воспитатель
МБДОУ № 13 "Незабудка", г. Северодвинск
Актуальность
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Здоровый ребёнок характеризуется гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально-волевым, нравственным и социальным развитием. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Формирование личности ребенка в процессе воспитания происходит двумя путями: под влиянием семейного образа жизни, а также под особым воспитательным воздействием окружающей среды.
К сожалению, в России здоровый образ жизни не занимает пока первое место в шкале потребностей и ценностей человека. Родители часто все силы направляют на интеллектуальное развитие детей. Отсюда вытекает проблема: как помочь ребёнку реализовать своё право на здоровье, на счастливую жизнь? Поэтому так важно донести до родителей и детей информацию о ЗОЖ, сформировать базу знаний и представлений, а также практических навыков здорового образа жизни.
Цель проекта:
Формирование культуры здоровья у всех участников педагогического процесса, сохранение и укрепление здоровья детей 3-4 лет; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Дать начальные представление о здоровом образе жизни.
2. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены.
3. Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.
Развивающие:
1. Развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.
2. Развивать интерес к изучению себя, своих физических возможностей.
3. Развивать самостоятельность, поддерживая настроение радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, красивая ходьба, убранные игрушки в группе, одежда сложена аккуратно, «Я – молодец» и т.д.).
Воспитательные:
1. Воспитывать положительное отношение ребёнка к выполнению элементарных гигиенических процессов.
2. Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму.
3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистым, аккуратным и опрятным.
4. Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Предполагаемый результат:
ü Улучшение детско – родительских отношений;
ü Повышение педагогической компетентности родителей, ответственности за формирование у детей положительных привычек, желания и стремления вести здоровый образ жизни;
ü Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы.
ü Совершенствование навыков осознанности и самостоятельности у детей при соблюдении культурно-гигиенических процедур.
ü Дети и родители имеют элементарные представления о ценности здоровья.
Продукт проекта: Цветок «Желаний», собранный из серединки с надписью «Здоровье» и 7 лепестков: «Хочу знать о строение своего тела и быть сильным»; «Хочу знать и беречь органы чувств»; «Хочу быть опрятным»; «Хочу правильно питаться»; «Хочу соблюдать режим дня»; «Хочу научиться бережно относиться к вещам и игрушкам»; «Хочу, чтобы мне было хорошо в семье».
Форма работы с детьми и родителями:
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный:
- исследование представлений детей младшего дошкольного возраста о здоровье;
- анкетирование родителей;
- постановка цели, задач;
- изучение методической литературы,
- планирование мероприятий по реализации проекта;
- создание специально организованной среды (подбор дидактических и настольно–печатных игр, наглядных пособий, художественной литературы, конспектов НОД, буклетов, папок – передвижек и т.д.).
2. Основной:
- реализация запланированных мероприятий, в соответствии с разработанным планом
«Хочу знать о строение своего тела и быть сильным»
(Компонент ЗОЖ двигательная активность)
«Путешествие в страну Спортландия»
Ситуативный разговор о пользе утренней гимнастики;
Беседа: «Строение тела человека»;
Рассматривание картинок с изображением спортивного инвентаря, людей, занимающихся различными видами спорта;
Игровое упражнение: «А у тебя?»;
Игровое задание: «Для чего нужна человеку эта часть тела»;
Экспериментирование: «Измерялки» (измерение различными способами роста, величины стоп, ладоней);
Д.и.: «Чудесный мешочек» (Закреплять у детей знания о строении тела человека, развивать тактильную память, внимание);
Упражнение: «Найди своё место» (по росту);
Физкультминутка: «Части тела»;
ХЭР: Раскрашивание картинок с изображением детей и любимых мультипликационных героев, занятых различными видами спорта;
П.и.: «Ровным кругом…», «Покажи (сделай), что я скажу»;
Музыкальная игра: «Где же, где же наши…».
Работа с родителями:
Выставка рисунков «Чья ладошка больше?»; Просмотр мультфильма «Зарядка для хвоста».
«Хочу знать и беречь органы чувств»
(Компонент ЗОЖ профилактика болезней)
«Путешествие в страну Зазеркалье»
Экспериментирование:
«Зеркало», «Наши помощники», «Что звучит?», «Отгадай по запаху», «Холодное – горячее»
Цель: познакомить детей с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять – форму, структуру поверхности), с охраной органов чувств.
Зарядка для глаз: «Глазки солнцу улыбнутся».
Дыхательное упражнение: «Носик».
Х.Э.Р.:
Совместное творчество «Портрет нашей группы»;
Игра с мячом: «Назови части лица и тела»
Д.и: «Сложи картинку»
С.Р.и: «Кукла Катя заболела» Цель: учить детей в игре отражать знания о профессии врача, формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре; использовать во время игры медицинские инструменты и называть их.
«Хочу быть опрятным»
(Компонент ЗОЖ профилактика болезней)
«Путешествие в страну Чистоты»
Беседа: «Кто такие микробы и где они живут?» Цель: формировать осознанное отношение к необходимости соблюдать правила личной гигиены.
Д.и.: «Надо, надо умываться…» (Закреплять у детей знания о последовательности действий в процессе умывания).
«Правила чистюли». Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание), учить показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
Проговаривание потешек во время КГН: «Водичка-водичка» и др.
Настольно печатная игра: «Здоровый малыш» (валеология) Цель: знакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью.
Рассматривание иллюстраций «Правила гигиены» Цель: формировать у детей навыки ответа на простые вопросы «Кто? Какой? Что делает?»; ознакомить детей с предметами личной гигиены; формировать привычку заботиться о чистоте рук и тела.
Рассматривание картинок «Предметы личной гигиены»
Цель: закреплять название и функции различных гигиенических предметов
Отгадывание загадок о гигиенических принадлежностях
Чтение художественной литературы:
Л. Яхнина «Очень правдивая история»;
А.Барто «Девочка чумазая»,
К. Чуковского «Мойдодыр»
Работа с родителями:
Просмотр мультфильмов: «Мойдодыр», «Про бегемота, который боялся прививок», «Птичка Тари».
«Хочу правильно питаться» (Компонент ЗОЖ питание)
«Путешествие в страну Витаминов»
Беседа: «Где живут витамины?». Цель: рассказать детям о витаминах в доступной форме и их пользе для здоровья, уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья.
Д/и: «Угадай на вкус». Цель: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их на вкус.
Лото: «Овощи, фрукты и ягоды». Цель: закреплять знание названий овощей, фруктов и ягод; пополнять словарный запас детей; развивать память, концентрацию внимания.
Отгадывание загадок о полезных и вредных продуктах.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Цель: формировать у детей представления о полезных продуктах, умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
Хороводная игра: «Зайка шёл»;
Чтение художественной литературы: С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».
Х.Э.Р.: Аппликация «Витамины на тарелке»;
Рисование по трафарету овощей и фруктов: (карандашами, фломастерами). Цель: закреплять знания о полезных продуктах, развивать мелкую моторику рук.
Работа с родителями:
Совместное создание газеты: «Мои любимые продукты».
«Хочу соблюдать режим дня»
(Компонент ЗОЖ режим дня)
«Путешествие в страну Часов»
П.Р.: «Первые шаги в математику»: «Части суток «утро», «день», «вечер», «ночь». Цель: познакомить с частями суток, с режимом дня в детском саду; развивать умение ориентироваться во временных отношениях.
Беседа: «Зачем соблюдать режим дня»
Д/и: «Когда это бывает». Цель: закреплять у детей знания о частях суток и режиме дня; развивать связную речь, обогащать словарный запас; воспитывать положительное отношение к выполнению режимных моментов.
Сюжетно-ролевая игра: «Уложим куклу спать». Цель: уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды; закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.
Чтение художественной литературы:
Е. Серова «Лягушонок»;
А. Говоров «Секрет бодрости».
Слушание колыбельных песен;
Танец: «Часики» (Фиксики).
Х.Э.Р.: «Часики» (коллективный коллаж) Цель: закрепить знания детей о частях суток и режимных моментах.
Работа с родителями:
Фотогазета «Режим в детском саду».
«Хочу научиться бережно относиться к вещам и игрушкам»
(Компонент ЗОЖ Профилактика болезней, закаливание)
«Путешествие в страну Порядка»
Д.и.: «Путаница, или что для чего?» Цель: выявить путём исправления ошибок, что каждая вещь нужна для определённых действий и должна находиться на своём месте;
Д.у.: «Научим Машу прибирать игрушки» Цель: закрепить у детей знания о необходимости соблюдения порядка в помещении, о необходимости прибирать игрушки на место, быть бережливыми в обращении с ними.
СРИ: «Поможем Федоре навести порядок» Цель: продиагностировать, что дети знают о необходимости соблюдения чистоты и порядка, какие способы создания чистоты и порядка им знакомы.
Н.П.И.: «Уютный домик» Цель: уточнить знания детей о названии и классификации предметов: «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Игрушки»; расширять словарный запас; развивать внимание, память, мышление; воспитывать аккуратность, отзывчивость.
Чтение художественной литературы:
Л.Воронкова «Маша растеряша»;
Е.Благинина «Как у нашей Ирки»;
Э. Мошковская «Митя и рубашка».
Работа с родителями:
Просмотр мультфильмов: «Федорино горе»,
Фотовыставка: «Я помощником росту – маме с папой помогу!».
«Хочу, чтобы мне было хорошо в семье»
(Компонент ЗОЖ Благоприятная психологическая обстановка в семье)
«Путешествие в страну Семейных традиций»
Слушание песни: В. Шаинский «Улыбка»;
Беседа: «Традиции здорового образа жизни в моей семье». Цель: Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к традициям здорового образа жизни в семьях воспитанников.
Музыкально-познавательный досуг: «Цветик-семицветик».
Цель: обобщить и уточнить полученные, в ходе проекта, знания детей о здоровом образе жизни в интересной и занимательной форме; побуждать дошкольников к эмоциональному отклику, к пониманию и осмыслению; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Работа с родителями:
Фотоконкурс «Здоровая семья»
Номинации:
ü «Здоровое питание»;
ü «Спорт в моей семье»;
ü «Вместе весело гулять»;
«Рассчитавшись по порядку, дружно делаем зарядку».
3. Заключительный:
- подведение итогов работы;
- презентация проекта и распространение информации о проекте в своем учреждении;
- проведение музыкально-познавательного досуга: «Цветик-семицветик».
Библиография:
1. Деркунская В.А. Образовательная область «Здоровье». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
2. Здравствуй, пальчик! Как живёшь?: картотека тематических пальчиковых игр / сост. Л.Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014.
3. Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Под ред. Л.В. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2015.