Высшая школа делового администрирования
Конференции
Февраль 2023

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА «НА ПОЛЯНКЕ ДОБРОТЫ»

Коровкина Евгения Александровна
воспитатель
МАДОУ "Детский сад № 104 общеразвивающего вида" г. Сыктывкар, Республика Коми

Актуальность внедрения воспитательной практики: Дошкольный возраст – это один из ранних этапов для «строительства» личности ребенка, каждый «кирпичик добра, сочувствия, милосердия, взаимопомощи», заложенный вовремя и правильно формируют у дошкольника основы нравственных отношений, развивают нравственную и духовную культуры, дают понятия норм и ценностей, принятых в обществе (коллективе), воспитывают моральные и нравственные качества. Если мы хотим получить духовно богатых людей в будущем, нам, педагогам, и, конечно же, родителям надо быть «трудолюбивыми и грамотными строителями». В связи с этим, педагоги ДОО стараются найти такие воспитательные практики, которые бы учитывали все вышеперечисленные требования к формированию нравственных отношений дошкольников, т.к. у многих родителей современного общества вечные нравственные категории ушли на второй план. И это очень важная проблема.

Описание воспитательной практики: Главное средство воспитания - заряд доброты. Дети учатся уважать и любить всех, объединяться для решения социальных задач, делать добро, а самое главное, видеть результат своей деятельности. Если каждый ребенок будет воспитан на нравственных принципах, то коллектив группы будет дружный, добрый и сплоченный. Для этого мною был разработан проект, который в игровой форме помогает дошкольнику понять нравственные нормы, и, как следствие стать идеальной моделью человеческого общества. Проект включает в себя непосредственно образовательную деятельность, которую мне помогает осуществлять положительный персонаж, божья коровка Жоля. Она является символом Добра, учит детей нравственности через игры, литературу и дидактический материал. Данная НОД проходит 1 раз в месяц. Но есть и ситуативные моменты, когда в группе происходит что-то плохое, непонятное, вызывающее вопросы, божья коровка собирает всех детей на Полянке доброты, которая представляет собой разноцветный круглый коврик из секций. Каждый цвет секции обозначает какую - либо тему о добре. Дошкольники учатся разбираться в личности, душевных качествах себя и других. Вместе мы пытаемся разобраться, что случилось, каковы могут быть последствия, и, главное, как этого избежать. Дети стараются понять, что добрыми быть хорошо. Я верю, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни небольшого группового коллектива стали нравственные нормы.

Целевая аудитория воспитательной практики: дошкольники 6-7 лет.

Цель воспитательной практики: Формирование дружного коллектива воспитанников ДОУ через игру.

1. Воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам.

2. Воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям.

3. Воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям.

4. Воспитание уважения к старшим.

5. Воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду.

Технологии, методы реализации воспитательной практики: Игровые технологии, используемые в моей воспитательной практике, позволяют моделировать человеческие взаимоотношения; появляется необходимость анализировать «что такое хорошо и что такое плохо», в результате чего появляется возможность создания «дружного детского коллектива».

Он является предпосылкой для развития нравственности, ведь для успешного взаимодействия друг с другом дети строят свои отношения на основе нравственных норм.

Наиболее актуальными для реализации данной воспитательной практики для дошкольников являются сюжетно-ролевые и дидактические игры, а также театрализованные, а именно игры-драматизации.

Сюжетно-ролевые игры дают детям возможность проиграть основные сцены из семейного быта, социума вне семьи и трудовой деятельности, и, соответственно, учиться. Это наиболее продуктивный вид игры, по-моему мнению.

С помощью дидактической игры развиваются определенные психические процессы, способности, развитие сочувствия, вежливости, чуткости. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, а прожив его, может проанализировать и сделать выводы.

Ожидаемые результаты воспитательной практики:

1. Развитие положительного, доброго отношения детей к окружающим их людям.

2. Развитие умения работать в группе активно, сообща.

3. Развитие умения поступать адекватно в различных ситуациях, контролировать свои эмоции, оценивать свои поступки.

4. Возникновения у детей желания совершать добрые поступки бескорыстно.

5.Разработка методического пособия, возможность поделиться положительным опытом с коллегами.

Приложение № 1

(к Паспорту воспитательной практики)

SWOT-анализ воспитательной практики

авторского проекта «На Полянке доброты»

Внутренние факторы

Внешние факторы

Сильные стороны

Возможности

1.Технические возможности использования средств ИКТ в реализации воспитательной практики.

2. Наличие оборудованных центров для организации разнообразной детской деятельности, как самостоятельной, так и совместной со взрослыми в рамках воспитательной практики.

1. Простота и доступность изготовления необходимых пособий для реализации воспитательной практики с помощью родителей и воспитателей группы.

Слабые стороны

Угрозы (риски)

1. Трудности в создания развивающей предметно -пространственной среды для успешной реализации воспитательной практики в соответствии с ФГОС в связи с недостаточным финансированием ДОУ.

1. Отсутствие должного интереса со стороны родителей воспитанников.

2. Непонимание важности создания гармоничного коллектива со стороны родителей, ведущее к проблемам в воспитании детей.

3. Недостаточность педагогических знаний, отсутствие свободного времени для общения, нежелание заниматься своими детьми о стороны родителей (законных представителей).



Приложение № 2

(к Паспорту воспитательной практики)

План-график реализации воспитательной практики

«Авторского проекта «На Полянке доброты» (Диаграмма Ганта)



Наименование этапа

Длитель-ность

Временные рамки проекта (1месяц)

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Период 6

Период 7

1

Шаг 1, Инициация, Выявление проблемы. Проявление инициативы создания дружного коллектива группы через понимание нравственнных норм.

2 недели

2

Шаг 2, Постановка проблемы перед родителями, планирование проектной деятельности педагогом, сбор литературы для успешной реализации проекта.

2 недели

3

Шаг 3, Исполнение поставленных задач через НОД или ситуативные моменты педагогом.

8 месяцев

4

Шаг 4, Контроль за ходом проекта, анализ проблем и положительной динамики. Ожидаемые результаты.

2 недели

5

Шаг 5, Завершение проекта. Публикация. Возможность поделиться педагогическим опытом с коллегами.

2 недели



Приложение 3

Темы НОД по воспитательной практике «На полянке доброты»

на учебный год (2022-2023 гг.)

Сроки проведения НОД по воспитательной работе

Темы НОД по воспитательной работе

Цель проведения НОД по воспитательной работе

Октябрь

«Открытка ко Дню пожилого работника»

Цель – обсудить с детьми понятие «отзывчивость», нарисовать открытки и подарить их пожилым людям в социальных центрах, интернатам, своим бабушкам и дедушкам.

Ноябрь

«Поможем убрать свою площадку от листвы»

Цель – обсудить с детьми, как и чем мы можем помочь работникам детского сада

Декабрь

«Помоги малышам одеться на прогулку»

Цель – обсудить с детьми понятие «помощь близкому», задать вопрос: чем мы можем помочь малышам?

Январь

«Сам – пропадай, а товарища - выручай»

Цель - обсудить с детьми понятие «выручка», обсудить смысл пословицы, привести примеры из жизни.

Февраль

«Заботимся о братьях наших меньших»

Цель - обсудить с детьми понятие «забота», в отношении кого мы можем проявлять это чувство и почему это важно. Поучаствовать в акции - помоги приюту «Кошки за окошком», сбор нужных кормов и лекарств.

Март

«Моя мама – самая ласковая на свете»»

Цель - обсудить с детьми понятие «ласка», поговорит на тему «почему мамины руки – самые ласковые на свете». Принять участие в конкурсе рисунков о маме.

Апрель

«Я добрый человек»

Цель - поговорить с детьми о добре и зле, попросить каждого воспитанника рассказать: какие добрые дела совершил каждый из них.

Май

«Доброта спасет мир»

Цель - задать итоговый вопрос: почему доброта - самое главное человеческое чувство? Перечислить все качество, которые входят в это понятие.