воспитатель
Романова Юлия Юрьевна
музыкальный руководитель
Ишина Евгения Станиславовна
педагог-психолог
МБДОУ Детский сад 135 г. Рязань
Продолжительность проекта – среднесрочный (2 месяца - февраль, март)
Тип проекта -
исследовательский, творческий, групповой
Участники проекта - воспитатели, дети подготовительной группы, родители
Возраст детей – 6-7 лет
Актуальность - Вода - основа жизни на Земле, это бесценное богатство, подаренное человечеству природой. Без неё не обойтись никому и никогда, и заменить её нечем! Но водные ресурсы на нашей планете катастрофически истощаются, из-за неправильной хозяйственной деятельности людей происходит загрязнение водоёмов. Нужны срочные меры, иначе нашей планете грозит экологическая катастрофа. Необходимо бережно относиться к воде – источнику жизни на земле.
Проблема - Недостаточный объём знаний у детей о значении воды, о свойствах воды, об источниках и последствиях загрязнения воды, отсутствие привычки бережно относиться к воде.
Цель проекта: Воспитание экологического сознания; формирование представлений о воде, как важном природном ресурсе; воспитание бережного отношения к воде - источнику жизни на Земле.
Задачи:
1. Способствовать расширению представления о значении воды для всего живого на земле.
2. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах и состояниях воды; подвести к пониманию круговорота воды в природе.
3. Познакомить с обитателями пресных водоёмов, морей и океанов.
4. Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой.
5. Способствовать формированию познавательного, бережного, созидательного отношения к воде.
6. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Формировать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать свою деятельность, делать выводы на основе практического опыта.
7. Повысить компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников, вовлечение родителей в совместную с детьми проектную деятельность.
Форма проведения итогового мероприятия проекта – экологическое развлечение «Вода - наше богатство» (к Всемирному Дню Воды -22 марта)
Планируемые результаты по проекту:
1. У детей достаточный багаж знаний о значении воды, о её свойствах и состояниях, о животных и растениях-обитателях водоёмов.
2. Сформировано понятие о круговороте воды в природе.
3. Дети с интересом и удовольствием экспериментируют с водой, умеют устанавливать причинно-следственные связи.
4. Дети могут ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, делать выводы.
5. Привиты навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту. Дети бережно относятся к воде, используют её рационально.
6. Повысилась компетентность родителей в вопросах экологического образования детей. Родители работают над проектом в тесной связи с воспитателями и детьми.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап:
1. Изучение методической литературы по теме проекта
2. Стартовая беседа для выявления первоначальных представлений о воде.
3. Пополнение развивающей среды:
4. - Создание мини-библиотеки художественной и познавательной литературы о воде.
5. - Подбор иллюстративного материала (иллюстраций, фотографий, карт, схем, репродукций)
6. - Составление картотеки опытов с водой;
- Составление картотек стихов, загадок, пословиц и поговорок о воде
- Создание подборки экологических сказок о воде.
- Создание подборки «Интересные факты о воде»
3. Подготовка оборудования для опытов с водой.
4. Подбор сюжетно-ролевых, дидактических, пальчиковых игр.
5. Разработка перспективного плана занятий познавательного цикла Разработка конспектов НОД по теме.
Основной этап проекта (закрепление и углубление знаний о воде):
1. Рассказы воспитателя, беседы с детьми
2. Наблюдение за осадками, природными явлениями
3. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций, фотографий, репродукций по теме.
4. Дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые, подвижные игры
5. Экспериментальная деятельность – опыты с водой.
6. Решение проблемных ситуаций
7. Просмотр документальных фильмов BBC
8. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, сочинение сказок, драматизация.
9. Художественное творчество (рисование, аппликация, лепка)
10.Изготовление плакатов, коллажей, моделей, морфологических таблиц.
11. Сбор материала для мини-музея
Заключительный этап проекта:
1. Презентация плакатов на тему: «Берегите воду», «Вода – это жизнь».
2. Создание мини-музея «Мир воды».
3. Выставка детского рисунка «Вода вокруг нас»
4. Акция «Береги воду»
5. Экологическое развлечение «Вода - наше богатство»
Взаимодействие с родителями:
1. Консультации для родителей на тему «Занимательные опыты и эксперименты с водой», буклет «Почему воду надо беречь»,
2. Привлечение родителей к подбору иллюстративного и познавательного материала о воде
3. Творческие задания: изготовление книжек – малышек «Приключения капельки», изготовление плакатов «Береги воду»,
4. Создание альбома «Кто живёт в воде?», «Что растёт в воде?»
5. Выставка рисунков «Вода вокруг нас».
Перспективный план работы по проекту
Месяц
Неделя
Содержание
I.
Рассматривание глобуса.-Почему Землю называют голубой планетой?
Составление модели «Сколько воды на планете» (соотношение воды и суши)
Изготовление модели «Соотношение солёной и пресной воды на Земле».
Беседа «Вода вокруг нас»
Выставка детского рисунка «Вода вокруг нас»
Чтение и обсуждение стихотворения «Трудолюбивая вода” (В. Иванова).
Беседа «Вода нужна всем»
Дид.игра «Кого напоит капелька»
Заклички, пословицы, поговорки о воде
II.
Беседа «Какие бывают водоёмы».
Чтение и обсуждение стихотворений «Речка», «Капля и море» (Э.Мошковская).
Аппликация коллективная «Куда бежит речка»
Моделирование из голубых полосок разной ширины и длины «Речная система»
Загадки о роднике, ручейке, озере, море
Просмотр видеороликов “Природные водоёмы”, “Водопады”.
Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: - “Звонкий ручей”, «Шум прибоя», «Водопад»
Рисование «Разные водоёмы»
Лепка “На реке, на озере ”
Подвижные игры “Пройди через речку по мостику”, “Ручеёк” Подвижная игра “С кочки на кочку” (болото)
III.
Беседа «Вода- великая волшебница»
Наблюдение за разными состояниями воды (снегопад, иней, облака, сосульки, капель, морозные узоры на окне)
Загадки о дожде, инее, росе, тумане, снеге, льде, сосульке.
Чтение и обсуждение стихотворения «Видел сам» (В.Лифшиц)
Чтение и обсуждение стихотворений «Дождь идёт» (С.Жупарин) и «Какой дождь» (О.Григорьев),“Сколько знаю я дождей” (А.Тараскин)
Аппликация «Моё облако похоже на…»
Ручной труд «Сосулька» (материал-пластилин, фольга)
Экспериментирование «Что будет, если подышать на стёклышко?»
Коллаж «Такая разная вода»
Физминутка “Дождик”.
Подвижная игра “Снежиночки-пушиночки”,
Рисования «Чудесница –вода» (вода в разных состояниях), составление из рисунков книги «Такая разная вода»
Трудовая деятельность «Создание ледяных построек»
Прослушивание аудиозаписи– детская песенка “Облака – белогривые лошадки”.
Задание родителям – подбор худ.слова о разных состояниях воды
IV.
Беседа “Круговорот воды в природе»
Наблюдения в группе - «Как мы сушим одежду после прогулки», как высыхает пол после мытья, в уголке природы-«Куда девается вода после полива?», «Лист фикуса и полиэтиленовый пакет»
Наблюдение на прогулке «Как сушат бельё работники прачечной»
Экспериментирование «Испарение воды»-1, «Испарение воды»-2 (при разных условиях)
Экспериментирование «Делаем облако»
Чтение «История Маленького Лягушонка» (сказка о круговороте воды в природе).
Сказка на фланелеграфе «Путешествие капельки»
Подвижная игра «Путешествие капелек»
Изготовление книжек-малышек «Приключение капельки» (с родителями)
Чтение и обсуждение стихотворения «Весенний разговор» (С.Погореловский)
Создание модели «Круговорот воды в природе»
I.
Беседа «Такая разная вода»
Экспериментирование – серия опытов
1.«Свойство воды- прозрачность», 2. «Вода не имеет вкуса», 3. «Вода не имеет запаха»,4. «Вода не имеет формы» 5. «Лёд – одно из состояний воды », 6.«Лёд легче воды» 7.«Пар –одно из состояний воды », 8.. «Свойство воды- текучесть", 9.«Вода может растворять разные вещества», 10.«Вода может иметь разную температуру » 11. «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно”. 12 “Солёная вода не позволяет предметам тонуть”. 13.«Окрашивание цветка» (капиллярность)
Дидактическая игра «Маленькие человечки» (3 состояния воды)
Разговор с детьми о силе воды, (шторм, цунами, наводнение)
Игры с водой «Буря в стакане»
Дидактическая игра «Хорошо-плохо»
Рассказ воспитателя о народно-хозяйственном значении воды (вода-источник энергии (ТЭЦ, двигатели), водопровод, канализация, орошение полей, рыболовецкие хозяйства и т.п
Рассказ воспитателя «Как очищают воду перед подачей её в дом»
II.
Беседа «Что растёт в воде?»
Рассматривание энциклопедии «Подводный мир»
Просмотр видео- фильма «Подводный мир океана» (растения)
Чтение отрывков из сказки Андерсон «Дюймовочка» (как рыбки помогли Дюймовочке), из сказки «Приключение Буратино» (Буратино в пруду)
Чтение «История одного пруда» (Н.Рыжова)
Аппликация «Дюймовочка на листе кувшинки»
Рисование «Что в воде растёт»
Оригами «Белая кувшинка»
Задание с раздаточным материалом «Раскрась только водные растения»
Релаксация «Камешки в воде»
Дид.игра «Отбери водные растения и помести их в водоём»
Опыты «Живая вода», (распускание веточки сирени), «Семечко, расти» (проращивание семени)
Наблюдение в уголке природы «Разная потребность комнатных растений в воде»
Наблюдение за увяданием цветка из букета без воды
Задание понаблюдать дома за комнатными растениями и домашними питомцами на тему «Потребность в воде»
III.
Беседа «Кто живёт в воде?»
Рассматривание энциклопедий «Жизнь в пресной воде», «Водоёмы»
Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, бобра, рыбы (как они приспособлены к жизни в воде)
Дид.игры «Заселение водоёма», «Морской или речной» (отобрать водных жителей и поселить их в водоём), усложнение-заселение животных в пресные водоёмы и в море
Подвижная игра «Мы – водные жители» (изобразить кита, акулу, стайку рыб, лягушку, раков, крабов, гуся, лебедя, чайку)
Подвижная игра «караси и щуки»
Чтение и обсуждение стихотворения «Кит и кот» (Б.Заходер), «А мы поймали рыбку» (А.Стройло)
Рисование домов для животных морских и пресноводных
Лепка «Морские жители» (пластилин, глина)
Чтение сказки «День рождения Дельфинёнка»
Пальчиковая игра “Рыбка в озере живёт”.
Просмотр слайд-шоу “Подводный мир океана” (животные)
Рисование “Природные водоёмы: море, океан”.
Опыт «Делаем медузу»
Создание альбома «Кто живёт в воде»
Изготовление моделей «Озеро», «Море», «Аквариум»
Подвижная игра «Море волнуется»
Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Спокойная “Дельфины”, “Чайки ”.
Аппликация “Рыбки в аквариуме”.
IV.
Беседа «Воду надо беречь»
Изготовление модели «Соотношение пресной и солёной воды на Земле»
Составление схемы «Кому нужна вода?»
Чтение и обсуждение стихотворения «Что случилось с рекой?» (Б,Заходер),
Чтение экологических сказок «Как люди речку обидели», «Жила-была речка» (Н.Рыжова), «Королева Вода», «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло» (Д.Орлова), «Разве озеро-свалка» (современная сказка о рыбаке и рыбке»
Рисование «Грустная речка», «Весёлая речка».
Наблюдение «Куда бежит ручеек?», пускание корабликов
Просмотр мультфильма «Берегите воду» (кинокомпания «Триван»)
Домашнее задание: «поиск» воды в своей квартире: где можно найти воду? Для чего она используется? Все ли члены семьи пользуются водой? Всегда ли вовремя закрывают краны?
Экспериментирование «Фильтрация воды»
Загадки о бассейне, аквариуме, фонтане.
Просмотр слайд-шоу “Искусственные водоёмы”.
Рисование “Искусственные водоёмы: фонтан, бассейн, аквариум”.
Решение проблемных ситуаций «Нужно постирать бельё, а из крана не течёт вода», «» Хочется попить чая, а из крана течёт грязная вода»
Создание мини- музея «Мир воды»
Акция «Береги воду» (изготовление мини-плакатов «Берегите воду» и вручение их сотрудникам детского сада).
Изготовление плакатов «Вода-это жизнь», «Береги воду» (с родителями), презентация плакатов
Экологическое развлечение «Вода - наше богатство» (22 марта-Всемирный День воды)