Высшая школа делового администрирования
Конференции
Август 2023

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Костарева Марина Александровна
воспитатель
МАДОУ "ЦРР - детский сад № 11", Пермский край, г. Кунгур

Этап дошкольного образования – важная составляющая социальной жизни страны. От качества образования в ДОУ зависит очень многое, поэтому дошкольное образование в настоящее время рассматривается как один из основных факторов формирования культурного, образованного, благополучного общества.

Современное дошкольное образование раскрывает перед педагогами широкий спектр вариантов взаимодействия с детьми и их семьями. Работа педагогов основывается на понятном, прозрачно составленном Федеральном Государственном образовательном стандарте, в силу вступает Федеральная образовательная программа, используются очень эффективные УМК, педагогические технологии, в практику постоянно вводятся инновационные методические пособия, библиотеки ДОУ пополняются новыми, интересными для детей и воспитателей книгами. Безусловно, поощряется творчество в решении образовательных и трудовых задач воспитателями, изобретение авторских методик, методических разработок, игр, техник в творчестве и т.д.

Конечно, наряду с современными технологиями педагоги используют традиционные методики, те, которые годами оказывали благоприятное воздействие на детей дошкольного возраста, помогали им развиваться, осваивать новые знания, умения и навыки.

Но, не смотря на такое разнообразие педагогических инструментов, воспитатели, всё-таки ощущают на себе некоторые проблемы современной педагогики.

Хотелось бы подробнее осветить вопрос использования на практике и интерпретацию ФОП педагогами на базах современных ДОУ.

К сожалению, современные дети испытывают сложности в разных областях развития. Учёные выделяют следующие основные проблемы, которые приводят к снижению уровня результатов в области дошкольного образования:

- резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста;

- рост эмоционального дискомфорта детей, как следствие, появление апатии к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;

- утрата ведущей роли сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и позитивной мотивации к развитию;

- снижение уровня любознательности и воображения у дошкольников;

- неразвитость внутреннего плана действий у воспитанников;

- неразвитость мелкой моторики и, следовательно, графических навыков, неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность;

- рост зависимости от различных гаджетов, мультфильмов, в целом увеличение количества экранного времени;

- астенизация телосложения и снижение мышечной силы, низкий уровень иммунной защиты у детей;

- рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

Конечно, взяв во внимание все вышеперечисленные проблемы, необходимо отметить, что педагогам следует уделять большое внимание индивидуальному подходу, выстраивать взаимодействие с ребёнком, исходя из самых актуальных потребностей дошкольников, их особенностей развития и интересов.

При этом нужно не упускать возможность просвещать родителей и других значимых для воспитанников взрослых, с целью достижения наилучших результатов в различных сферах развития детей дошкольного возраста. Отметим, что для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ для развития полноценной, гармоничной личности, необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семей воспитанников.

Не смотря на вышеперечисленные особенности построения взаимодействия с дошкольниками, нужно учитывать в работе обязательную часть ФОП. При этом обязательная часть не регламентирует строго работу воспитателя, а лишь создаёт направление, освещает стороны его взаимодействия с детьми.

Читая образовательную программу, каждый воспитатель может сделать акценты на отдельных моментах, использовать на практике своё видение описанных в программе принципов, целей, предполагаемых результатов. В зависимости от квалификации педагога, его опыта работы, представлений и личных интересов, данная интерпретация может быть совершенно разной.

Также не стоит забывать о том, что ООП ДО должна учитывать индивидуальные потребности, интересы и особенности воспитанников, о чём мы говорили ранее.

Здесь и открывается одна из ведущих проблем современной дошкольной педагогики. Даже самый опытный педагог с большим стажем может допустить ошибку при планировании деятельности детей, акцентируя внимания на проблемных зонах дошкольников, упустить развитие каких-либо навыков, необходимых для успешного взаимодействия с социумом и окружающим миром.

Можно ли работать полностью на ФОП ДО? К сожалению, вопрос неоднозначный.

С одной стороны данная образовательная программа является образцом, охватывающим все стороны развития детей, акцентируя внимание на запросе современного общества к дошкольному образованию.

С другой стороны, учёт индивидуальности детей именно вашей группы там нет. Дети в настоящее время очень разные. Даже находясь в постоянном взаимодействии, они могут транслировать педагогу совершенно различные потребности и запросы к построению воспитательно-образовательного процесса.

Из чего необходимо сделать выводы, что воспитателям нужно проявлять максимальную компетентность и разрабатывать собственную ООП, опираясь на обязательную часть ФОП, но проявляя глубокий индивидуальный подход в планировании работы с дошкольниками. Данная работа очень сложна, не каждый воспитатель может полноценно её выполнить из-за недостатка опыта в планировании работы с воспитанниками, скромного опыта работы с документацией, недостатка временного ресурса на выполнение столь глобальной задачи.

В конце статьи хотелось бы подвести и сделать выводы о том, как глубоки должны быть знания воспитателя на базе современного ДОУ, чтобы не только грамотно планировать работу с детьми с учётом ФГОС ДО и ФОП ДО, но и, полагаясь на интересы, особенности, потребности детей, разнообразить образовательный процесс в ДОУ и сделать его максимально эффективным.

Это нужно для того, чтобы подготовить дошкольников к успешному взаимодействию с обществом, окружающим миром и успешному усвоению новых знаний, умений и навыков на следующем этапе, первой ступени начального школьного образования.

Список использованных источников:

1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 №1155 // Министерство образования и науки Российской Федерации. - 2013.

2. Федеральная образовательная программа: утверждена приказом Министерства Просвещения РФ от 25.11.2022 №1028 // Министерства Просвещения РФ. – 2022.