Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Топорова А.К. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО И НЕГАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Библиографическое описание:
Топорова А.К. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО И НЕГАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современная начальная школа. 2022. № 11 (42). Часть 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/42.zip.

Современное общество претерпевает множество изменений, связанных с политической, экономической, социально-культурной и другими сферами жизни. Сегодня здоровье современного человека, в частности психологическое, подвержено множеству негативных факторов. Многих людей все чаще начинают посещать негативные мысли, возникают отрицательные эмоции и переживания, которые могут формировать негативное мышление.

Дети младшего школьного возраста подвержены множеству влияний со стороны общества, социума, ближайшего окружения, социальных институтов (школы, семьи, друзей, одноклассников), средств массовой информации и т.д. Иногда, такое влияние может иметь негативную окраску, вызывающую отрицательные эмоции и переживания, с которыми ребенок не способен справиться в силу своих возрастных особенностей. Так, например, недостаточный уровень развития критического мышления не позволяет младшему школьнику адекватно воспринимать и перерабатывать негативную, отрицательную информацию, поступающую извне. А значит, способствует созданию базы для формирования негативного мышления.

Дети младшего школьного возраста имеют ряд возрастных психологических особенностей. По мнению Божович Л.И, «Развитие организмов происходит под определяющим влиянием внешних условий их жизни. Ребенок развивается в условиях сложной социальной среды, в условиях воспитания и обучения. Условия, в которых живет ребенок, воздействуя на него, создают постепенное усложнение его связей с этими условиями, постепенное усложнение его жизненных процессов. У него формируются и те высшие процессы, которые называются психическими и которые обеспечивают бесконечно сложное взаимоотношение организма с окружающим миром» [2. С.22].

Младший школьный возраст – это период активного развития самооценки как осознания ребенком самого себя, своих умственных способностей и физических сил, целей и мотивов своего поведения, отношения к окружающему, другим людям и самому себе. Самооценка помогает управлять поведением, формирует личность ребенка. Именно поэтому, правильно сложившееся самооценка способствует развитию уверенности в себе, настойчивости, самокритичности, неверная (завышенная или заниженная) – неуверенности или самоуверенности, некритичности, зависимости от окружения или противостояния ему. В этом процессе велика роль окружающих. «Вместе с самооценкой у ребенка происходит становление собственных взглядов, отношений, оценок, что образует внутренний стержень личности» [4. С. 57].

Сравнительное изучение школьников Васильевой Т. Н., показало, что у детей с адекватной самооценкой преобладает позитивное мышление, а у детей с заниженной самооценкой негативное [3. С. 26].

Тем самым, правильно сложившаяся самооценка, позволяет ребенку быть уверенным в себе, дает возможность оценивать себя со стороны, быть самокритичным, что в свою очередь влияет на формирование позитивного мышления младшего школьника.

Многие личностные приобретения младшего школьного возраста в силу своей непрочности в сочетании с недостаточностью критичностью ребенка могут служить основой для формирования культурных мировоззренческих штампов, а значит – создавать базу для негативного (патогенного) мышления. Как отмечает М. Раттер, противоречивый и чрезвычайно жесткий набор моральных качеств, способствующий частому выражению неодобрения и разочарования в ребенке как личности, может быть причиной формирования черт тревожности, неуверенности в себе, чувства вины, то есть негативных черт. Особенно часто это происходит в процессе идентификации с родителями [6. С. 21].

В период обучения ребенка в начальной школе активно формируется не только направленность личности и характер, но и система управления. Главное место среди них занимает произвольная функция. Постоянное подчинение школьным правилам, саморегулирование поведения на основе осознания учебных задач способствует развитию у детей произвольности психических процессов, действий, поступков [3. С. 38].

Необходимость контроля и самоконтроля, оценки своих действий создают благоприятные условия для формирования в этот период способности планировать и выполнять действия про себя, во внутреннем плане. Младшие школьники активно учатся, умеют, как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия, что является основой для развития рефлексии. Это качество личности проявляется в умении объективно анализировать свои действия и поступки. Таким образом, произвольность, внутренний план действий и рефлексия – это важнейшие новообразования личности младшего школьника. Именно они составляют основу позитивного мышления [3. С. 39].

Исследования психологов показывают, что усвоение младшим школьником моральных, дисциплинарных норм и правил существенно отражается на их эмоциях. Наблюдается усиление сдержанности, а также осознанности в проявлениях эмоций. Младшие школьники в основном уже умеют управлять своим настроением. Им часть присущ бодрый, радостный эмоциональный настрой. Вместе с тем у части ребят наблюдается эмоциональная импульсивность, и даже аффективное состояние. Главная их причина – расхождение между уровнем притязаний и возможностью их удовлетворения. Если не находится средств его преодоления, то отрицательные переживания проявляются в раздражительных, а иногда и злых, гневных реакциях [4]. Как считает Васильева Т. Н., для предупреждения подобных эмоциональных срывов необходимо обратить особое внимание на формирование позитивного мышления [3. С. 43].

С поступлением в школу у некоторых детей начинает преобладать тревожное беспокойство, угнетенное состояние. Раттер М. называет две причины этого: боязнь расставаться с матерью, любимыми игрушками и тревога из-за какой-то деятельности в школе. Эмоциональное состояние тревоги сопровождается проявлениями организма: сердцебиение, напряжение мышц, потовыделение, расстройство кишечных функций и другие. Все это больше пугает и расстраивает ребенка, способствует укреплению негативного мышления. Менее характерны для детей младшего школьного возраста депрессии, ипохондрические состояния [6. С. 120].

У многих здоровых, нормально развивающихся детей в младшем школьном возрасте возможны умеренные патогенные эмоциональные нарушения, которые не должны вызывать особого беспокойства. Однако окружающими ребенка взрослым необходимо их контролировать. В первую очередь это касается таких состояний, как агрессивность, разочарование, комплекс вины.

В младшем школьном возрасте агрессивность обычно возникает по причине обманутых надежд в процессе патогенного воспитания в семье или школе. Если ребенок видит в окружающих взрослых злых людей, которые регулярно подавляют его, мешают жить естественно, препятствуют удовлетворению любых его желаний, он непременно делается злым и агрессивным. Под влиянием этих эмоций дети совершают соответствующие поступки, после чего страдают от этого, испытывают чувство вины, страх утратить любовь близких. Так возникает порочный круг – ребенок подавлен не только родителями, но и собственным чувством вины и страхом. Именно поэтому А. Фромм считает, что от агрессивности больше всего страдает сам ребенок. Лучший способ, который, по мнению, А. Фромма, помогает справиться с агрессивностью ребенка – это проявление к нему любви [7. С. 28].

В младшем школьном возрасте дети довольно часто сталкиваются с разочарованием. Уберечь ребенка от всех разочарований невозможно. По мнению А. Фромма, верный признак того, что ребенок не слишком страдает от разочарований проявляется в том, что он рассказывает взрослым о своих бедах. Если взрослые не способны понять причины дискомфорта ребенка, значит, он утратил самую надежную гарантию против разочарования – своих родителей. Таким образом, лучший способ справиться с разочарованием – уделить ребенку больше внимания, так как он не обладает опытом, чтобы пережить события. Во время таких контактов взрослым предоставляется уникальная возможность сформировать у ребенка черты позитивного мышления, вооружить его средствами противостояния жизненным трудностям [7. С. 28].

На важные основы формирования позитивного мышления младшего школьника в ситуациях разочарования указывает Э. Ле Шан. Она советует педагогам выбрать совместно с ребенком оптимальный стиль поведения в подобных ситуациях, научить детей не отчаиваться, выйти из ситуации победителем. «Педагог должен помочь ребенку обрести позитивный контроль над своим поведением, показав, что есть возможность исправить положение, что оно небезвыходно» [5. С. 146].

Для формирования позитивного мышления особенно важным является становление произвольного процесса воспроизведения образов эмоций. Возможность сдерживать воспроизведение отрицательных образов (стоп-реакция) – это важнейшая особенность позитивного мышления.

В анализе личностных новообразований необходимо отразить проблемы типологических вариантов формирования личности младших школьников. Основой для их выделения являются как природные свойства (задатки, тип нервной системы), так и социально приобретенный опыт ребенка (манеры общения, самооценка, социальные роли и т.п.) [9].

В исследованиях А.Э. Александровской, было выделено шесть типологических вариантов формирования личности младших школьников:

-гармоничный;

-конформный;

-доминирующий;

-чувствительный;

-тревожный;

-интровертированный [1. С.56].

Дети, составляющие гармоничный вариант формирования личности обладают высоким уровнем сформированности интеллектуальных функций, общительностью, уверенностью в себе, высоким самоконтролем, отсутствием тревожности, активностью. Он легко овладевает учебной деятельностью и быстро осваивается в новой социальной обстановке. У этих дети все перечисленные свойства могут быть хорошей основой для формирования позитивного мышления [1. С.57].

Конформный тип формирования личности характеризует ребенка с высокой школьной мотивацией, потребностью поступать согласно предъявленным нормам, общительность, уверенность в себе. Однако у этих детей недостаточно развита познавательная деятельность, что может затруднять усвоение учебной программы. У детей конформного типа мало оснований для яркого проявления негативного мышления, но конформность и недоразвитие познавательной деятельности могут быть причиной напряженных ситуаций [1. С.56].

Доминирующий тип формирования личности отличает следующие особенности: стремление к самостоятельности, стремление к лидерству, обладание социальной смелостью, склонность к риску, недостаточный самоконтроль, неумение регулировать свою активность, патогенные эмоции зависти, обостренная гордость, тщеславие, склонность к агрессивному фантазированию. У этих детей необходимо формировать элементы позитивного мышления, способствующие самоконтролю [1. С.57].

Чувствительный тип формирования личности характеризуется такими особенностями как: высокий самоконтроль, добросовестность, робость, застенчивость, зависимость от социального окружения, патогенные состояния вины, разочарования, тревоги, страха. Эти дети наиболее чувствительны к проявлению патогенных свойств мышления [1. С.57].

Тревожному типу личности характерны следующие особенности: крайняя изменчивость эмоций, повышенная впечатлительность, излишнее волнение, возбудимость, неуверенность в себе, чувство ответственности, понимание социальных нормативов. Тревожные дети часто хорошо учатся, особенно им хорошо удается чтение, рассказ, но их успехи всегда сопровождаются излишним напряжением психики. Эти дети восприимчивы к патогенным состояниям обиды, страха, крайнего волнения. Следовательно, позитивное воспитание, по мнению Васильевой Т. Н., необходимо осуществлять через стабилизацию эмоциональной сферы, обучению общения, сдерживанию образов обобщения [1. С.58].

Отличительной особенностью интровертированного типа формирования личности является направленность на познавательную деятельность, в чем помогает высокий уровень развития интеллектуальных функций. Эти положительные качества дополняются отрицательными: пониженный контроль за окружающей действительностью, замкнутость, социальная робость, ранимость. Дети с таким типом формирования личности имеют достаточную психологическую основу для формирования мышления патогенного типа [1. С.62].

По мнению Т. Н Васильевой, не все зависит только от природной предрасположенности детей. Большое значение имеет социальная ситуация развития: микроклимат в семье, стиль воспитания, состояние общества в целом. Длительное пребывание ребенка в хронической психотравмирующей ситуации приводит к заострению личностных особенностей, характерных для каждого типа, вызывая либо невротическое состояние, либо патогенную трансформацию поведения [3. С. 34].

Таким образом, младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития позитивного мышления в силу таких новообразований личности младшего школьника как рефлексия, произвольность, внутренний план действия, служащих основой позитивного мышления.

Библиографический список

1. Александровская, Э.М., Кокуркина, Н.И., Куренкова, Н.В. Психологическое сопровождение школьников / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. – М.: Академия, 2002. – 208 с.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1997. – 464с.

3. Васильева, Т.Н. Формирование саногенного мышления младшего школьника / Т.Н. Васильева. - Калининград, 1996. – 48с.

4. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология: учебник для вузов / О.Б. Дарвиш / Под ред. В.Е. Клочко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.

5. ЛеШан, Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума / Э. ЛеШан. – М.: Прайм-Еврознак, 2005. – 125 с.

6. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. - М.: Прогресс, - 1987. – 424с.

7. Фромм, А. Азбука для родителей / А. Фромм. – Ленинград: ЛЕНИЗДАТ, - 1991. – 319с.