не зритель, а активный участник учебного процесса… маленький естествоиспытатель».
Выбор различных форм и методов в работе с детьми с нарушением слуха зависит от средств экологического воспитания.
Например, натуральные объекты природной среды обеспечивают:
- обучение детей правилам ухода за растениями и другими объектами живой природы;
- наблюдения за развитием и ростом;
- составление рассказов по сюжетным картинкам;
- чтение художественной литературы;
- выполнение творческих заданий.
В зависимости от средств воспитания могут осуществляться и разные формы экологического воспитания:
- по количеству детей: индивидуальные, парные и групповые;
- по организации представления объектов: выставки, экскурсии;
- по организации актуализации знаний: беседы, викторины, экологические игры и др.;
- по организации деятельности детей: дежурства, поручения, коллективный труд в природе и др.
Всё это способствует эф фективности и познавательного интереса обучающихся к природе.
Во время наблюдений на уроках окружающего мира, развития речи у обучающихся формируют ся разносторонние знания о природе и природных явлениях.
Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное (несхожее с другими) со держание. Красоту природы можно увидеть, прежде всего, в самой природе, поэтому в школе должно уделяться серьёзное внимание организации экскурсий и походов по местам родного города начиная с 1 класса. (Осенний поход в кедровую рощу, сезонные экскурсии, практические работы и др.) Учащиеся наблюдают за растениями, птицами, насекомыми, измеряют и сравнивают глубину снежного покрова, определяют направление ветра. По результатам походов учащиеся, совместно с классным руководителем готовят творческий отчёт: рисунки цветов, деревьев, насекомых, выставки фотографий, гербарии.
Пробудившееся в детях чувство красоты вызывает у них желание охранять природу. Учащиеся наглядно убеждаются: к растениям и животным надо относиться чутко, осторожно, они достойны жалости и сострадания, защиты и бескорыстной помощи.
На уроках окружающего мира младшие школьники обсуждают проблемы загрязнения воздуха и водоёмов, исчезновения лесных массивов и другие вопросы, касающиеся экологии.
Экологи пытаются определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними. От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.
Экологическое образование и воспитание в школе способствует формированию у детей активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления, научных исследований и практической деятельности по охране природы, творческого подхода к изучаемым вопросам в условиях коллективной жизни в природе и школе.
Одним из основных направлений в экологическом просвещении и формировании экологической культуры населения является массовая работа.
Обучающиеся школы принимают активное участие в различных акциях, конкурсах, проектах, экологических субботниках. Обучающиеся и педагоги школы совместно участвуют в посадке деревьев и кустарников, разбивке цветников.
Педагог старается создать все условия для приобретения обучающимися жизненно важных знаний, умений, навыков, для становления полноценной, духовно богатой личности, которые он сможет применить в дальнейшем и донести свои знания до других.
Используемая литература.
1. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков; Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. – 64 с.
2. Абдуллаев З. Экологическое отношение и экологическое сознание школьников // Народное образование. - 2011. - №2. - С. 186-190.