Высшая школа делового администрирования
Конференции
Январь 2023

ИНФОРМАЦИОННО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

Быстрова Светлана Анатольевна
воспитатель
МБДОУ № 13 "Незабудка", г. Северодвинск

Актуальность

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Здоровый ребёнок характеризуется гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально-волевым, нравственным и социальным развитием. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Формирование личности ребенка в процессе воспитания происходит двумя путями: под влиянием семейного образа жизни, а также под особым воспитательным воздействием окружающей среды.

К сожалению, в России здоровый образ жизни не занимает пока первое место в шкале потребностей и ценностей человека. Родители часто все силы направляют на интеллектуальное развитие детей. Отсюда вытекает проблема: как помочь ребёнку реализовать своё право на здоровье, на счастливую жизнь? Поэтому так важно донести до родителей и детей информацию о ЗОЖ, сформировать базу знаний и представлений, а также практических навыков здорового образа жизни.

Цель проекта:

Формирование культуры здоровья у всех участников педагогического процесса, сохранение и укрепление здоровья детей 3-4 лет; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Дать начальные представление о здоровом образе жизни.

2. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены.

3. Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.

Развивающие:

1. Развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.

2. Развивать интерес к изучению себя, своих физических возможностей.

3. Развивать самостоятельность, поддерживая настроение радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, красивая ходьба, убранные игрушки в группе, одежда сложена аккуратно, «Я – молодец» и т.д.).

Воспитательные:

1. Воспитывать положительное отношение ребёнка к выполнению элементарных гигиенических процессов.

2. Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму.

3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистым, аккуратным и опрятным.

4. Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Предполагаемый результат:

ü Улучшение детско – родительских отношений;

ü Повышение педагогической компетентности родителей, ответственности за формирование у детей положительных привычек, желания и стремления вести здоровый образ жизни;

ü Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы.

ü Совершенствование навыков осознанности и самостоятельности у детей при соблюдении культурно-гигиенических процедур.

ü Дети и родители имеют элементарные представления о ценности здоровья.

Продукт проекта: Цветок «Желаний», собранный из серединки с надписью «Здоровье» и 7 лепестков: «Хочу знать о строение своего тела и быть сильным»; «Хочу знать и беречь органы чувств»; «Хочу быть опрятным»; «Хочу правильно питаться»; «Хочу соблюдать режим дня»; «Хочу научиться бережно относиться к вещам и игрушкам»; «Хочу, чтобы мне было хорошо в семье».

Форма работы с детьми и родителями:

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный:

- исследование представлений детей младшего дошкольного возраста о здоровье;

- анкетирование родителей;

- постановка цели, задач;

- изучение методической литературы,

- планирование мероприятий по реализации проекта;

- создание специально организованной среды (подбор дидактических и настольно–печатных игр, наглядных пособий, художественной литературы, конспектов НОД, буклетов, папок – передвижек и т.д.).

2. Основной:

- реализация запланированных мероприятий, в соответствии с разработанным планом

«Хочу знать о строение своего тела и быть сильным»

(Компонент ЗОЖ двигательная активность)

«Путешествие в страну Спортландия»

Ситуативный разговор о пользе утренней гимнастики;

Беседа: «Строение тела человека»;

Рассматривание картинок с изображением спортивного инвентаря, людей, занимающихся различными видами спорта;

Игровое упражнение: «А у тебя?»;

Игровое задание: «Для чего нужна человеку эта часть тела»;

Экспериментирование: «Измерялки» (измерение различными способами роста, величины стоп, ладоней);

Д.и.: «Чудесный мешочек» (Закреплять у детей знания о строении тела человека, развивать тактильную память, внимание);

Упражнение: «Найди своё место» (по росту);

Физкультминутка: «Части тела»;

ХЭР: Раскрашивание картинок с изображением детей и любимых мультипликационных героев, занятых различными видами спорта;

П.и.: «Ровным кругом…», «Покажи (сделай), что я скажу»;

Музыкальная игра: «Где же, где же наши…».

Работа с родителями:

Выставка рисунков «Чья ладошка больше?»; Просмотр мультфильма «Зарядка для хвоста».

«Хочу знать и беречь органы чувств»

(Компонент ЗОЖ профилактика болезней)

«Путешествие в страну Зазеркалье»

Экспериментирование:

«Зеркало», «Наши помощники», «Что звучит?», «Отгадай по запаху», «Холодное – горячее»

Цель: познакомить детей с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять – форму, структуру поверхности), с охраной органов чувств.

Зарядка для глаз: «Глазки солнцу улыбнутся».

Дыхательное упражнение: «Носик».

Х.Э.Р.:

Совместное творчество «Портрет нашей группы»;

Игра с мячом: «Назови части лица и тела»

Д.и: «Сложи картинку»

С.Р.и: «Кукла Катя заболела» Цель: учить детей в игре отражать знания о профессии врача, формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре; использовать во время игры медицинские инструменты и называть их.

«Хочу быть опрятным»

(Компонент ЗОЖ профилактика болезней)

«Путешествие в страну Чистоты»

Беседа: «Кто такие микробы и где они живут?» Цель: формировать осознанное отношение к необходимости соблюдать правила личной гигиены.

Д.и.: «Надо, надо умываться…» (Закреплять у детей знания о последовательности действий в процессе умывания).

«Правила чистюли». Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание), учить показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Проговаривание потешек во время КГН: «Водичка-водичка» и др.

Настольно печатная игра: «Здоровый малыш» (валеология) Цель: знакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью.

Рассматривание иллюстраций «Правила гигиены» Цель: формировать у детей навыки ответа на простые вопросы «Кто? Какой? Что делает?»; ознакомить детей с предметами личной гигиены; формировать привычку заботиться о чистоте рук и тела.

Рассматривание картинок «Предметы личной гигиены»

Цель: закреплять название и функции различных гигиенических предметов

Отгадывание загадок о гигиенических принадлежностях

Чтение художественной литературы:

Л. Яхнина «Очень правдивая история»;

А.Барто «Девочка чумазая»,

К. Чуковского «Мойдодыр»

Работа с родителями:

Просмотр мультфильмов: «Мойдодыр», «Про бегемота, который боялся прививок», «Птичка Тари».

«Хочу правильно питаться» (Компонент ЗОЖ питание)

«Путешествие в страну Витаминов»

Беседа: «Где живут витамины?». Цель: рассказать детям о витаминах в доступной форме и их пользе для здоровья, уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья.

Д/и: «Угадай на вкус». Цель: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их на вкус.

Лото: «Овощи, фрукты и ягоды». Цель: закреплять знание названий овощей, фруктов и ягод; пополнять словарный запас детей; развивать память, концентрацию внимания.

Отгадывание загадок о полезных и вредных продуктах.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Цель: формировать у детей представления о полезных продуктах, умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.

Хороводная игра: «Зайка шёл»;

Чтение художественной литературы: С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».

Х.Э.Р.: Аппликация «Витамины на тарелке»;

Рисование по трафарету овощей и фруктов: (карандашами, фломастерами). Цель: закреплять знания о полезных продуктах, развивать мелкую моторику рук.

Работа с родителями:

Совместное создание газеты: «Мои любимые продукты».

«Хочу соблюдать режим дня»

(Компонент ЗОЖ режим дня)

«Путешествие в страну Часов»

П.Р.: «Первые шаги в математику»: «Части суток «утро», «день», «вечер», «ночь». Цель: познакомить с частями суток, с режимом дня в детском саду; развивать умение ориентироваться во временных отношениях.

Беседа: «Зачем соблюдать режим дня»

Д/и: «Когда это бывает». Цель: закреплять у детей знания о частях суток и режиме дня; развивать связную речь, обогащать словарный запас; воспитывать положительное отношение к выполнению режимных моментов.

Сюжетно-ролевая игра: «Уложим куклу спать». Цель: уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды; закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.

Чтение художественной литературы:

Е. Серова «Лягушонок»;

А. Говоров «Секрет бодрости».

Слушание колыбельных песен;

Танец: «Часики» (Фиксики).

Х.Э.Р.: «Часики» (коллективный коллаж) Цель: закрепить знания детей о частях суток и режимных моментах.

Работа с родителями:

Фотогазета «Режим в детском саду».

«Хочу научиться бережно относиться к вещам и игрушкам»

(Компонент ЗОЖ Профилактика болезней, закаливание)

«Путешествие в страну Порядка»

Д.и.: «Путаница, или что для чего?» Цель: выявить путём исправления ошибок, что каждая вещь нужна для определённых действий и должна находиться на своём месте;

Д.у.: «Научим Машу прибирать игрушки» Цель: закрепить у детей знания о необходимости соблюдения порядка в помещении, о необходимости прибирать игрушки на место, быть бережливыми в обращении с ними.

СРИ: «Поможем Федоре навести порядок» Цель: продиагностировать, что дети знают о необходимости соблюдения чистоты и порядка, какие способы создания чистоты и порядка им знакомы.

Н.П.И.: «Уютный домик» Цель: уточнить знания детей о названии и классификации предметов: «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Игрушки»; расширять словарный запас; развивать внимание, память, мышление; воспитывать аккуратность, отзывчивость.

Чтение художественной литературы:

Л.Воронкова «Маша растеряша»;

Е.Благинина «Как у нашей Ирки»;

Э. Мошковская «Митя и рубашка».

Работа с родителями:

Просмотр мультфильмов: «Федорино горе»,

Фотовыставка: «Я помощником росту – маме с папой помогу!».

«Хочу, чтобы мне было хорошо в семье»

(Компонент ЗОЖ Благоприятная психологическая обстановка в семье)

«Путешествие в страну Семейных традиций»

Слушание песни: В. Шаинский «Улыбка»;

Беседа: «Традиции здорового образа жизни в моей семье». Цель: Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к традициям здорового образа жизни в семьях воспитанников.

Музыкально-познавательный досуг: «Цветик-семицветик».

Цель: обобщить и уточнить полученные, в ходе проекта, знания детей о здоровом образе жизни в интересной и занимательной форме; побуждать дошкольников к эмоциональному отклику, к пониманию и осмыслению; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Работа с родителями:

Фотоконкурс «Здоровая семья»

Номинации:

ü «Здоровое питание»;

ü «Спорт в моей семье»;

ü «Вместе весело гулять»;

«Рассчитавшись по порядку, дружно делаем зарядку».



3. Заключительный:

- подведение итогов работы;

- презентация проекта и распространение информации о проекте в своем учреждении;

- проведение музыкально-познавательного досуга: «Цветик-семицветик».

Библиография:

1. Деркунская В.А. Образовательная область «Здоровье». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

2. Здравствуй, пальчик! Как живёшь?: картотека тематических пальчиковых игр / сост. Л.Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014.

3. Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Под ред. Л.В. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2015.