Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Егорова И.В. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ КАК ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Библиографическое описание:
Егорова И.В. Развитие творческих способностей детей как форма профориентации младших школьников // Современная начальная школа. 2021. № 16. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/16.pdf.

В современных условиях проблема профессиональной ориентации приобретает особую актуальность. Сегодня каждому необходимо владеть информацией об уровне своих знаний, умений, меняющемся мире профессий, ситуации на рынке труда. В выборе профессии информированность - это залог успеха, она обеспечит осознанное и обоснованное планирование профессиональной карьеры. Увеличивающаяся потребность в информации о рынке труда и образовательных услуг приводит к необходимости проведения профориентационной работы со школьниками и их родителями на новом уровне, превратила выбор профессии в крупную социальную проблему, решение которой необходимо начинать в младшем школьном возрасте.

Именно вопросы ранней профориентации выступают ключевыми в образовательно-воспитательном процессе. Как отмечает Мордовская А.В., профессиональная ориентация решает не только проблемы, связанные с выбором и готовностью к профессиональному старту, но и развитие личности в целом, так как современный работник должен обладать критическим мышлением, коммуникативными способностями, умениями командной работы, творческими и креативными способностями [1].

В связи с этим мы рассмотрим развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте.

Ознакомление с миром профессий начинается в дошкольном возрасте и осуществляется за счет развития эмоционального отношения к окружающим, к профессиональной деятельности родителей. Но, именно, с приходом ребенка в школу расширяется возможности познания мира профессиональной деятельности. Профессиональная ориентация младших школьников направлена на расширение представлений о мире труда и профессий, формирования ценностного отношения к труду [2].

Как учитель начальных классов, педагог дополнительного образования, руководитель объединения «Природа и фантазия», я в своей работе уделяю большое внимание профориентационной работе с детьми. Следует подчеркнуть, что перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Однако, профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности обучающихся. Одной из форм является развитие творческих способностей детей. На занятиях объединения «Природа и фантазия» творческая деятельность проходит в виде праздников, игр, экскурсий, мастер-классов, практических занятий. Творческие задания включают в себя изготовление поделок из природных материалов и в различных техниках. Такие задания являются очень интересным видом деятельности для детей младшего школьного возраста [3].

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать [4].

Близость к природе, поклонение её силам естественно рождали у древних славян стремление запечатлить их в художественном творчестве. Поэтому быт и искусство наших предков отражает любовь к природе, ощущение красоты окружающего мира. Именно об этом стремились рассказать наши предки, довести до своих потомков самое главное, самое ценное, самое необходимое для жизни на земле – жить в мире и согласии с матушкой Природой. Беречь и любить её, как свою мать; охранять. Содержать в чистоте и порядке, как свой дом – наш общий дом.

Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Данная программа предусматривает работу с обучающимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа конструирования из природных материалов вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Это вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке - зверька или птичку, хочет перенести в свою повседневную жизнь, городскую квартиру кусочек живой природы - удивительную корягу, полевые цветы, морские камешки. Природа - замечательная мастерская. В руках умельца с душой художника все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Поделки из природных материалов - это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства. Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или рыбьей чешуи - не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.

Сказочна и богата природа! Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке. Иногда в детстве встретившись с таким чудом, хочется перенести его домой, чтобы оно было рядом. Но, осуществив свой замысел, губишь цветок. Огорчению нет предела!

Однажды у меня возникла идея создания собственной Красной книги. Я работала над этим несколько лет и поставила задачу не только сохранить божественную красоту природы, но и научить детей ценить и любить каждую травинку, замечать мгновения красоты вокруг. Как же это сделать? Очень просто!

Я поняла, что только создавая красоту своими руками, ребёнок может сохранить то, что сотворила природа.

Я смогла увлечь идеей Красной книги детей, и появились аппликации, картины, поделки. В работах мы используем разные материалы: ткань, цветную бумагу, фет, глину, бисер…. природные материалы, солёное тесто…

Моя Красная книга – это не только редкие и исчезающие виды растений. Красный цвет всегда привлекает внимание и призывает остановиться, взывает к чувствам человека. В этой книге ещё очень много чистых страниц, а это значит, что моя работа должна продолжаться. Моя цель не только творить прекрасное, но и сохранять в сердцах детей трепетное и уважительное отношение к окружающему миру.

Дети доверчивы к взрослым. Их души открыты окружающему миру и нам, взрослым. Поэтому очень многое зависит от того, что из коснувшегося детей однажды не покинет их.

Я использую разнообразные методы исследования окружающей среды. Осуществляю общественно полезную деятельность учащихся по охране объектов и комплексов природы. Дети участвуют в различных практических экологических акциях. Различные природоохранные операции: «Сохраним елочку», «Чистый воздух», «Посади дерево», «Муравейник». В своей работе использую многообразные формы по воспитанию экологической культуры:

- экологические беседы: «Мы – друзья природы», «Как мы помогаем природе?», «О культуре поведения в природе», «Зеленая аптека»;

- конкурс загадок о природе;

- экологические игры: «По тропе Берендея», «Тайны лесной тропинки»;

- экскурсии в парк и музеи;

- составление и отгадывание ребусов о природе;

- игра-путешествие «По заповедным уголкам мира».

В процессе экскурсий в природу дети наблюдают за насекомыми, птицами, животными, учатся быть внимательными и знают, что нельзя топтать и рвать цветы, ломать деревья, уничтожать муравейники, разорять птичьи гнезда.

И если они этому следуют, это их небольшой, но значимый вклад в охране природных богатств родного края.

Данные мероприятия позволяют выявить знания учащихся, внести свой посильный вклад в создание здоровой окружающей среды.

Гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка [5].

Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Привлечение детей к экологически ориентированной деятельности: совершенствовать природоохранную деятельность.

Обогащение личного опыта детей положительным, гуманным взаимодействием с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы.

Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности, составляющими которой выступают знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Но наша задача, чтобы дети не только увидели эту мастерскую, а однажды войдя в неё, больше с ней не расставались. Оживить сказочных героев могут взрослые и детские ловкие руки, а также фантазия, которая поведет вас в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств – радость созидания, творчества. Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской — забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала — труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.

Человек – венец природы, творец её. Поэтому есть надежда, что в скором будущем он обратит свою могучую энергию, все свои знания, многовековый опыт на благое дело – оздоровление окружающей природы. Профессия эколога становится одной из важнейших и самых востребованных профессий. Эколог – профессия будущего. Любой человек, занятый проблемами взаимоотношений природы и общества, может называться экологом.

Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем, плодотворным станет процесс познания мира профессий и труда.

Библиографический список:

1. Региональный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодежи / Под ред. А.В. Мордовской, С.В. Паниной, Т.А. Макаренко. – Киров: Изд-во МЦНИП, 2014. – 189 с.

2. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1999. – С. 32.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Академия, 2011. – С. 55-56.

4. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. Педагогический поиск. – М., 2009. – С. 144.

5. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. – С. 170.