Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Абайдуллина Л.Ф. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Библиографическое описание:
Абайдуллина Л.Ф. Психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО // Современная начальная школа. 2021. № 27. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/27.pdf.

Начать свою статью мне бы хотелось с одной очень известной психологической притчи: Эта история произошла давным-давно в одном старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределы родного города. Но был в городе человек, который завидовал славе мудреца. И вот однажды завистник решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошѐл он на луг, поймал бабочку, посадил еѐ между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца, какая бабочка у меня в руках: живая или мѐртвая? Если он скажет «живая», я сомкну ладони, и бабочка умрѐт. А если скажет «мѐртвая», я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас мудрее!» Так всѐ и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил еѐ между сомкнутых ладоней и прилюдно задал мудрецу вопрос: «Скажи, о мудрейший! Какая у меня бабочка в руках: живая или мѐртвая?» И тогда великий мудрец, который был очень умным и дальновидным человеком, ответил: «Всѐ в твоих руках». И даже человеческая душа, уважаемые учителя, психологи. В греческой мифологии о Психее – душе упоминают как о бабочке. Если мы подходим к психике человека именно так – деликатно, нежно, внимательно–мы будем вознаграждены, наблюдая, как она раскрывается, подобно крыльям бабочки-павлина. Если же мы поторопимся, прекрасная бабочка будет испугана. Или даже превратится в агрессивного тигра…

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.

Таким образом, в современной социальной ситуации констатируется необходимость в психолого-педагогическом сопровождении учащихся, которое призвано гарантировать право на качественное образование каждому ребенку, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и

потенциала развития.

Цель психологического сопровождения: создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования в условиях введения ФГОС НОО второго поколения.

Задачи:

· систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО;

· создать оптимальные социально-психологические условия личностного и интеллектуального развития обучающихся начальной школы, в т.ч. соблюдая принцип преемственности на каждом возрастном этапе;

· создать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня профессиональной мотивации и компетентности педагогов в условиях введения ФГОС НОО.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся в рамках введения ФГОС ООО:

1. Диагностическая работа (цель: выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения). Считаю целесообразным проведение в 1 классах следующих методик:

Изучение личностных УУД: тест на отношение к школе и учению (Т.А.Нежнова), определение мотивов учебной деятельности (М.Р.Гинзбург), методика определения школьной мотивации (Л.Г.Лусканова);

Изучение регулятивных УУД: методика «Изучение саморегуляции» (по У.В.Ульенковой);

Изучение познавательных УУД: методика диагностики словесно-логического мышления (Л.И.Переслени, Л.Ф.Чупрова),методика «Срисовывание образцов» (З.Матейчек, М.Старнадова);

Изучение коммуникативных УУД: методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман);

Оценка предметных результатов учащихся 1 классов;

Анкетирование родителей учащихся 1 классов.

Проективные методики: экспресс-диагностика интересов.

Тесты и методики на изучение интересов, склонностей, способностей:

1.Кто ваш ребенок? Темперамент ребенка и выбор кружка, секции, занятий внеурочной деятельности;

2.Карта интересов для младших школьников (Савенков А.И.);

3.Анкета для родителей «Способности ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста»;

4.Методика определения склонностей младшего школьника.

Методики на изучение психологических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения).

Диагностика эффективности внеурочной деятельности:

ü Методика Гинзбурга «Беседа о школе» (внутренняя позиция школьника);

ü Проективная методика «Что мне нравится в школе» (мотивация к учебной деятельности, эмоциональное отношение к школе);

ü Анкета для родителей «Отношение ребенка

к внеурочной деятельности» (Худяшова Н.И.)

2. Коррекционно-развивающая работа (цель: разработка рекомендаций для родителей и педагогов, организация работы с детьми, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.). На данном этапе можно проводятся:

1. Групповые занятия «Введение в школьную жизнь», направленные на избегание негативных эмоций у школьников, помощь в адаптации к школе;

2. Индивидуальная и групповая работа с детьми, имеющими низкие показатели по изучаемым психическим свойствам и развитию УУД.

3. Психологическое консультирование

1. Индивидуальные консультации педагогов и родителей;

2. Семинары для педагогов «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности учения», «Пути преодоления неуспеваемости младшего школьника», групповые консультации для педагогов.

4. Психологическое просвещение (приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре, формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития).

- Проводить классные тематические родительские собрания по темам «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником», «Мой ребенок стал школьником», «Особенности адаптационного периода первоклассника»;

- Оформить уголок для родителей «Психологическая азбука»

- Проводить тренинги для педагогов «Психологический практикум. Обучение педагогов методам снятия эмоционального напряжения», «Самоменеджмент учителя, или Как лучше организовать свою работу».

Формы работы психолого-педагогического сопровождения с обучающимися разнообразны:

ü профилактическая работа с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей

ü выявление учащихся группы риска (методом мониторинга)

ü сопровождение одаренных детей (через создание условий для реализации творческого потенциала – активного участия в научно-практических конференциях с исследовательской работой; олимпиадах школьного, муниципального, республиканского и Всероссийского уровня, дистанционного обучения учащихся в Центре для одаренных детей)

ü сопровождение детей с ОВЗ и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы (разработана адаптированная образовательная программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья)

ü проведение тренингов по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формирование мотивации к учебному процессу

Планируемые результаты психолого-педагогического сопровождения школьников на ступени НОО:

- Повышение психологического комфорта всех участников образователь- ного процесса;

- Оказание психологической помощи участникам образовательного про- цесса в решении проблем, возникающих в процессе обучения, личностного развития, общения;

- Успешная адаптация и социализация учащихся;

- Сопровождение инновационной деятельности учащихся.

Становится очевидным, что для реализации требований федерального государственного образовательного стандарта необходима активная и содержательная работа психологической службы образовательного учреждения. Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности позволяет повысить эффективность деятельности школы в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

Внеурочная деятельность в нашей школе представлена направлениями и формами, состоящими из системы клубов, секций и кружков. При выборе содержания, организационных форм внеурочной деятельности соблюдается принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Создаются социально-психологические условия для максимального личностного развития и успешного обучения детей через такие традиционные формы, как профилактика, диагностика, консультирование, развивающая и коррекционная работа, психологическое просвещение и образование. Психологическое сопровождение охватывает всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей и педагогов.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что психолого-педагогическое сопровождение в современной школе – реальная потребность времени, над этим необходимо работать всем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования. А закончить выступление мне бы хотелось цитатой из еще одной мудрой притчи: Помощь маленькой не бывает, море состоит из капель, а жизнь из добрых мелочей. Всѐ в наших руках, уважаемые педагоги!