Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Брусенская Е.А. АНАЛИЗ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИХ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ

Брусенская Евгения Александровна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 46», г. Калуга

Библиографическое описание: Брусенская Е.А. Анализ цифровых образовательных ресурсов с точки зрения возможности использования их при обучении решению задач на движение // Современная начальная школа. 2020. № 9. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/09.pdf.

С введением в учебный процесс новых компьютерных технологий становится актуальной проблема накопления и использования цифровых образовательных ресурсов.

Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях. [4, с. 285]

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) — это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. [3, с. 139]

В своей работе мы будем пользоваться вторым определением, так как оно более полно раскрывает существенные признаки понятия, демонстрирует многообразие типов информации для ЦОР.

Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) состоит из простых и сложных объектов. Простыми объектами считаются объекты, обладающие содержательной и функциональной целостностью и осмысленностью. Простые объекты выражены в определенной форме (текст, изображение, звук) и часто имеют иллюстративный характер. Сложными объектами считаются объекты, которые состоят из простых, обладают содержательной и функциональной целостностью более высокого уровня. [2, с. 52]

Таким образом, при правильном использовании ЦОР могут стать незаменимым средством для обучения младших школьников решения задач на движение.

В одном цифровом образовательном ресурсе могут быть выделены информационные (или информационно-спра-вочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие элементы.

Цифровой образовательный ресурс может быть представлен на CD, DVD или любом другом электронном носителе, а также опубликован в телекоммуникационной сети.

Важно отметить, что ЦОР не может быть редуцирован к бумажному варианту, так как при этом теряются его дидактические свойства.

С учетом характера взаимодействия педагогов и обучаемых с цифровыми образовательными ресурсами разработаны как детерминированные, так и недетерминированные ЦОР.

Теоретическая часть подразделов ЦОР представлена образовательными ресурсами, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми определены разработчиком, и не могут быть изменены пользователями. В практической части, наряду с детерминированными ЦОР, имеются образовательные ресурсы, параметры, содержание которых и способ взаимодействия с ними, прямо или косвенно устанавливаются в соответствии с интересами обучаемых, целями, потребностями, уровнем подготовки и т.п. Все изменения производятся на основе информации и с помощью технологий, определенных разработчиком.

Разработанные виды цифровых образовательных ресурсов и материалы, необходимые для их создания, включают информационные источники декларативного типа — электронные копии печатных изданий, аудио- и видеозаписей. Представленные комбинированные (универсальные) ЦОР содержат отдельные элементы различных видов (конвекционные, программированные, проблемные) и могут быть эффективно использованы при реализации различных подходов в обучении школьников математике.

Также существуют ЦОР различных типов.

Типы цифровых образовательных ресурсов:

- интерактивные компоненты — вопросы и задачи, контрольные и самостоятельные работы, интерактивные модели и анимации;

- демонстрационная графика — иллюстрации, анимации, видеофрагменты;

- тексты — параграфы текста, тексты со звуком, биографии ученых, таблицы;

- материалы для учителя — презентации и уроки.

- ЦОР по функциональному назначению разделены на две группы:

- информационные источники, под которыми понимается все множество различных материалов в цифровом формате, используемых в учебной работе - тексты, статические и динамические изображения, анимационные модели;

- информационные инструменты, обеспечивающие работу с информационными источниками. [66, с. 68]

Использование интерактивных моделей существенно ускоряет процесс объяснения учебного материала и повышает его качество. Образы явлений и понятий, которые формируются с помощью моделей и анимаций, запоминаются надолго.

Интерактивные модели легко вписываются в урок и позволяют учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. В процессе работы с ними предлагаются следующие виды заданий:

1. Компьютерные наблюдения — после того, как объяснён новый материал, или во время объяснения имеет смысл предложить учащимся 1-2 наблюдения. Работая с интерактивной моделью во время изучения нового материала, учитель может продемонстрировать данное свойство через проекционную аппаратуру.

2. Экспериментальные задачи-исследования — задачи, для решения которых необходимо подставить соответствующие параметры переменных и пронаблюдать изменение графика. Как правило, учащиеся с особым энтузиазмом берутся за решение таких задач. Несмотря на кажущуюся простоту, такие задачи очень полезны, так как позволяют учащимся увидеть живую связь компьютерного эксперимента и аналитического решения заданий.

3. Расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой-задачи, которые вначале необходимо решить без использования компьютера, а затем проверить полученный ответ.

4. Лабораторные работы — эффективные ресурсы программы создают удобную техническую базу для реализации многочисленных лабораторных работ, носящих творческий, исследовательский характер. Ученику при выполнении лабораторной работы предстоит провести, например, построение графиков функций, предпринять индивидуальное исследование её свойств, попытаться подметить какие-то закономерности, высказать в этой связи собственные гипотезы, экспериментально проверить их справедливость.

5. Дидактические игры — учебный материал используется в качестве средства игры; при помощи игровых приёмов и ситуаций учитель может стимулировать учащихся к математической деятельности. В процессе игры развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность. [5, с. 15-16]

В общеметодическом плане с помощью ЦОР организуется помощь учителю при подготовке к уроку (см. рис. 1). [1, с. 88]

Применение на уроках ЦОР в различных формах способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся. Одна из простых форм — сопровождение объяснения материала своей же презентацией, использование при объяснении видеофрагментов, картин, рисунков, схем, других медиаобъектов. При этом остаётся неизменной ориентация на знаниевую составляющую содержания образования, изложенного в стандарте. Иная форма применения ЦОР — это использование их в интерактивных, инновационных методах обучения: создание учебных мини-проектов, рациональный поиск информации в Интернет, использование материалов ЦОР для подтверждения выдвинутых учебных гипотез.



Компоновка моделирование урока из отдельных цифровых объектов

Большое количество дополнительной и справочной информации — для углубления знаний

Эффективный поиск информации

Значение ЦОР при подготовке к уроку

Подготовка контрольных и самостоятель-ных работ

Подготовка творческих заданий

Подготовка поурочных планов



Рисунок 1. Значение ЦОР для подготовки к урокам

ЦОР могут эффективно использоваться в различные моменты урока, расширяя возможности применения для разных типов уроков, способствуют активизации самостоятельной работы учащихся на занятиях и в ходе выполнения домашней работы. Рассмотрим применение ЦОР на различных этапах урока.

ЦОР используется на этапе объяснения нового материала, в основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например, электронные учебники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы.

ЦОР на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков используется при закреплении пройденного материала, эффективным является использование обучающих компакт-дисков.

ЦОР для контроля и оценки знаний, умений и навыков используется в проектной деятельности, программах-тренажерах, контрольных заданиях и тестах.

ЦОР для подготовки домашнего задания используется при выполнении творческих заданий, создании рефератов и докладов, презентаций. [61, с. 158]

Педагог должен определить наиболее оптимальную с точки зрения интерактивности стратегию демонстрации ЦОР на каждом уроке, чтобы стимулировать познавательный интерес учащихся. Каждый разработанный ЦОР педагог должен использовать в соответствующий момент занятия и в течение запланированного отрезка времени. Темп и содержание демонстрации не должны приводить к перегрузке обучаемых информацией, практически каждый ЦОР достаточно насыщен, поэтому педагог должен очень тщательно подбирать наиболее приемлемые иллюстративные материалы, а остальные использоваться в практической части урока или для самостоятельной работы учащихся. Использование ЦОР на уроке не должно приводить к пассивному созерцанию учащимися предлагаемого материала. Учитель должен постоянно руководить демонстрацией, взаимодействовать с аудиторией, организовывать обратную связь, использовать мини-диалоги, дискуссии, споры. Педагог должен заранее продумать свои речевые сообщения на уроки, чтобы оптимально сочетать аудиальную и визуальную составляющие в процессе обучения.

Таким образом, с помощью ЦОР можно формировать новые умения и навыки, поэтому нельзя рассматривать их только как новые образовательные возможности. У учеников появилась возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки. Использование ЦОР на своих уроках рассматриваю не как цель, а как способ постижения мира; как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся; как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя; как способ расширения зоны индивидуальной активности ребёнка.

Мы провели анализ некоторых ЦОР по математике, созданных специально для учителей и учеников начальной школы. Для исследования были выбраны электронные тренажеры к учебнику Л.Г Петерсон для 4 класса, М.И. Моро для 3 класса от компании «Buka», электронные тестовые задания по математике для 1-4 класса от компании «1С» и электронное учебное пособие «Математика и конструирование» для 2-4 класса от компании «ДОС» (см. табл. 1).



Таблица 1. Сравнительная характеристика различных ЦОР по математике

для начальной школы

Критерии

ЦОР

«Математика

и конструирование»

«Тренажер к учебнику Л.Г. Петерсон, 4 кл.»

«Тренажер к учебнику М.И. Моро, 4 кл.»

«Математика. 1-4 классы. Тесты»

Введение понятия скорость

Не вводится.

Не вводится.

Не вводится.

Не вводится.

Виды движения

Одновременное движение, движение вдогонку.

Встречное движение, движение в противоположные стороны, движение вдогонку, движение с отставанием, одновременное движение.

Встречное движение, движение из одного пункта, движение в противоположных направлениях.

Равномерное движение, движение вдогонку.

Обучение решению задач

Не дано теоретического обоснования и примеров.

Даны небольшие теоретические пояснения о каждом виде движения, для каждого вида движения представлены формулы и схемы-примеры.

Не дано теоретического обоснования и примеров.

Не дано теоретического обоснования и примеров.

Контроль

Осуществляется контроль за решением каждой задачи, так же имеется итоговый тест, где задача на движение - один из видов заданий для проверки развитости математических навыков

Осуществляется контроль за решением каждого задания, после решения всех заданий предлагается самостоятельно составить контрольную работу с возможностью выбора количества заданий количества баллов за полностью решенное задание.

Осуществляется контроль за решением каждого задания, после решения всех заданий предлагается самостоятельно составить контрольную работу возможностью выбора количества заданий количества баллов за полностью решенное задание.

Задача на движение одно из заданий теста, направленного на проверку умения решать разные виды задач.



Таким образом, проанализировав данные цифровые ресурсы, мы пришли к следующим выводам.

1. ЦОР «Математика и конструирование» предназначен для закрепления и проверки общематематических знаний и умений и не подходит для обучения решению задач на движение.

2. ЦОР «Тренажер к учебнику Л.Г. Петерсон, 4 кл» помогает освоить значительный теоретический и практический материал. Обучение решению задач происходит логично с поэтапным контролем, который помогает отслеживать тенденцию усвоения предлагаемого материала.

3. ЦОР «Тренажер к учебнику М.И. Моро, 4 кл.» не позволяет полноценно закрепить умение решать задачи, связанные с разнообразными видами движения, так как их количество представлено в недостаточном объеме. В данном электронном учебном пособии также возможно осуществление поэтапного контроля за темпами обучения решению задач на движение.

4. ЦОР «Математика. 1 — 4 классы. Тесты» представляет собой совокупность заданий тестового характера по разным темам, в том числе по решению задач. Отсутствует отдельная тема, связанная с решением задач на движение.

На основании анализа можно сделать вывод, что не все ЦОР подходят для обучения решению задач на движение, так как во многих из них отсутствует полноценный теоретический материал, а практического материала недостаточно для закрепления умения решать задачи на разные виды движения и проверки этого умения. Таким образом, самым удачным по исполнению и содержанию ЦОР, связанный с обучением решению задач на движение, мы считаем «Тренажер к учебнику Л.Г. Петерсон, 4 кл.».

Библиографический список

1. Лаптев, В.В. Инструментальная компьютерная среда в начальном образовании [Текст]: В.В.Лаптев, Е.В.Баранова, И.В.Симонова, О.А.Ивашова, Л.В.Савельева, Л.В.Симонова, Е.Е.Останина, Г.С.Щеголева // Начальная школа. -2007.- №4. - С. 86-92.

2. Осипова, О.П. Цифровые образовательные ресурсы в обучении младших школьников [Текст]: О. П. Осипова, 3. С. Ишмуратова // Начальная школа. - 2009. - № 1. - С. 51-56.

3. Роберт, И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст]: учеб. пособие для студ.пед.вузов и системы повыш.квалиф.пед.кадров / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецова, А. Ю. Кравцова — М.: Дрофа, 2008 - 320 с.

4. Селевко, А.Г. Современные информационно-технические средства в школе [Текст]: учеб. пособие/ А.Г. Селевко М.: Народное образование, 2004. - 421 с.

5. Сениченков, Ю.А. Компьютерные инструменты педагога [Текст]: Ю.А. Сениченков // Математика - № 3. - 2003. - С. 15-18.

6. Степаненко, О. В. Разработка и использование авторских цифровых образовательных ресурсов в практике начальной школы [Текст]: О. В. Степаненко // Начальная школа. - 2009. - № 6. - С. 65-71.