Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Изотова М.В. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Изотова М.В. Исследовательская деятельность в начальной школе // Современная начальная школа. 2021. № 21. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/21.pdf.

В ФГОС второго поколения сформулированы требования к результату образования, которые можно с полным основанием считать системообразующим компонентом документа, потому что именно результат должен определить пути и средства его достижения. Они включают предметные результаты обучения и универсальные умения. Универсальные умения – это и универсальные учебные действия, и умение учиться, то есть способности человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Одним из наиболее эффективных средств достижения обозначенного результата является исследовательская деятельность. Детская потребность в исследовании окружающего мира обусловлена биологически, поэтому каждый ребенок стремится наблюдать и экспериментировать, добывать всё новые и новые сведения об окружающем мире. Постоянно возникающие вопросы и поиск ответов на них – естественное состояние ребенка. Именно это стремление и должно стать основой для дальнейшего развития каждого школьника.

Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Таким образом, если развитие навыков исследовательского поведения будет осуществляться по плану и систематически, то это поспособствует формированию у учащихся специальных исследовательских действий и дополнительной мотивации их к освоению содержания образования.

Под общими исследовательскими умениями и навыками А.И. Савенков предлагает понимать следующие:

􀁹 видеть проблемы;

􀁹 задавать вопросы;

􀁹 выдвигать гипотезы;

􀁹 давать определения понятиям;

􀁹 классифицировать;

􀁹 наблюдать;

􀁹 обладать умениями и навыками проведения экспериментов;

􀁹 делать выводы и умозаключения;

􀁹 структурировать полученный в ходе исследования материал;

􀁹 доказывать и защищать свои идеи;

􀁹 обладать умениями и навыками работы с текстом.

По мнению А.И. Савенкова, овладение этими важными когнитивными инструментами – залог успешности познавательной деятельности детей.

Увидеть проблему – одна из важнейших составляющих исследовательских навыков. А.И. Савенков отмечает, что «найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее». Проблемой может стать вопрос или комплекс вопросов, возникающих в процессе учения. Таким образом, весь процесс учения видится как непрерывный поиск ответов на обнаруженные вопросы, установление других вопросов и т.д. Чтобы найти проблему, а затем решить ее, необходимо предпринять действия, направленные на исследование того, что связано с проблемной ситуацией. В свою очередь, проблемной можно назвать ситуацию, которую невозможно решить непосредственно в имеющихся обстоятельствах имеющимися средствами. Для ее разрешения требуется остановиться и задуматься. Одно из самых важных свойств исследователя при установлении проблем – умение взглянуть на объект исследования с разных сторон, способность изменять первоначальную точку зрения. Это позволяет обнаружить те признаки и качества объекта, которые не видны при традиционном взгляде или не замечены другими.

Как только обнаружена проблема, требуется найти способы ее решения. Этому служит в немалой степени умение выдвигать гипотезы. Гипотеза – это предположение о возможном пути решения. В ее основе еще не доказанное, первоначальное суждение о закономерной связи явлений, некое предвидение возможного движения. Гипотезы могут рождаться как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.

В процессе продуцирования гипотез обязательно требуются оригинальность, гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Именно эти качества позволяют, не опасаясь отрицательной оценки со стороны окружающих, не оглядываясь на стереотипы и штампы, выдвигать самые смелые, неожиданные, нетривиальные идеи. Причем в процессе обучения – чем больше, тем лучше. Ведь любая гипотеза сама по себе не истинна и не ложна, пока не подтверждена или не опровергнута.

Младшие школьники довольно часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Учителю следует опираться на это качество, побуждая учеников выдвигать гипотезы в поисках ответов на их собственные вопросы, а также на вопросы, возникающие в ходе уроков. Создавая условия для выдвижения гипотез, педагог не должен забывать и о том, что необходимо учить детей видеть согласованность выдвинутых предположений с фактическим материалом. Однако это не означает, что детские предположения должны «отбраковываться» и «сортироваться». Установление соответствия должно происходить исподволь, в процессе обсуждения – так, чтобы не разрушить у ребенка желание продуцировать новые идеи, потому что сама по себе гипотеза может стать важным фактором, способным мотивировать творческий исследовательский поиск. Еще одной важной способностью является умение организовывать и проводить эксперимент. На этапе подтверждения-опровержения гипотез эксперимент может и должен служить одним из главных аргументов их истинности или ложности. А.И. Савенков отмечает, что эксперимент, в отличие от наблюдения, предполагает воздействие человека на объект. Любой эксперимент требует проведения каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения.

Литература

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Учебная литература, 2006.