Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Капустина Л.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ LЕARNINGAPPS НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Капустина Л.С. Использование интерактивных упражнений LеarningApps на уроках русского языка в начальной школе // Современная начальная школа. 2021. № 22. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/22.pdf.

Аннотация. Данная статья раскрывает возможности ресурса Learning Apps на уроках русского языка в соответствии с ФГОС. Ресурс LearningApps.org является конструктором интерактивных заданий, способствуя созданию и применению электронно-интерактивных упражнений. Имея базовые навыки работы с ИКТ, педагог получает возможность формирования своего ресурса: банк учебных материалов, создание классов, прикрепление учеников.

«Искусство преподавать заключается в умении добиться, чтобы ученик находил удовольствие в учении».
Ж.-Ж. Руссо

Мы живем в век, который называется веком высоких технологий. Вначале XXI века современную жизнь довольно сложно представить без использования информационных технологий. Цифровая школа, новая образовательная среда, открытое информационное пространство – эти слова прочно обосновались в нашем обиходе. Цифровые технологии - это возможность безграничного доступа к большому объему разнообразной информации. Они предназначены для более простой и быстрой передачи данных. Цифровая среда, в которой живут наши дети, приводит к переосмыслению методов обучения и преподавания. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Поэтому важно обучать детей использовать цифровые технологии в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса.

С введением ФГОСов потребность в информационных технологиях увеличилась. Владение ими ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Эту задачу позволяют решать применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. Активное использование мультимедиав учебной и внеурочной деятельности, видео-презентаций, специально обучающих программ, участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах не только оживляет учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности длительное преобладание наглядно - образного мышления абстрактно-логическим), но и повышает мотивацию в обучении. Такие уроки стали привычными для учащихся, а для учителей - нормой работы, что является одним из важных результатов инновационной деятельности учителя начальных классов.

Поэтому к уровню подготовки учителя предъявляются высокие требования. В соответствии с Профстандартом учитель должен обладать ИКТ-компетентностью, применять современные образовательные технологии, в том числе информационные, проводить уроки, опираясь на достижения современных информационных технологий и методик обучения. Педагог становится более компетентным в своей профессиональной деятельности, а значит, изменяются и способы организации взаимодействия учителя с учеником.

Новые требования к образованию обязывают нас, педагогов, идти в ногу со временем, развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией. Интерактивные средства обучения стали отличными помощниками в обучении детей. Интерактивное обучение позволяет стимулировать познавательную активность учащихся в освоении новых знаний. С помощью этих интерактивных образовательных ресурсов решаются такие задачи, как: формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательную активность, самостоятельность).

Основная часть

В настоящее время меня интересуют возможности ресурсов интернета, а именно, образовательные проекты, программы, призванные помогать учителю в планировании урока и экономии времени, для индивидуализации учебного процесса, внеурочных занятий очной и дистанционной форм обучения. В сети Интернета можно найти огромное количество образовательных ресурсов, размещённых на различных сайтах. Однако не всегда ресурсы, представленные в сети Интернет, удовлетворяют учителя. Кроме того, профессия учителя творческая. Каждый учитель преподносит один и тот же учебный материал по-своему, у каждого учителя есть свои педагогические находки. Поэтому у педагогов часто возникает необходимость создания собственных образовательных ресурсов, а для этого нужны соответствующие инструменты.

В сети интернета размещено множество интерактивных материалов и пособий, различных тренажеров, которые позволяют включить ученика в активную познавательную, исследовательскую, проектную, творческую деятельность. Но, я считаю, многие из них имеют недостатки:

1. Материалы предлагаются в готовом виде, внести изменения в них невозможно.

2.Составлены они только для определённого УМК.

3. Создание собственных интерактивных материалов занимает много времени.

Среди сервисов для создания различных интерактивных упражнений: тестов, кроссвордов, викторин, ребусов, ментальных карт и т. д. я хочу представить конструктор для создания интерактивных упражнений LearningApps, который можно назвать универсальным. С его помощью можно создавать самые разнообразные интерактивные упражнения по разным предметам. Интерактивные задания этого сервиса можно использовать при проверке знаний учащихся в качестве текущего контроля, при обобщении и повторении темы, во внеклассной работе по предмету. Игровая форма способствует познавательной активности учащихся, повышает мотивацию учащихся к предмету. На сайте имеются готовые интерактивные упражнения, систематизированные как по популярности, так и по предметным областям. Здесь представлено 34 макета для создания интерактивных дидактических материалов. Макеты распределены по блокам в зависимости от вида деятельности: выбор, распределение, последовательность, заполнение, онлайн-игры, инструменты. Если нет времени, можно использовать готовые задания по теме. Этот сайт полезен тем, что не только учитель, но и ученик может создать интерактивное упражнение.

Все шаблоны от сервиса LearningApps.org можно наполнить своим содержанием. Для создания заданий не требуется никаких инструкций. Таким образом, задания интерактивного образовательного ресурса LearningApps.org способствуют развитию мыслительных навыков. Задания учат классифицировать, сопоставлять, анализировать, принимать решения, делать выводы, исправлять свои ошибки. Таким образом, формируют у обучающихся универсальные учебные действия и позволяют более эффективно достигать планируемых результатов.

Приведу примеры созданных мной интерактивных упражнений для уроков русского языка. Вот мои задания, которые создала сама на этом сайте.

Ссылки на мои работы на сайте:

1.Ссылка на ресурс «Повторяем орфограммы корня»

https://learningapps.org/display?v=ptapzn7tt20

2.Ссылка на ресурс «Правописание тся- и ться- в глаголах

https://learningapps.org/10717194

3. Ссылка на ресурс «Синонимы»

https://learningapps.org/2451819

4. Ссылка на ресурс «Заполни пропуски»:

http://LearningApps.org/display?v=posbfgtga16

5.Ссылка на ресурс «Кто хочет стать миллионером»

http://LearningApps.org/display?v=p8h14i30j16

6. Ссылка на интерактивный ресурс «Найди пару»

http://LearningApps.org/display?v=pbwayahen16

7. Ссылка на ресурс тест «Приставка пре- и при-»

https://learningapps.org/display?v=puvdcgset01

Ресурс предназначен для использования на уроках русского языка в 4 классе, позволяет проверить уровень усвоения изученной темы. Тест состоит из 10 заданий. Учащимся предлагается выбрать правильный вариант ответа из двух предложенных. При нажатии на кнопку «Проверить ответ» выходит строка, подтверждающая верный ответ («Это правильный ответ!», «Верно», «Молодец!) или указывающая на то, что ответ является неверным («Будь внимательнее!», «Это неверный ответ», «Подумай ещё!») и др. Таким образом, обеспечивается быстрая обратная связь, проходит коррекция знаний и умений учащихся по изученной теме.

С помощью этого сервиса я осуществлю контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе. По завершении теста появляется окно с указанием количества правильных ответов от общего количества заданий. В условиях введения ФГОС важно формировать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки. Учащиеся могут провести самооценку выполнения задания в баллах: 10 правильных ответов – «5», 9-8 – «4», 7-5 – «3», 4 и менее правильных ответов –«2».

8. Ссылка на ресурс «Найди пару!» по теме «Антонимы»

https://learningapps.org/display?v=pyq613r5n01

Учащимся предлагается найти слова-антонимы. При выборе правильных пар карточки со словами выделяются зелёным цветом и исчезают. Если задание полностью сделано правильно, то выходит надпись-поздравление с успешным выполнением задания. При неверном ответе карточки выделяются красным цветом, у учащихся появляется возможность исправить допущенные ошибки.

9.Ссылка на ресурс «Выделить слова» по теме «Обращение»

https://learningapps.org/display?v=pxqjc0ib201

Задание: найти обращения в отрывках из стихотворений А. С. Пушкина. С помощью курсора учащиеся выделяют обращения, при этом выбранные слова выделяются синим цветом. При проверке выполнения задания возле ответов появляется значок «плюс» и надпись, что задание выполнено, верно. Если были отмечены не все обращения или обращения выделены неверно, появляется соответствующая надпись и учащемуся предлагается перепроверить выполнение задания.

10.Ссылка на ресурс пазл «Угадай-ка!» по теме «Типы связи слов в словосочетании»

https://learningapps.org/display?v=poig5r0v501

Задание: соотнесите словосочетания и их типы связи. В задании подобраны словосочетания на тему «Осень», выбрана соответствующая иллюстрация для пазла. Если учащийся правильно определяет тип связи слов в словосочетании, пазл открывается. Если учащийся делает неверный выбор ответа, выходит предупреждение о неправильном ответе и учащемуся предлагается попытка выполнить предложенное задание ещё раз. При верном выполнении задания собирается пазл-картинка и выходит надпись: «Здорово, ты всё правильно расставил по местам!».По окончании выполнения интерактивного упражнения можно предложить учащимся написать сочинение-миниатюру «Унылая пора! Очей очарованья!» с использованием словосочетаний из упражнения (возможно в качестве домашнего задания).

11. Ссылка на ресурс- упражнение «Классификация» по теме «Части речи»

https://learningapps.org/display?v=pyjsjmo7j01

Учащимся предлагается распределить выплывающие слова на три группы: имя существительное, глагол, имя прилагательное. Если задание выполнено неверно, ответы окрашиваются в красный цвет, и учащийся может исправить допущенные ошибки.

12. Ссылка на ресурс- упражнение «Заполни пропуски» по теме «Части речи».

https://learningapps.org/display?v=p3kw506jt17

Даны слова, в полях, рядом с которыми учащимся предлагается вписать названия частей речи, которыми они являются. При проверке выполнения задания верные ответы окрашиваются в зелёный цвет, неверные – в красный цвет. Учащиеся также могут исправить допущенные ошибки.

Заключение:

Преимуществами сервиса LearningApps, на мой взгляд, является следующее:

1) учащиеся могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме;

2) сервис имеет достаточно простой и удобный пользовательский интерфейс, все подсказки по созданию ресурсов размещены в шаблонах упражнений; создавать интерактивные упражнения по готовым шаблонам может как учитель, так и учащиеся;

3) с помощью LearningApps можно создавать самые разные виды интерактивных упражнений (викторины, тесты, кроссворды, игры и т. д.);

4) пользоваться созданными упражнениями можно без регистрации, так как они находятся в свободном доступе;

5) сервис имеет приятный, спокойный дизайн.

Таким образом, использование информационных технологий в начальной школе – это не просто веяние времени, это - необходимость. Информационные технологии дают мне огромную возможность проводить уроки, беседы, праздники, внеклассные мероприятия, родительские собрания, совершать виртуальные экскурсии в разные уголки нашей огромной планеты, познавая окружающий мир. Конечно, не всё получается на уроке сразу, но мы вместе с учениками стараемся решать поставленные задачи.

И напоследок, я сравниваю Информационные технологии с бездонным океаном, в который чем глубже спускаешься, тем больше узнаешь и постигаешь

Литература:

1. Профессиональный стандарт педагога. Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями. – М.: Озон, 2016.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Научное образование, 1998.

3. Софронова Н.В. Особенности и основы разработки цифровых образовательных ресурсов // Материалы конференции «Электронные ресурсы в непрерывном образовании». - Ростов-на-Дону, 2013.

4. Дистанционный всеобуч http://e-asveta.adu.by/index.php/distancionni-vseobuch/ obuchenie-online/servisy-dlya-sozdaniya-interaktivnykh-uprazhneniy/58-learningapps

5. Андреев А.А. Методические подходы к обучению с помощью веб 2.0. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.slideshare.net/PROelearning/2-12-20

6. Конструктор для создания интерактивных упражнений LearningApps: https://learningapps.org/