Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Федорова И.М. ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Федорова Ирина Михайловна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лубянская средняя школа", Республика Татарстан, Кукморский район, с. Лубяны

Библиографическое описание: Федорова И.М. Предметная неделя в начальной школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей // Современная начальная школа. 2020. № 10. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/10.pdf.

I. Введение

Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта.

Актуальность проекта

В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к познавательной деятельности.

Цель: повышение интереса учеников к предметам, формирование познавательной активности, кругозора.

Задачи:

1. Создание условий для развития индивидуальных интеллектуальных, творческих, социальных способностей детей в образовательном учреждении.

2. Вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам, а также выработка самодисциплины и самоорганизации.

В школе ведется определенная работа по развитию способностей одаренных детей. В каждом классе создан банк данных одаренных детей, педагоги привлекают одаренных детей к участию в различных мероприятиях, способствующих их развитию. Работа дает свои результаты: творчески одаренные дети проявляют себя в различных мероприятиях: концертах, фестивалях, выставках, конкурсах разного уровня, наши ученики являются победителями и призерами многих творческих конкур.

В то же время существуют отрицательные стороны в работе с одаренными детьми.

Недостатки:

1) отсутствует системный подход в школе к выявлению и поддержке, развитию одаренных детей;

2) недостаточный уровень компетентности педагогов школы в работе с одаренными детьми;

3) отсутствие координации деятельности всех служб школы по проблемам одаренных детей.

Проблема: создание специально организованной многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среды для развития способных и одаренных детей.

II. Основная часть

В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность (относительно независимый фактор одарённости). Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности. Сегодня мы часто будем обращаться к таким словам как «одарённость, одарённый ребёнок, креативность».

Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников.

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности — это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Одаренность можно рассматривать как стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.

Только в том случае, когда высокая креативность сочетается с высоким уровнем интеллекта, наблюдается хорошая адаптация к социальной среде, эмоциональная уравновешенность, независимость, высокая и продолжительная творческая активность.).

Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов — поддержать их и помочь самореализоваться.

Одаренные дети – это в первую очередь дети, которые не обязательно имеют столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не имеют развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи). Они могут иметь некоторое отставание в физическом развитии (плохая координация движений и корявый почерк), застенчивость, отсутствие внешнего интеллекта, блеска. Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе.

Одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми — создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.

Задача перед учителем стоит не из легких: увидеть такого ребенка, определить его способности, создать для него условия развития, помочь ему реализовать себя. Примером универсального поиска таких талантов могут служить предметные недели.

Предметные недели – достаточно традиционная часть внеучебной деятельности, привычны для любой общеобразовательной школы. Как правило, это некий набор мероприятий, специализирующихся либо в гуманитарной, либо в математической, либо в иной другой области учебной деятельности.

Предметные недели являются многолетней традицией и для нашей школы. Проводятся такие недели как заблаговременно подготовленный праздник, оказывающий массовое воздействие на школьников. Их популярность вызвана прежде всего тем, что предметная неделя включает различные виды внеклассной работы: конкурсы, викторины, устные журналы, выпуск стенгазет, вечера, утренники, КВНы, научно-практические конференции и т.д. Большую роль играет создание праздничной творческой атмосферы в самой школе.

Неделя начальных классов в нашей школе открывается и проводится каждый год по-разному. В течение уже нескольких лет темы не повторяются. Это дает возможность ученикам, переходящим из класса в класс, расширять свое мировоззрение и развивать больший интерес к предметам.

Главной особенностью предметной недели является то, что она объединяет разные возрастные группы обучающихся и создает условия для их совместной познавательной и творческой деятельности. Учителя школы включают в план Недели мероприятия, в которых принимают участие ребята с первого по четвертый классы. Такая форма мероприятий дает возможность расширить свой кругозор, повысить уровень мотивации учебной деятельности, понять, насколько увлекательны, а может быть, и необходимы учебные предметы, а также найти новых друзей.

Нами был сформулирован принцип проведения предметной недели: каждый ребёнок является активным участником всех событий недели. Он может попробовать свои силы в различных видах деятельности: решать задачи и примеры, сочинять, писать, петь, декламировать, мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать, участвовать в постановках, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки, готовить доклады и выступать с ними. План проведения предметной недели заранее обсуждался на заседании МО учителей начальных классов.

Успех в проведении предметных недель во многом зависит от того, насколько своевременно и качественно будет осуществлена подготовительная работа. Подготовка учащихся к неделе происходит в процессе всего учебного года. Изучая программный учебный материал, приобретая соответствующие знания, практические умения и навыки, учащиеся тем самым осуществляют свою подготовку к неделе.

Предметные недели мы стараемся проходить интересно и насыщенно.

Каким должно быть мероприятие? Данное мероприятие относится к типу общешкольных, а значит, оно должно иметь логическое начало и окончание. В случаях, когда проводится неделя начальных классов, мероприятия озвучиваются детям на торжественной линейке, посвященной открытию, которую проводит директор школы либо его заместитель по учебной части. Кроме этого, учителям первой ступени образования необходимо продумать, каким должно быть оформление школы на каждый запланированный день. Оно обязательно должно соответствовать тематической направленности. Обучающиеся должны быть максимально задействованы, поэтому необходимо заранее продумать мини-игры, конкурсы и викторины в которых можно поучаствовать. И не забывать о наградах в виде маленьких сувениров или сладких призов.

Познавательная предметная неделя «Чтобы было легко потом, нужно пройти через трудности сейчас.»проводилась в форме игры- соревнования по всем предметам учебного плана. Каждый день недели позволял выявить лучших учеников по учебным дисциплинам.

1-ый день – День русского языка. При подготовке учителя использовали различные формы проведения урока. Это были мини- сочинения, изложения с элементами сочинения, списывание текста, составление рассказов по картине, работа с различными видами текста, участие в олимпиаде.

2-ой день - День математики. В зависимости от подготовки класса учителя заранее подобрали разноуровневые задачи и примеры, подготовили много познавательного и занимательного материала.

3-ий день – библиотечный урок «День птиц». В ходе подготовки к этому дню все ученики начальных классов посетили библиотечные уроки, где познакомились с произведениями различных писателей о птицах. Школьный библиотекарь подготовила презентацию «Самые- самые», в которой были собраны самые необычные сведения о птицах не только нашего края, но и о самых малоизвестных представителях разных видов. На уроках ученики составляли загадки, разбирали пословицы и поговорки, решали кроссворды, работали с энциклопедиями.

4-ый день - День природы. Это день развития любознательности и познавательного интереса к окружающему нас миру птиц. В этот день в каждом классе были проведены уроки-игры, уроки- КВНы, уроки-викторины.

5-ый день - День творчества. Этот день, по признанию детей, стал самым ярким и красочным. На уроках ИЗО и технологии ученики рисовали, лепили, составляли небольшие композиции. Ребята попробовали себя и в роли мастеров народной росписи.

В ходе проведения предметной недели каждый ученик нашёл свою нишу для самовыражения, были организованы выставки лучших творческих работ, награждены ученики и учителя начальных классов. Отличившихся в результате проведения недели, был дан старт новым исследовательским работам младших школьников.

На протяжении всей недели каждый ученик начальных классов мог сравнить свои работы с лучшими работами одноклассников, оценить работы учеников других классов. Ведь одной из задач начальной школы является формирование навыков самопроверки, самоконтроля и самооценки.

Участие учащихся в мероприятиях предметной недели может поощряться выставлением положительной оценки («4», «5») за ближайший урок по данному предмету в журнал. Отличившиеся при проведении мероприятий учащиеся могут быть награждены грамотами за активное участие и достигнутые успехи на основе представления педагогов.

Заключение.

Подводя итоги, пришли к выводу, что проведение таких недель благоприятно влияет на активизацию познавательной деятельности учащихся; содействует развитию творческих способностей; способствует выявлению талантливых учащихся; формирует ответственность за порученное дело, умение работать в коллективе; воспитывает нравственно-эстетическое отношение к миру.

Библиографический список

1. Закон об образовании 2013 – федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.

2. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты 2 поколения.

3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. /Под ред. В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2010

4. Григорьев Д. В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. – М.: Просвещение, 2011

5. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. – М.: Просвещение, 2011

6. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 дет. — Ярославль, 2002.

7. Строкова, Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении // Одаренный ребенок. – 2003. – № 6. – С. 45-51.

8. Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. – М., 1997.

9. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? / Г.А.Цукерман // Рига: ПЦ "Эксперимент". -2000. - 260 с.

10. Цукерман, Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь / Г.А.Цукерман // М., - 2003.