Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Ипатова О.Н. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ В 1-М КЛАССЕ

Ипатова Ольга Николаевна
учитель начальных классов, воспитатель в ГПД, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 80 с углублённым изучением английского языка, г. Санкт-Петербург

Библиографическое описание: Ипатова О.Н. Методическая разработка урока математики в 1-м классе // Современная начальная школа. 2020. № 8. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/08.pdf.

Тема урока: Число и цифра 5.

УМК «Учусь учиться» Школа 2000… (Петерсон Л.Г.)

Тип: урок открытия новых знаний.

Цель урока: формирование математических представление о числе 5.

Планируемые результаты урока.

Предметные:

Обучающиеся научатся:

-получат представление о числе 5 как количественной характеристике групп, содержащих 5 предметов;

-научатся писать цифру 5;

-научатся иллюстрировать с помощью числового отрезка последовательность чисел в ряду; образовывать новое число из предыдущего и установят связь между ними;

-запомнят состав числа 5.

Метапредметные:

Обучающиеся научатся:

- выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение;

- ставить цели учебной деятельности, сохранять в памяти задачи, работать по плану.

- контролировать и оценивать свои учебные действия.

Личностные:

Обучающиеся научатся:

- получат опыт успешной работы совместной работы в паре и группе;

- общаться в соответствии с основными правилами общения и получат опыт их применения;

- проявлять интерес к предмету.

Ход урока

1. Мотивация к деятельности

-Кто самый главный человек на уроке? Что значит ученик САМ добывает знания?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

2. Актуализация необходимых знаний

2.1. Учитель предлагает для выполнения в парах задание

-Подберите выражения к рисункам. Составьте пары.

Учащиеся самостоятельно работают в парах.

Учитель организует проверку с помощью интерактивной доски: один учащийся на доске составляет пары с объяснением, все на местах проверяют свою работу, сверяя с эталоном на доске.







Рисунок 1

2.2. Учитель предлагает записать число 4+1 отметить на числовом отрезке.

Обучающиеся выполняют задание и фиксируют затруднение.

Учитель затем предлагает сформулировать учебную цель урока.

Учитель предлагает детям высказаться:

-Чему бы вы хотели научиться на уроке?

Дети высказываются, чему они хотят научиться на уроке.

Учитель на основании высказываний подводит итог и предлагает план изучения числа 5.

План:

1.Запись цифры 5.

2.Место числа 5 на числовом отрезке.

3.Состав числа 5.

3. Организация познавательной деятельности

3.1. Число 5.

Учитель организует работу с учебником - задание 1 страница 42.

Учащиеся открывают учебник, рассматривают рисунок, анализируют, отвечают на вопросы.

Учащиеся из палочек в счетном материале складывают пятиугольник. Затем строят по точкам пятиугольник в тетради.

Учитель предлагает рассмотреть рисунки на слайде и ответить на вопрос

- Что общего на всех рисунках?

Учащиеся под руководством учителя делают вывод: всех предметов по 5.

Учитель предлагает в счетном материале найти карточку с цифрой 5. Дети находят карточку, показывают друг другу.

3.2. Запись цифры 5

Учитель организует работу по плану (запись цифры 5)

- Рассмотрите картинку и скажите, какая цифра спряталась? (Цифра 5.)

- Попробуйте написать в тетради цифру 5 правильно и красиво.

Выполняют задание в рабочей тетради под руководством учителя.

- Поднимите руку, кто не смог написать цифру пять правильно и красиво?

- В чем ваше затруднение? Учащиеся говорят о затруднениях.

- Кто написал цифру пять, можете ли вы обосновать, что у вас получилось правильно и красиво? В чем ваше затруднение? Почему?

- Поставьте цель перед собой.

Учащиеся определяют под руководством учителя задачу, которую нужно выполнить, и планируют ее решение.

- Что вам поможет узнать, как писать цифру пять правильно и красиво?

-Назовите элементы написания цифры и назовите места расположения точек-опор этого элемента.

Учащиеся анализируют написание цифры 5. Находят ее сходство со знакомыми им предметами, выделяют точки-опоры цифры 5 и определяют места их расположения как парах.

- Назовите элементы написания цифры 5.

- На какие предметы похожи элементы?

Учитель демонстрирует рисунок гамака и месяца и предлагает варианты названия элементов.





Рисунок 2



Рисунок 3

Учитель демонстрирует образец написания с проговариванием, предлагает обучающимся выполнить задание 2 в рабочей тетради.

- Чему мы научились на уроке?

Учащиеся делают вывод, что они сегодня они узнали, как писать цифру 5 правильно и красиво, и научились писать цифру 5 по элементам и целиком.

3.3. Место числа 5 на числовом отрезке, счёт

- Откройте учебник на странице 42.

Учитель организует работу по учебнику с заданием 3 на странице 42.

- Сколько единиц присчитали? Сколько единиц отсчитали? Как быстрее считать?

- Придумайте свои примеры на присчитывание и отсчитывание с помощью числового отрезка.

Учащиеся анализируют, делают выводы, составляют примеры.

- Продолжаем работать в тетради на печатной основе.

Учитель организует работу в рабочей тетради задание 3 страница 43.

- Выполни действия на числовом отрезке и допищи равенства.

Учащиеся анализируют текст задания, планируют его выполнение под руководством учителя, выполняют задание в тетрадях. Проверяют по эталону и делают вывод.

Физкультурная минутка. Учащиеся выполняют упражнения.

3.4. Состав числа 5

Учитель организует работу по изучению состава числа 5.

- Покажите с помощью счетных палочек, на какие две части можно разбить число 5. А на какие три части?

Учащиеся работают со счетными палочками, выполняют задание по запоминание состава числа 5. Учитель осуществляет контроль и самопроверку.

Учитель организует самостоятельную работу с самопроверкой по выполнению задания 4 на странице 43 рабочей тетради.

- Дорисуйте точки. На какие части можно разбить число 5?

- Заселим «домики».

Учащиеся выполняют задание с использованием счетного материала.

Учитель организует самостоятельную работу по учебнику задание 5 страница 43.

Учащиеся выполняют задание, один ученик на наборном полотне (закрыт для проверки)

Учащиеся выполняют самопроверку деятельности.

4. Рефлексия деятельности

Учитель предлагает сделать вывод урока.

- Какую учебную цель ставили? Достигли ли цели? Справились с трудностями?

Учащиеся оценивают работу на уроке, делают вывод о достижении учебной цели урока, о сложностях, возникших при работе над темой, успехах

- Оцените свою работу на уроке с помощью ««Лесенки успеха».

Учащиеся открывают «Лесенку успеха», оценивают себя, делают отметку на ступеньке.

Библиографический список

1. Петерсон Л. Г. Математика. 1 класс. Учебник в 3-х частях, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

2. Петерсон Л. Г. Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь в 3-х частях, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.