Библиографическое описание:
Матвиец Г.Ф. Читательская конференция по произведению Л. Воронковой «Девочка из города» // Современная начальная школа. 2021. № 29. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/29.pdf.
Цель: воспитание у ребят любви к своей Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого на ярких примерах храбрости и мужества нашего народа.
Задачи конференции:
1. Вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности.
2. Развивать устойчивый интерес к книге - источнику знаний, умение работать с дополнительной информацией, формировать осознанный интерес к чтению.
3. Способствовать воспитанию чувства гордости за историческое наследие своего народа, приобщать к изучению национальной культуры, прививать глубокое уважение к своему народу. стимулировать интерес к чтению.
формировать патриотическое сознание школьников через приобщение к
чтению.
Оборудование: презентация, выставка книг, звуковые файлы, видео.
Ход мероприятия
Вступление.
Чтец:
Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая тяжкая тоска.
Она молчит, о чем не спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь
А много, много горьких лет.
Ведущий: 75 лет назад закончилась Великая Отечественная война. В войну тяжело было всем – мужчинам, женщинам, но особенно тяжело детям. Стали стариками дети войны, но многие из них остались навсегда на ее полях и дорогах. В эти страшные годы страна как могла, спасала свое будущее – детей.
Ведущий: Сегодня мы расскажем вам о судьбе одной из таких девочек. О ее истории рассказывается в книге Л.Воронковой «Девочка из города»
Знакомство с творчеством писательницы Л.Ф. Воронковой, её биографией.
Давайте познакомимся с автором произведения- Л.Ф. Воронковой.
· Перед вами портрет Л.Ф. Воронковой. Вглядитесь в него, можно ли по портрету сказать, каким человеком была писательница?
· (Красивая, добрая, веселая, добрые глаза, спокойное лицо, улыбается, кажется, что сейчас заговорит с нами, расскажет интересную историю или смешной случай.)
· Вы правы, не зря про нее товарищи - писатели говорили «светлый и добрый талант»
· Почему говорили «светлый»? (Какие бы трудности не встречались героям, но всегда впереди была радость и светлые дни, как бы солнышко освещало дорогу героям.)
Л.Ф.Воронкова родилась в Москве в 1906 году. Но позднее семья переехала в небольшую подмосковную деревушку, и этот период жизни оказался для писательницы очень важным, повлиявшим на характер ее творчества. Там, в деревне, у нее выработалась привычка к
постоянному, терпеливому труду. Открылась красота русской природы. И она потянулась к перу, чтобы в стихах и прозе выразить свою любовь к земле и людям труда.
Уже взрослой она вернулась в Москву и стала сначала журналисткой. Много ездила по стране и писала о жизни на селе: ей была близка эта тема.
В 1940 году вышла ее первая книга «Шурка».
Книга «Девочка из города» была написана Л.Ф. Воронковой в годы войны в 1943 году. Своими глазами видела писательница все те бедствия, которые принесла с собой война. Видела разрушенные селения, горящие дома, беженцев, бредущих по дороге.
И вполне возможно, что среди этих обездоленных людей, она увидела героиню своей книжки – Валентинку, девочку из города, на глазах которой погибла мать.
Обсуждение книги
· Как вы думаете, выдуманная эта история или такое могло случиться в жизни?
· В какое время и в каком месте происходят события, описанные в повести?
· При каких обстоятельствах девочка Валя попала в село Нечаево?
Ведущий: Дом девочки Валентины разбомбили фашисты, в бомбежке погибли мать и младший братишка, а отец раньше погиб на фронте. Девочку взяли с собой соседи, когда уходили из разрушенного города на восток. Так Валя оказалась в Нечаеве, в семье Дарьи Шалихиной.
Инсценирование
Сценка №1:
(На сцене изба, в ней мать, Груша и Таиска. Заходят Валя и две женщины).
Таиска - Гляди-ка в ботинках
Груша - А чулок рваный.
Таиска - Гляди, в сумку свою вцепилась, даже пальцы не разжимает.
Чего у нее там.
Груша -А ты спроси.
Таиска - А ты сама спроси.
Подходит Дарья
Дарья - Ох горемыка ты бедная. Как же тебя зовут?
Валя - Валя.
Дарья - Валя, Валентина, Валентинка значит.
Дарья – Оставьте Валентину у меня. Чего ей по морозу маяться, а у меня трое ребят – ну будет четверо. Авось проживем.
· Что испытала Дарья Шалихина к девочке Вале?
Так появился в селе Нечаеве новый человек. Страшно Валентине у чужих, все не так как дома, одна только хозяйка, которая зовет её дочкой не страшная. Она как мама, но не настоящая мама. Настоящую маму немцы убили.
· Чем отличалась Валентинка от деревенских детей? (Мама Валентинке читала много книг. Девочка знала названия птиц: колибри, варакушка; знала истории о мореплавателях, собирала красивые картинки, у неё была богатая фантазия, умела придумывать истории).
· В деревенской жизни много нового необычного для городской девочки. Что нового узнала, увидела Валентинка? (Узнала что такое баня по-чёрному и подпол – подвал, как прорастают семена, интересные факты из жизни домашних животных – ягнят, телят и из жизни леса - цветы. Праздник весны - когда пекли жаворонков).
· Повлияла ли Валентинка на жизнь деревенских детей? О чем она им рассказала? Чему научила?
Валентинке нелегко было в новой семье. Она очень хотела, чтобы её полюбили.
· Что подарили маме дети на День рожденья? (Романок нарисовал танк на печке, Таиска перемыла крынки, Валентинка нарисовала цветы на столешнице)
ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА ИЗ ФИЛЬМА (Подарки маме)
· Какие чувства испытала Валентинка после встречи с дедом?
· Подружилась она с ним? Как Валентинка подружилась с дедом?
· Какие события, произошедшие в семье, подтверждают, что Валентинка стала своим человеком?
Сценка «Письмо отца с фронта»
· А кто же помог Валентинке приобрести новую семью, кто особенно ее понимал, не торопил события?
· Как вы думаете, почему Валентинка не смогла сразу назвать Дарью мамой?
· Когда впервые Валентинка назвала ее мамой? (Когда убегала от быка, девочка кричала: «Мама, мама!»).
Давайте ещё раз вместе с Валентинкой переживём самый волнующий, трогательный момент её новой жизни. Она вновь сказала самое тёплое, ласковое слово: «МАМА». Видеофрагмент
Подведение итогов
· Чем заканчивается повесть?
· Почему в конце повести стоит многоточие?
· Как вы думаете, как сложится судьба у Валентинки?
· О чем эта книга, как вы считаете?
Чтение отзывов о книге
Вывод. Доброта, милосердие- эти качества характера Дарьи. И девочка Валентинка приобрела новую семью и маму благодаря душевной теплоте Дарьи. А в наше, настоящее время, нужна доброта?
-В чем может она проявляться?
Доброта – она не увядает
И не ждёт взаимности в ответ…
Никогда не жжёт, а согревает,
Оставляя в душах яркий свет…
Доброта не судит, не калечит…
От неё не стоит ждать вреда…
Лишь она от злобы мир излечит,
Не завысив цену никогда…
Доброта действительно бесценна.
И старик, что кормит голубей,
Даже сам не зная, постепенно,
Эту землю делает добрей…
И ребёнок, пожалев дворнягу,
И отдав с портфеля бутерброд,
Доброте поступком дал присягу,
Что в беде друзей не подведёт…
И друг другу веря и жалея,
Не таская в сердце груз обид,
В целом, мы становимся добрее.
Ничего, что там, в груди щемит…
Доброта всегда протянет руку,
Несмотря на сделанное зло…
Не узнать о ней – вот это мука.
С ней не всем столкнуться повезло…
Я желаю вам, чтобы в вашем сердце поселилась доброта. Чтобы у вас было желание подружиться с этим замечательным качеством человеческой души.
Список литературы.
Википедия
А.Барто «В дни войны» 1941г
Л.Воронкова «Девочка из города» 1943 г
И.Самарина-Лабиринт «Доброта» 2012г
Матвиец Г.Ф. Читательская конференция по произведению Л. Воронковой «Девочка из города» // Современная начальная школа. 2021. № 29. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/29.pdf.
Цель: воспитание у ребят любви к своей Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого на ярких примерах храбрости и мужества нашего народа.
Задачи конференции:
1. Вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности.
2. Развивать устойчивый интерес к книге - источнику знаний, умение работать с дополнительной информацией, формировать осознанный интерес к чтению.
3. Способствовать воспитанию чувства гордости за историческое наследие своего народа, приобщать к изучению национальной культуры, прививать глубокое уважение к своему народу. стимулировать интерес к чтению.
формировать патриотическое сознание школьников через приобщение к
чтению.
Оборудование: презентация, выставка книг, звуковые файлы, видео.
Ход мероприятия
Вступление.
Чтец:
Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая тяжкая тоска.
Она молчит, о чем не спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь
А много, много горьких лет.
Ведущий: 75 лет назад закончилась Великая Отечественная война. В войну тяжело было всем – мужчинам, женщинам, но особенно тяжело детям. Стали стариками дети войны, но многие из них остались навсегда на ее полях и дорогах. В эти страшные годы страна как могла, спасала свое будущее – детей.
Ведущий: Сегодня мы расскажем вам о судьбе одной из таких девочек. О ее истории рассказывается в книге Л.Воронковой «Девочка из города»
Знакомство с творчеством писательницы Л.Ф. Воронковой, её биографией.
Давайте познакомимся с автором произведения- Л.Ф. Воронковой.
· Перед вами портрет Л.Ф. Воронковой. Вглядитесь в него, можно ли по портрету сказать, каким человеком была писательница?
· (Красивая, добрая, веселая, добрые глаза, спокойное лицо, улыбается, кажется, что сейчас заговорит с нами, расскажет интересную историю или смешной случай.)
· Вы правы, не зря про нее товарищи - писатели говорили «светлый и добрый талант»
· Почему говорили «светлый»? (Какие бы трудности не встречались героям, но всегда впереди была радость и светлые дни, как бы солнышко освещало дорогу героям.)
Л.Ф.Воронкова родилась в Москве в 1906 году. Но позднее семья переехала в небольшую подмосковную деревушку, и этот период жизни оказался для писательницы очень важным, повлиявшим на характер ее творчества. Там, в деревне, у нее выработалась привычка к
постоянному, терпеливому труду. Открылась красота русской природы. И она потянулась к перу, чтобы в стихах и прозе выразить свою любовь к земле и людям труда.
Уже взрослой она вернулась в Москву и стала сначала журналисткой. Много ездила по стране и писала о жизни на селе: ей была близка эта тема.
В 1940 году вышла ее первая книга «Шурка».
Книга «Девочка из города» была написана Л.Ф. Воронковой в годы войны в 1943 году. Своими глазами видела писательница все те бедствия, которые принесла с собой война. Видела разрушенные селения, горящие дома, беженцев, бредущих по дороге.
И вполне возможно, что среди этих обездоленных людей, она увидела героиню своей книжки – Валентинку, девочку из города, на глазах которой погибла мать.
Обсуждение книги
· Как вы думаете, выдуманная эта история или такое могло случиться в жизни?
· В какое время и в каком месте происходят события, описанные в повести?
· При каких обстоятельствах девочка Валя попала в село Нечаево?
Ведущий: Дом девочки Валентины разбомбили фашисты, в бомбежке погибли мать и младший братишка, а отец раньше погиб на фронте. Девочку взяли с собой соседи, когда уходили из разрушенного города на восток. Так Валя оказалась в Нечаеве, в семье Дарьи Шалихиной.
Инсценирование
Сценка №1:
(На сцене изба, в ней мать, Груша и Таиска. Заходят Валя и две женщины).
Таиска - Гляди-ка в ботинках
Груша - А чулок рваный.
Таиска - Гляди, в сумку свою вцепилась, даже пальцы не разжимает.
Чего у нее там.
Груша -А ты спроси.
Таиска - А ты сама спроси.
Подходит Дарья
Дарья - Ох горемыка ты бедная. Как же тебя зовут?
Валя - Валя.
Дарья - Валя, Валентина, Валентинка значит.
Дарья – Оставьте Валентину у меня. Чего ей по морозу маяться, а у меня трое ребят – ну будет четверо. Авось проживем.
· Что испытала Дарья Шалихина к девочке Вале?
Так появился в селе Нечаеве новый человек. Страшно Валентине у чужих, все не так как дома, одна только хозяйка, которая зовет её дочкой не страшная. Она как мама, но не настоящая мама. Настоящую маму немцы убили.
· Чем отличалась Валентинка от деревенских детей? (Мама Валентинке читала много книг. Девочка знала названия птиц: колибри, варакушка; знала истории о мореплавателях, собирала красивые картинки, у неё была богатая фантазия, умела придумывать истории).
· В деревенской жизни много нового необычного для городской девочки. Что нового узнала, увидела Валентинка? (Узнала что такое баня по-чёрному и подпол – подвал, как прорастают семена, интересные факты из жизни домашних животных – ягнят, телят и из жизни леса - цветы. Праздник весны - когда пекли жаворонков).
· Повлияла ли Валентинка на жизнь деревенских детей? О чем она им рассказала? Чему научила?
Валентинке нелегко было в новой семье. Она очень хотела, чтобы её полюбили.
· Что подарили маме дети на День рожденья? (Романок нарисовал танк на печке, Таиска перемыла крынки, Валентинка нарисовала цветы на столешнице)
ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА ИЗ ФИЛЬМА (Подарки маме)
· Какие чувства испытала Валентинка после встречи с дедом?
· Подружилась она с ним? Как Валентинка подружилась с дедом?
· Какие события, произошедшие в семье, подтверждают, что Валентинка стала своим человеком?
Сценка «Письмо отца с фронта»
· А кто же помог Валентинке приобрести новую семью, кто особенно ее понимал, не торопил события?
· Как вы думаете, почему Валентинка не смогла сразу назвать Дарью мамой?
· Когда впервые Валентинка назвала ее мамой? (Когда убегала от быка, девочка кричала: «Мама, мама!»).
Давайте ещё раз вместе с Валентинкой переживём самый волнующий, трогательный момент её новой жизни. Она вновь сказала самое тёплое, ласковое слово: «МАМА». Видеофрагмент
Подведение итогов
· Чем заканчивается повесть?
· Почему в конце повести стоит многоточие?
· Как вы думаете, как сложится судьба у Валентинки?
· О чем эта книга, как вы считаете?
Чтение отзывов о книге
Вывод. Доброта, милосердие- эти качества характера Дарьи. И девочка Валентинка приобрела новую семью и маму благодаря душевной теплоте Дарьи. А в наше, настоящее время, нужна доброта?
-В чем может она проявляться?
Доброта – она не увядает
И не ждёт взаимности в ответ…
Никогда не жжёт, а согревает,
Оставляя в душах яркий свет…
Доброта не судит, не калечит…
От неё не стоит ждать вреда…
Лишь она от злобы мир излечит,
Не завысив цену никогда…
Доброта действительно бесценна.
И старик, что кормит голубей,
Даже сам не зная, постепенно,
Эту землю делает добрей…
И ребёнок, пожалев дворнягу,
И отдав с портфеля бутерброд,
Доброте поступком дал присягу,
Что в беде друзей не подведёт…
И друг другу веря и жалея,
Не таская в сердце груз обид,
В целом, мы становимся добрее.
Ничего, что там, в груди щемит…
Доброта всегда протянет руку,
Несмотря на сделанное зло…
Не узнать о ней – вот это мука.
С ней не всем столкнуться повезло…
Я желаю вам, чтобы в вашем сердце поселилась доброта. Чтобы у вас было желание подружиться с этим замечательным качеством человеческой души.
Список литературы.
Википедия
А.Барто «В дни войны» 1941г
Л.Воронкова «Девочка из города» 1943 г
И.Самарина-Лабиринт «Доброта» 2012г